90-е годы останутся в нашей памяти (в том числе и) как время расцвета всевозможных субкультур, большей частью пришедших с Запада, но пережёванных и переваренных нашей ментальностью. Среди таких – компании молодых (тогда – только молодых) людей, одетых во всё чёрное, накрашенных странным макияжем и увешанных странными символами. Готы. В своё время с готами случилось несколько громких скандалов, из-за их тусовок на кладбищах, но сейчас о них, как и о прочих субкультурах, почти ничего не слышно – сказалось давление официоза в СМИ и официальных церквей. Готы, как и прочие субкультуры, уползли в свою узкую экологическую нишу, где варятся в собственном соку, уже практически полностью превратившись из формы социального протеста (чем они и были изначально) в ещё одну из тусовок, формирующих нишевую целевую аудиторию общества потребления. Что же они из себя представляли изначально и представляют сейчас?
Изначально
Иногда их называют "движением", но по сути готы это никак не оформленный организационно конгломерат тусовок, для которого лучше всего подходит термин "субкультура". Как и большинство современных субкультур, готы изначально были музыкальной субкультурой, то-есть молодёжными тусовками, в которых предпочитали слушать музыку определённого толка и/или конкретных групп. Прикид же был принципиально вторичным и изначально возник из копирования сценического образа некоторых, особенно смачных исполнителей.
Появились они аж в конце 70-х, выделившись из панков (тоже музыкальная субкультура) и первоначально выражали настроение безнадёги, царившее в молодёжной среде рабочих окраин промышленных центров Туманного Альбиона. Однако довольно быстро "готский" прикид – одежда в оттенках чёрного, таких же цветов макияж, причём макияжем пользуются не только дамы, но и джентльмены, вечно скорбное выражение лица, долженствующую выражать задумчивость о судьбах мироздания и несовершенстве мира – полюбился рафинированным интеллигентам, которые обогатили готскую субкультуру магической символикой и в результате готы из контркультуры рабочих окраин окончательно превратились в одну из субкультур общества потребления.
Готы и сатанизм
Почти сразу на готов посыпались обвинения в сатанизме. Надо сказать, что определённые основания эти обвинения под собой имеют: готы действительно любят украшать себя магическими и сатанистскими символами, символами, которые так или иначе ассоциируются с тёмными силами, со смертью и погребением. Они оправдываются тем, что это, де, только элемент имиджа, но может ли быть магический или религиозный символ просто элементом имиджа? Ведь это работающие сигилы, открывающие прямой энерго-информационный канал к эгрегору или сущности. Сам по себе сигил не активен, но если он попадает в резонанс с настроением своего носителя – канал активизируется и сущность получает возможность влиять на сознание носителя знака. А если собираются несколько человек? Да ещё в энергетически особенном месте, на кладбище, например. Ведь не зря в магии выработаны строгие правила поведения и работы на кладбище! Кстати, знать эти правила полезно всем, ведь все мы ходим на могилы своих почивших родственников и Вы можете посетить проводимый у нас в клубе семинар, посвящённый правилам поведения и работы на кладбище.
Так что, несмотря на то, что субкультура готов принесла и некоторую пользу – подняла интерес к эзотерике и магии, для большинства самих готов это ограничилось тем, чтобы "говорить о магии", как обозначил это Карлос Кастанеда. заниматься магией стали очень немногие. Но это уже как всегда. И хотя точных данных нет, но есть сведения, что процент самоубийств и психических расстройств среди готов выше, чем в среднем по популяции.
Готы в России
Возникнув в рабочих окраинах промышленных центров Туманного Альбиона, субкультура готов довольно быстро стала популярной в странах анло-саксонского мира: в Британии, США, Канаде. В странах континентальной Европы эта субкультура нашла многочисленных последователей в Германии, Франции и Скандинавии. Гораздо в меньшей степени готы распространились в Австралии и в Азии. В Азии есть свои субкультуры, далеко не всегда нам понятные.
В Россию (тогда ещё в СССР) готы пришли на границе 80-х и 90-х, по ходу ржавения и обрушения железного занавеса, вместе со многими другими субкультурами. Тогда субкультура уже окончательно оформилась на Западе и мы получили её практически целиком, "как есть", со всеми атрибутами. Но у нас эта субкультура претерпела заметные изменения. Прежде всего, на Западе готы возникли как музыкальная субкультура, у нас же первичным был и остаётся готский антураж: мода, увлечение оккультизмом, поддержание должного настроения. Сказалась наша давняя традиция: быть, а не казаться. Представители самой читающей нации тут же бросились читать готические романы (первоначально к современным готам отношения имевшие чуть менее чем никакое), смотреть вампирские и мистические фильмы, изучать эзотерику. Поэтому среди отечественных готов процент оккультистов и, увы, сатанистов существенно выше, чем среди их коллег на Западе. По крайней мере так было в 90-е, как сейчас – сказать трудно.
Готы сегодня
Как уже было сказано, общество потребления переваривает всё и всё превращает в целевую аудиторию. То же случилось и с субкультурой готов. На Западе раньше, в России – позже. Если в самом начале готы сами делали свой реквизит: шили себе готскую одежду, подбирали, а то и делали своими руками бижутерию, проявляя при этом недюжинную смекалку и творческие способности, то сейчас есть магазины соответствующей атрибутики и любой желающий может легко упаковать себя по всем готским стандартам не особо напрягаясь. В меру толщины своего кошелька, естественно. Где же ты, контркультура рабочих окраин, противопоставлявшая себя обществу потребления?
Сейчас уже трудно встретить гота на улице или в офисе, они надевают свой прикид только тогда, когда идут на свою тусовку, большинство из которых проходят в специально отведённых местах – готских барах и клубах. Но истинный гот – это гот навсегда! И сейчас в этой тусовке довольно много людей в возрасте от 45 лет – тех, кто начинал собираться по кладбищам ещё в начале 90-х.