Валентин Фёдорович Папко (1939 - н. в.) — художник-монументалист, оформивший многие здания на Кубани и написавший немало картин. Правда, ему так и не удалось перерасти статус «провинциального художника», а его картины выставляются преимущественно в местных музеях, и на то имеется вполне объективные причины. Об этом художнике и его одной из самых известных картин, в которой он допустил немало ляпов, мы и поговорим в статье, а заодно коснёмся вопроса: «должен ли художник-реалист писать правду жизни или ради художественного эффекта может и исказить очевидные вещи?».
Папко родился в Краснодарском крае и с детства ему пришлось испытать все тяготы Великой Отечественной войны. Его мама в первый год войны тяжело заболела тифом, маленький Валя, которому тогда было три года, находился при ней, и ему здорово повезло, что он не заразился и остался жив, поскольку станица, где они жили, находилась под оккупацией немцев и на хорошую медицинскую помощь рассчитывать не приходилось. Но после они перебрались в Тихорецк, где у родственников вполне благополучно прожили до окончания войны.
Рисовать Валя начал с детства, а когда пошёл в школу, мог отлично копировать рисунки и репродукции картин известных художников. Отец, благополучно вернувшийся с войны, заметил эту тягу к творчеству и покупал ему масляные краски, чтобы Валя мог писать как настоящий художник. На его творческое становление большое влияние оказал один случай, увиденный в детстве. Неподалёку расположился цыганский табор, однажды цыган за что-то очень сильно осерчал на свою молодую жену и погнался за ней с плетью. Валя видел, как истерически крича, бежала босиком по снегу молодая женщина, за ней гнался муж и со всей силой хлестал её плёткой. Селяне безучастно смотрели на эту сцену — чужие дела табора их не касались, а муж имеет право учить и наказывать свою провинившуюся жену, пусть даже эти действия шли вразрез с Уголовным кодексом.
Он искренне сочувствовал женщине, но одновременно страстно захотел написать подобную сцену. Однако ничего не получалось, писать по памяти оказалось намного сложнее, чем копировать уже увиденное, не хватало базовых знаний. Возможно, именно в этот момент Папко и решил стать художником. Он учился в Пензенском училище им. Савицкого, но через пару лет перевёлся в Краснодарское художественное училище, поближе к молодой жене. Однако полученных знаний в провинции ему показалось недостаточно, и Папко закончил обучение в Москве. Правда, пришлось ещё два года служить на флоте. Папко вспоминал, что после целого дня обычной службы, ему, когда все сослуживцы уже отходили ко сну, приходилось оформлять клуб, а ночью ещё писать этюды, уже для себя. Однажды увидел в журнале заметку о Гелии Коржеве и решил, что заканчивать обучение будет только у него, поскольку полностью разделял его творческое видение и желание писать правду жизни, пусть даже суровую и неприглядную.
А потом была работа в Краснодаре, где Папко в советское время создал немало мозаик и картин на общественных зданиях, многие из которых сохранились до сих пор. Но отдавая должное его мастерству и трудолюбию несколько удивляет его картина «Даже не снилось. Утро 22 июня 1941», написанная в 2011 году.
На ней изображена советская семья — молодая жена, муж и маленький ребёнок, которые спят крепким утренним сном, а на их деревню уже летят вражеские самолёты, готовые сравнять её с землёй. Но несмотря на трагизм происходящего, картина напоминает современные сериалы о войне — смотришь и не веришь своим глазам. Сами самолёты так низко к земле и в таком количестве, понятное дело, летать не могли, но отнесём это к элементу художественного вымысла, подчёркивающего трагизм происходящего. И почему нет ни деревца, ни травинки во дворе — если бы дело происходило на Ставрополье, то это вполне объяснимо, там жуткая жара и уже к концу июня трава может пожухнуть, но деревушка скорее всего, находится в Белоруссии, где на недостаток деревьев и травы летом никто никогда не жаловался.
И почему такое огромное окно, под которым стоит кровать? Раньше ради сохранения тепла и из-за своей высокой стоимости окна делали небольшими и узкими. Вообще кажется, что вначале художник написал обычное окно, но потом, недовольный полученный эффектом, добавил ещё две створки по краям. И уж точно вся семья должна была проснуться от гула самолётов, но почему-то все мирно спят. Все эти нестыковки и снижают трагизм происходящего, низводят его до уровня дешёвого сериала. Возможно, это просто не самая удачная картина художника — у всех бывают ошибки, но слишком уж она показательная в плане психологии и отношения к своему делу. А как вы считаете, имеет ли право на существование такое видение художника, которое отдаёт откровенным китчем — пишите в комментариях.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.