Найти тему
Советы Лёлика

RAW - это важно!!!

У меня созрела статья про Классическую Теорию Фотографии, при этом я не буду пересказывать саму теорию :) Скорее всего будет два поста. НО, перед этим мне важно рассказать про RAW-этап в нашей жизни…

Почему я это пишу? Казалось бы очевидные вещи. Но нет, практика общения с фотографами-энтузиастами (при этом некоторые со стажем) подсказывает наличие этого поста.

Прикол в том, что многие (после мыльницы или камерофона) покупают дорогую камеру с объективами и продолжают снимать в JPEG на автомате. Честно сказать - «Я в шоке! … Зачем?! Смысл?!». Это всё равно, что пить «смузи» из трёхлитровой банки с горла большими глотками.

Я купил свою первую камеру в 2015-м году, и с тех пор, до 2021-го года снимал исключительно в RAW. И уже после этого, после наработанного опыта (в конце 2021 года) вернулся в JPEG.

На самом деле RAW - это очень важный этап, особенно в освоении навыков фотографирования.

Если пересказывать коротко: в RAW-формате мы имеем слепок с матрицы камеры (вот прям «как есть»), плюс настройки во время съёмки и превьюшку в формате JPEG. Я потрошил файлы, и выглядит это немного странно: чёрная картинка с какими-то там зелёными проблесками. Ну, по крайней мере, на Fujifilm это выглядит так :)

Первый момент: при изучении теории нужно будет много снимать и экспериментировать, чтобы наработать опыт. RAW позволяет как-бы многократно «переснимать» фотографию. При этом процессы в программах-обработчиках (мне сподручнее их называть «проявщики») схожи с процессами в камере при съёмке. Т.е. вы получаете опыт съёмки без оной. Видите какие ошибки вы допустили и как их исправить.

Второй момент: здесь нет сжатия изображения, практически нет пересветов и полно деталей в глухих тенях. Я не знаю, что нужно сделать, чтобы «сжечь» снимок до дыр. Один снимок при «проявке» может дать огромное количество результатов. Более того, имея всего один файл, можно сделать несколько вариантов, чтобы потом их собрать в HDR-снимок. … В результате у нас будет JPEG, и имея идеальную картинку мы можем выработать алгоритм экспорта (уровень шумов, цвета) наиболее подходящий для показа.

Опять же, после всех этих лет «проявок» я стал более интуитивно воспринимать гистограмму в фотоаппарате. И кстати на будущее: от значения ISO зависит ширина гистограммы, то бишь - динамический диапазон снимка :)

Но есть одно большое НО! Главная проблема RAW - это программы. Всё, что может обрабатывать такие снимки продаётся исключительно за деньги. Даже покупая фотоаппарат с комплектным диском с ПО, вы получаете набор к которому лицензионным ключом является серийный номер камеры.

И тут приходится мириться с тем, что вам дали. В 2015-м году эта ситуация была очень печальна, сейчас намного лучше … Фирменный «как-бы бесплатный» софт подтянулся до уровня коммерческих программ, в целом, жить можно.

У Canon софт мне понравился: немного своеобразный, но простой в освоении. У Fujifilm в 2015-м был полный швах, сейчас очень годный набор софта, в том числе и для студийной съёмки, и для работы в поле.

С 2015-го по 2019-й пользовался PictureCode Photo Ninja, выбора на тот момент особо не было, покупал с отпускных. Самая простая и удобная программа. Но есть один нюанс - немного неправильно читает матрицы X-Trans и EXR.

Жизнь сильно изменилась с покупкой Capture One Pro. Жутко дорого, но фотки с неё просто бомбические. Пришлось покупать из-за наличия Canon. И что примечательно для камер Fujifilm, Nikon и SONY есть версия Capture One Express, типа бесплатно (нужен серийный номер камеры). Этой версии более чем достаточно для простой проявки RAWов.