Текст предоставлен пресс‑службой Музея‑заповедника «Гатчина» // Мир Музея. 2020. № 10. С. 22 - 24.
Крупнейшая императорская резиденция ведёт свою историю с 30 мая 1766 года. В этот день в Гатчинской мызе, подаренной Екатериной II графу Григорию Орлову, был заложен дворец.
По замыслу фаворита императрицы, это должен был быть увеселительный замок, где размещались бы сам Орлов и его гости, которые приезжали в Гатчину на охоту. Проект дворца разработал итальянский архитектор Антонио Ринальди. Он же предложил облицевать стены замка на английский манер камнем — неподалёку было месторождение пудостского известняка, который и выбрали для отделки.
Чтобы построить монументальное сооружение с башнями, полуциркулями и двумя флигелями в виде каре, понадобилось 15 лет. В полной мере насладиться творением Ринальди Орлов не успел: граф умер менее чем через два года, и Екатерина выкупила у наследников бывшего соратника резиденцию для своего сына — великого князя Павла Петровича.
Принц Гамлет?
Замок, расположенный по меркам XѴIII века достаточно далеко от столицы — в 45 верстах, современники сравнивали с тюрьмой, а наследника престола Павла — с принцем Гамлетом. Сам великий князь, несмотря на ненависть к Орлову и непростые отношения с матерью, Гатчину очень полюбил. После путешествия в Европу он решил на части охотничьих угодий, прилегающих непосредственно к дворцу, устроить первый в России пейзажный парк, где нашлось место и уголку Франции: остров Любви с павильоном Венеры копировали аналогичные объекты усадьбы Шантийи, утраченные во время Французской революции.
Взойдя в 1796 году на престол, Павел I заказал итальянскому архитектору Винченцо Бренне перестройку замка в соответствии с высочайшим титулом владельца. Так Гатчинский дворец стал императорской резиденцией и сохранял этот статус до 1917 года. Кроме того, в 1798 году Павел I заказал зодчему Николаю Львову постройку резиденции Мальтийского ордена — и на берегу Чёрного озера появился Приоратский дворец, стилизованный под средневековые католические монастыри; он был возведён по землебитной технологии всего за полтора года.
После революции в бывшей императорской резиденции открыли музей царского быта, а Приорат приспособили под базу отдыха. Оба дворца сильно пострадали в годы нацистской оккупации Гатчины. После Великой Отечественной войны в Гатчинском дворце располагалось училище военно‑морских инженеров, затем предприятие «Электронстандарт». Реставрация началась лишь в 1975 году, и 8 мая 1985 года были открыты для посещения первые парадные залы центрального корпуса. В Приоратском дворце, также после реставрации, в 2004 году был открыт музей.
Комнаты Николая I
Гатчинский дворец стал личной собственностью Николая I после смерти его матери Марии Фёдоровны в 1829 году. Тем не менее первые детские воспоминания императора связаны именно с Гатчиной: здесь он бывал с отцом, Павлом I, и даже принимал с ним военные парады на дворцовом плацу.
Комнаты Николая I были оборудованы в Арсенальном каре при перестройке 1846 – 1850 годов под руководством архитектора Романа Кузьмина. Интерьеры, запечатлённые в акварелях Эдуарда Гау, сильно пострадали в годы оккупации Гатчины. Однако после научно‑реставрационных работ, которые продолжались 10 лет, эти помещения предстают в своём историческом виде.
Великий князь Николай Павлович был третьим сыном императора, и к царствованию его не готовили, только к военной службе. Отсюда стремление к минимализму, с одной стороны, и увлечение пышным парадным церемониалом — с другой. Комнаты императора сочетают строгую лаконичность с обилием лепных элементов в стиле неорококо. Малый кабинет и Приёмная украшены акварелями Г. Ланга и К. Пиратского с видами военной формы бомбардиров, канониров, гренадеров, фузилёров и кавалеристов Российской армии ХѴIII – ХIХ веков, а в Камердинерской можно увидеть также четыре изображения прусской военной формы: Николай I был зятем короля Фридриха Вильгельма III, кроме того, подобно отцу, Павлу I, увлекался армейскими порядками Пруссии.
Для обстановки комнат в Арсенальном каре император потребовал по возможности использовать прежнюю мебель, которую лишь подновили, а также приказал перевезти туда предметы, принадлежавшие его отцу.
При перестройке дворца в XIX веке в комнатах императора устроили новую систему отопления с подачей горячего воздуха из печей, размещённых в подвале. Но объёмы помещений таковы, что пришлось сделать ещё и камины, в настоящее время воссозданные.
Малый кабинет
Здесь Николай I читал книги, работал с документами, совещался с особо приближёнными советниками. Это угловая комната с окнами в Собственный и Нижний голландский сады. Освещает комнату подлинная люстра первой половины XIX века. Вся мебель — из исторической коллекции Гатчинского дворца.
Воссозданы мраморные подоконники. Сам Николай I в целях экономии хотел сделать их из путиловского известняка, но архитектор Р. И. Кузьмин убедил императора использовать мрамор, «чтобы был приличный вид». На подоконнике у письменного стола — подушка для защиты от сквозняка, обитая воссозданным французским шёлком.
Камердинерская
Помещение для дежурства самых близких слуг императора —камердинеров. Они следили за расписанием царя, выполняли его поручения, готовили одежду. В комнате нет верхнего освещения. Чтобы не тревожить императора, камердинеры пользовались фарфоровой кассельской лампой с заводным механизмом либо свечами.
Служебные помещения
В небольшом коридоре рядом с Камердинерской был устроен лифт для императрицы Александры Фёдоровны. Шахта связывала все три этажа, ручной механизм располагался в подвале. Во время реставрации при разборке строительного мусора были обнаружены остатки более позднего электрического подъёмника фирмы «Карл Флор», сейчас их можно увидеть сквозь прозрачный люк в полу. В соседней комнате установлен современный макет, который демонстрирует работу лифта.
Приёмная
На историческое место возвращаются стол с опускающимися полями, а также стулья работы знаменитой мастерской Гамбсов. Впервые с 1941 года помещение снова освещает люстра синего стекла на бронзовых золочёных подвесах. Именно в приёмной аудиенции государя дожидались министры, генералы, представители губернского дворянства, фельдъегери.
Большой Военный кабинет
Это парадный зал для аудиенций. Почти вся обстановка сохранилась с середины XIX века, в том числе письменный стол и бюро мастерской Г. Гамбса. Здесь наиболее заметно увлечение Николая I живописью.
В центре внимания — монументальное полотно австрийского художника И. Б. Лампи‑младшего «Император Павел I со свитой» 1802 года. Чтя память отца, Николай I в 1835 году распорядился выкупить картину у частного коллекционера и поместил её в Гатчинском дворце. О старшем брате Александре I, Отечественной войне и Европейской кампании Русской армии напоминают бронзовые часы «Переход Александра I через Рейн».
После реставрации в кабинете выставлен один из последних офицерских мундиров Николая I. Воссозданы и такие элементы быта, как походная раскладная кровать императора, которая постоянно стояла в большом кабинете, умывальник, ватерклозет и «дожжевой шкаф» — прообраз современной душевой кабины (в начале 1850‑х годов Гатчинский дворец был оборудован водопроводом и канализацией).