Найти тему
Мир Музея

Гатчина

Оглавление

Текст предоставлен пресс‑службой Музея‑заповедника «Гатчина» // Мир Музея. 2020. № 10. С. 22 - 24.

Крупнейшая императорская резиденция ведёт свою историю с 30 мая 1766 года. В этот день в Гатчинской мызе, подаренной Екатериной II графу Григорию Орлову, был заложен дворец.

Гатчинский дворец
Гатчинский дворец

По замыслу фаворита императрицы, это должен был быть увеселительный замок, где размещались бы сам Орлов и его гости, которые приезжали в Гатчину на охоту. Проект дворца разработал итальянский архитектор Антонио Ринальди. Он же предложил облицевать стены замка на английский манер камнем — неподалёку было месторождение пудостского известняка, который и выбрали для отделки.

Чтобы построить монументальное сооружение с башнями, полуциркулями и двумя флигелями в виде каре, понадобилось 15 лет. В полной мере насладиться творением Ринальди Орлов не успел: граф умер менее чем через два года, и Екатерина выкупила у наследников бывшего соратника резиденцию для своего сына — великого князя Павла Петровича.

Принц Гамлет?

Статуя Марса. Италия. XVIII в. Мрамор. Нижний Голландский сад Гатчинского парка.
Статуя Марса. Италия. XVIII в. Мрамор. Нижний Голландский сад Гатчинского парка.

Замок, расположенный по меркам XѴIII века достаточно далеко от столицы — в 45 верстах, современники сравнивали с тюрьмой, а наследника престола Павла — с принцем Гамлетом. Сам великий князь, несмотря на ненависть к Орлову и непростые отношения с матерью, Гатчину очень полюбил. После путешествия в Европу он решил на части охотничьих угодий, прилегающих непосредственно к дворцу, устроить первый в России пейзажный парк, где нашлось место и уголку Франции: остров Любви с павильоном Венеры копировали аналогичные объекты усадьбы Шантийи, утраченные во время Французской революции.

Взойдя в 1796 году на престол, Павел I заказал итальянскому архитектору Винченцо Бренне перестройку замка в соответствии с высочайшим титулом владельца. Так Гатчинский дворец стал императорской резиденцией и сохранял этот статус до 1917 года. Кроме того, в 1798 году Павел I заказал зодчему Николаю Львову постройку резиденции Мальтийского ордена — и на берегу Чёрного озера появился Приоратский дворец, стилизованный под средневековые католические монастыри; он был возведён по землебитной технологии всего за полтора года.

Приоратский дворец.
Приоратский дворец.

После революции в бывшей императорской резиденции открыли музей царского быта, а Приорат приспособили под базу отдыха. Оба дворца сильно пострадали в годы нацистской оккупации Гатчины. После Великой Отечественной войны в Гатчинском дворце располагалось училище военно‑морских инженеров, затем предприятие «Электронстандарт». Реставрация началась лишь в 1975 году, и 8 мая 1985 года были открыты для посещения первые парадные залы центрального корпуса. В Приоратском дворце, также после реставрации, в 2004 году был открыт музей.

Комнаты Николая I

Гатчинский дворец стал личной собственностью Николая I после смерти его матери Марии Фёдоровны в 1829 году. Тем не менее первые детские воспоминания императора связаны именно с Гатчиной: здесь он бывал с отцом, Павлом I, и даже принимал с ним военные парады на дворцовом плацу.

Комнаты Николая I были оборудованы в Арсенальном каре при перестройке 1846 – 1850 годов под руководством архитектора Романа Кузьмина. Интерьеры, запечатлённые в акварелях Эдуарда Гау, сильно пострадали в годы оккупации Гатчины. Однако после научно‑реставрационных работ, которые продолжались 10 лет, эти помещения предстают в своём историческом виде.

Великий князь Николай Павлович был третьим сыном императора, и к царствованию его не готовили, только к военной службе. Отсюда стремление к минимализму, с одной стороны, и увлечение пышным парадным церемониалом — с другой. Комнаты императора сочетают строгую лаконичность с обилием лепных элементов в стиле неорококо. Малый кабинет и Приёмная украшены акварелями Г. Ланга и К. Пиратского с видами военной формы бомбардиров, канониров, гренадеров, фузилёров и кавалеристов Российской армии ХѴIII – ХIХ веков, а в Камердинерской можно увидеть также четыре изображения прусской военной формы: Николай I был зятем короля Фридриха Вильгельма III, кроме того, подобно отцу, Павлу I, увлекался армейскими порядками Пруссии.

Для обстановки комнат в Арсенальном каре император потребовал по возможности использовать прежнюю мебель, которую лишь подновили, а также приказал перевезти туда предметы, принадлежавшие его отцу.

При перестройке дворца в XIX веке в комнатах императора устроили новую систему отопления с подачей горячего воздуха из печей, размещённых в подвале. Но объёмы помещений таковы, что пришлось сделать ещё и камины, в настоящее время воссозданные.

Малый кабинет

Здесь Николай I читал книги, работал с документами, совещался с особо приближёнными советниками. Это угловая комната с окнами в Собственный и Нижний голландский сады. Освещает комнату подлинная люстра первой половины XIX века. Вся мебель — из исторической коллекции Гатчинского дворца.

Малый угловой кабинет Николая I
Малый угловой кабинет Николая I

Воссозданы мраморные подоконники. Сам Николай I в целях экономии хотел сделать их из путиловского известняка, но архитектор Р. И. Кузьмин убедил императора использовать мрамор, «чтобы был приличный вид». На подоконнике у письменного стола — подушка для защиты от сквозняка, обитая воссозданным французским шёлком.

Камердинерская

Помещение для дежурства самых близких слуг императора —камердинеров. Они следили за расписанием царя, выполняли его поручения, готовили одежду. В комнате нет верхнего освещения. Чтобы не тревожить императора, камердинеры пользовались фарфоровой кассельской лампой с заводным механизмом либо свечами.

Камердинерская.
Камердинерская.

Служебные помещения

В небольшом коридоре рядом с Камердинерской был устроен лифт для императрицы Александры Фёдоровны. Шахта связывала все три этажа, ручной механизм располагался в подвале. Во время реставрации при разборке строительного мусора были обнаружены остатки более позднего электрического подъёмника фирмы «Карл Флор», сейчас их можно увидеть сквозь прозрачный люк в полу. В соседней комнате установлен современный макет, который демонстрирует работу лифта.

Остатки подъёмного механизма.
Остатки подъёмного механизма.
Действующий макет лифта
Действующий макет лифта

Приёмная

На историческое место возвращаются стол с опускающимися полями, а также стулья работы знаменитой мастерской Гамбсов. Впервые с 1941 года помещение снова освещает люстра синего стекла на бронзовых золочёных подвесах. Именно в приёмной аудиенции государя дожидались министры, генералы, представители губернского дворянства, фельдъегери.

Приёмная.
Приёмная.

Большой Военный кабинет

Это парадный зал для аудиенций. Почти вся обстановка сохранилась с середины XIX века, в том числе письменный стол и бюро мастерской Г. Гамбса. Здесь наиболее заметно увлечение Николая I живописью.

Большой Военный кабинет.
Большой Военный кабинет.

В центре внимания — монументальное полотно австрийского художника И. Б. Лампи‑младшего «Император Павел I со свитой» 1802 года. Чтя память отца, Николай I в 1835 году распорядился выкупить картину у частного коллекционера и поместил её в Гатчинском дворце. О старшем брате Александре I, Отечественной войне и Европейской кампании Русской армии напоминают бронзовые часы «Переход Александра I через Рейн».

Полотно австрийского художника И. Б. Лампи‑младшего «Император Павел I со свитой» 1802 года.
Полотно австрийского художника И. Б. Лампи‑младшего «Император Павел I со свитой» 1802 года.

После реставрации в кабинете выставлен один из последних офицерских мундиров Николая I. Воссозданы и такие элементы быта, как походная раскладная кровать императора, которая постоянно стояла в большом кабинете, умывальник, ватерклозет и «дожжевой шкаф» — прообраз современной душевой кабины (в начале 1850‑х годов Гатчинский дворец был оборудован водопроводом и канализацией).

Фото: Музей-заповедник «Гатчина», ВКонтакте.