Не так давно в российский кинопрокат ворвался сиквел фильма «Мег: Монстр глубины», откусив приличный кусок прибыли кинотеатров. Режиссером второй части – «Мег 2: Бездна» (2023) – выступил британский хоррормейкер, один из режиссеров культового сериала «Доктор Кто» (2005 – н. в.) и автор новой экранизации «Ребекки» Дафны Дю Морье Бен Уитли.
На волне популярности второй части фильма про гигантских акул, которые почему-то так и не вымерли, решили вспомнить пять фильмов про этих пугающих хищников.
Рассказывает Анастасия Гончарова:
«Мег: Монстр глубины» / The Meg (2018)
Реж. Джон Тёртлтауб
«Мэг: Монстр глубины» – экранизация научно-фантастического романа американского писателя Стива Альтена «Мег: Роман глубокого ужаса» 1997 года. В центре сюжета фильма – Джонас Тейлор (Джейсон Стейтем), спасатель-ныряльщик, который сменил опасную работу на чуть менее опасную квартирку над баром в Тайланде. Пару лет назад он участвовал в спасении ученых с атомной подводной лодки и принял непростое для себя решение – отстыковаться и оставить часть команды, чтобы спасти хоть кого-то. Тогда, по его словам, катастрофу спровоцировало неизвестное гигантское существо, протаранившее лодку. Тем не менее кажется, что никто не оценил его поступка: все винят его в смерти членов команды, забывая о спасенных жизнях, а доктор всем рассказывает о его психозе. И вот спустя пять лет миру снова требуется помощь Джонаса – глубоководный батискаф попадает в лапы морского чудовища.
«Мэг» (сокращенно от мегалодон) выглядит чудовищно вторичным по отношению к другим фильмам про акул. И это при том, что формообразующие «Челюсти» вышли в далеком 1975! Возможно, причина в сценарии, который несколько раз переписывался: сначала книгу адаптировал Том Уилер, потом студия обратилась к Джеффри Боаму, а в итоге и вовсе вернулась к изначальной авторской версии. Возможно, причина в мультижанровости: тут хоррор и сай-фай, история любви и личная драма, даже комическое не забыли. Но в этом букете так мало от каждого, что при просмотре зритель может остаться в недоумении – что же я только что увидел? Не оценили фильм и критики, номинировав «Мэг: Монстр глубины» на Золотую малину за худший сиквел, ремейк или плагиат. Но и эта награда проплыла мимо «Мег» прямо в руки Этана Коэна и его вольной экранизации Конан-Дойля.
Тем не менее по сборам «Мэг» показал себя очень хорошо: лидировал и в российском и в международном прокате, собрав по всему миру более 529 млн. долларов при бюджете в 130 млн. Во многом благодарить стоит Джейсона Стэйтема, который у соотечественников вызывает жгучий приступ народной любви. Заложник одного образа, Стэйтем в «Мэг» обретает еще больший вес за счет других совершенно безликих и клишированных персонажей и делает полезный для себя и для зрителя вывод: путь к сердцу женщины лежит через ее ребенка. Что ж, ждем пополнение пацанских изречений актера.
—-----------------------------------------------------------------------------
Рассказывает Амалия Бабаян:
«Челюсти» / Jaws (1975)
Реж. Стивен Спилберг
В мировом прокате потихоньку стихает ажиотаж вокруг «Барбенгеймера» — главного события летнего кинотеатрального сезона. Пора вспомнить о первом в истории «летнем блокбастере» — фильме «Челюсти».
Курортный городок на острове Эмити, разгар пляжного сезона. Одним утром шериф Мартин Броуди обнаруживает на побережье останки девушки, погибшей вследствие нападения белой акулы. Он настаивает на закрытии пляжа, но мэр острова не одобряет предложение, полагая, что новых нападений не будет. Однако число жертв возрастает с каждым днем. Тогда Броуди вместе с опытным рыбаком Квинтом и экспертом из института океанографии Мэттом Хупером отправляется на лодке в опасную экспедицию, чтобы убить монстра.
Культовый хоррор Стивена Спилберга имел ошеломляющий успех и первым преодолел отметку в $100 миллионом. С этого момента в Голливуде началась эпоха блокбастеров. И хотя сегодня фильма не кажется таким уж и страшным (все-таки прошло уже почти полвека, технологии ушли далеко вперед), тогда он напугал миллионы зрителей. В их числе Дэвид Финчер, который с 75-го года не заходит в воду, а фильм все равно обожает!
«Челюсти» — показательный пример нарастания напряжения. Спилберг мастерски управляет нашим вниманием. Первую акулу зритель видит только спустя час фильма. До этого момента на ее присутствие указывает музыкальная тема. Подводная съемка, люди барахтаются в воде, камера подплывает к их ногам, а на фоне играет легендарная музыка Джона Уильямса, за которую он получил «Оскар». Нам остается лишь дорисовывать образ самой страшной акулы.
Конечно, не только звуку фильм обязан своим успехов. У «Челюстей» была мощная маркетинговая кампания. Да и Спилберг строго придерживался рецепта блокбастера — простой сюжет, зрелищная история, потенциал продажи мерча. И все же, главная заслуга «Челюстей» в том, что теперь все мы знаем, когда надо выходить из воды. Правильно! Как только услышим зловещую музыку.
—-----------------------------------------------------------------------------
Рассказывает Игорь Дорогов:
«Глубокое синее море» / Deep Blue Sea (1999)
Реж. Ренни Харлин
1999 год часто называют лучшим годом в истории кино. Фильм «Глубокое синее море» — лишнее тому подтверждение лично для меня, как бы странно это ни звучало по соседству с «Матрицей» и «Бойцовским клубом». Этот хоррор из детства занимает очень важное место в списке моих любимых фильмов, несмотря на низость жанра и прочую ерунду.
Где-то в бескрайнем океане команда первоклассных ученых на подводной станции пытается изобрести лекарство от болезни Альцгеймера. Процесс заключается в опытах на мозге белых акул путем его генетического увеличения. Но ученые не учли опасность того, что акулы станут умнее своих пленителей и вырвутся из резервуаров с целью убить всех людей на станции и отправиться на свободу в глубокое синее море.
Сюжет у картины незамысловат и направляет расслабленного зрителя по привычному пути предвосхищения событий. «Сейчас того персонажа убьют, а вот эти двое выживут». Это — абсолютная химера. Фильм удивит своими неожиданными поворотами далеко не один раз. Сложно припомнить настолько же нетипичные развороты сценария в других хоррорах про дикую фауну.
Плюс ко всему в фильме очень уютная атмосфера, погружающая зрителя в приятные ощущения безопасности, глядя на персонажей, находящихся в смертельной опасности. И да, персонажи далеко не картонны — есть за кого переживать. Особенно за говорящего попугая!
—-----------------------------------------------------------------------------
Рассказывает Рита Железнякова:
«Отмель» / The Shallows (2016)
Реж. Жауме Кольет-Серра
Студентка-медик с серфом наперевес приезжает на секретный райский пляж на мексиканском побережье. Об этом месте ей рассказала недавно умершая мама. Но отдых превращается в борьбу за жизнь, причем, всего в паре десятков метров от манящего, но недоступного берега. Полуобнаженная девушка остается наедине с хищной акулой и показывает чудеса предприимчивости, стойкости и воли к жизни.
«Отмель» — этакая помесь «Спасателей Малибу» с «Челюстями»: простое, но захватывающее кино во многом держится на физической привлекательности Блейк Лайвли, которая довольно скоро скидывает гидрокостюм и оказывается в бикини. Это девичья версия «127 часов» и «Дикая», в которой всегда есть возможность помыться.
Абсолютно летнее, по-хорошему убористое (идет крепко сбитых полтора часа), красиво снятое кино про выживание и проработку травмы. А еще великолепный пример эффективного продакт-плейсмента. Пока длинноногая серферша сражается с акулой-убийцей, взгляд то и дело падает на симпатичные браслеты, многофункциональные часы, купальник с лейблами, которые легко рассмотреть.
—-----------------------------------------------------------------------------
Рассказывает Даша Бурнашева:
«Игры с акулами» / Playing with Sharks: The Valerie Taylor Story (2021)
Реж. Сэлли Аиткен
«Игры с акулами» — история бесстрашной австралийки и исследовательницы океана Валери Тейлор. Ее не просто так называют живой легендой и иконой подводного мира. История Валери — пример того, что никогда не поздно кардинально пересмотреть свои взгляды и начать приносить пользу планете, на которой живешь. Валери начинала в 50-е как подводная охотница (одна из немногих женщин-дайверов в то время) и вместе с мужем помогала Стивену Спилбергу создавать «Челюсти» — фильм, который привел к жестокому истреблению популяции акул. После этого Валери стала одной из первых экоактивисток планеты и вот уже 70 лет стоит на передовой в защите акул и океана.
В «Игры с акулами» вошли как современные съемки уже пожилой Валери (которая до очень почтенного возраста продолжала нырять с аквалангом), так и архивные кадры. История Валери вдохновляет заниматься дайвингом и защитой природы. И в очередной раз доказывает, что самый опасный и безжалостный хищник на Земле — не акула, а человек.
—----------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!