Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

"Ни выходных, ни личной жизни. Вызывная система — будь она неладна!" или Какие системы явки на работу существуют для локомотивщиков?

Наконец-то здравствуйте, мои дорогие подписчики и простые читатели моего канала! Пишу полноценную статью после длительного перерыва, которые случаются довольно часто и по разным причинам, простите меня за это пожалуйста, ведь и каналу уже ни много ни мало немало, а вот уже больше 4 лет. Время бежит. Хочу сказать спасибо за то, что вас стало не смотря ни на что только больше! Совсем недавно я увидел в студии канала цифру в 25 000 подписчиков и даже успел сделать скриншот, а на сегодня вас стало ещё больше, что не может конечно же не радовать меня.

К чему эта вся вступительная лирика, возможно спросите вы меня? А к тому, что одной из основных причин частых больших перерывов и отсутствия новых публикаций на канале является так называемая вызывная система на моей работе. Но обо всём строго по порядку. Во-первых, нужно сказать, что такое явка, ведь у локомотивных бригад всё не так как у других людей и в нашей работе есть свои особенности, незнакомые для остальных. Однажды, по пути на работу на своём автомобиле, меня остановили сотрудники ГИБДД, и я им сказал, что боюсь опоздать на явку в депо и поэтому просил их долго не задерживать. Этот момент им не сразу был понятен, пришлось даже немного пояснять. Явкой — является назначенный момент времени прихода в депо (либо пункт подмены), который в силу специфики функционирования железной дороги, как предприятия непрерывного цикла, устанавливается независимо от времени суток, неважно поздняя эта ночь или раннее утро, который и считается началом работы локомотивной бригады, указанном в маршрутном листе.

Так выглядел момент явки в депо к дежурному в далекие паровозные времена. Машинист или помощник машиниста, придя на явку в депо, должен был расписаться в специальном журнале у дежурного, по депо напротив своей фамилии, где указывалось  назначенное заранее время явки. Скриншот из книги "Иллюстрированное пособие паровозному машинисту, 1953 год"
Так выглядел момент явки в депо к дежурному в далекие паровозные времена. Машинист или помощник машиниста, придя на явку в депо, должен был расписаться в специальном журнале у дежурного, по депо напротив своей фамилии, где указывалось назначенное заранее время явки. Скриншот из книги "Иллюстрированное пособие паровозному машинисту, 1953 год"

Сегодня этот момент начала работы нужно подтвердить установкой карты МЭК в специальный терминал для фиксации явки в системе автоматического учета рабочего времени.

Многофункциональная электронная карта (МЭК), которая имеется у каждого машиниста и помощника. Фото: Алексей Алексеев
Многофункциональная электронная карта (МЭК), которая имеется у каждого машиниста и помощника. Фото: Алексей Алексеев

Если члены локомотивной бригады по какой-либо причине не могут явиться на работу в установленный срок, то они должны предупредить об этом дежурного по депо или нарядчика, но не позднее чем за 3 часа до начала явки. Итак, существуют следующие системы явки на работу:

  1. по именным графикам;
  2. вызывная;
  3. безвызывная (запись);
  4. смешанная

Начнём по порядку с первой системы "по именным графикам". Такой способ организации работы в депо локомотивных бригад вполне возможен в пассажирском виде движения, где поезда ходят строго по графику в определенные дни недели и время.

Пригородный поезд №6692 сообщением Осташков-Бологое в районе бывшей станции Горовастица, Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога. Фото: Сергей Смирнов
Пригородный поезд №6692 сообщением Осташков-Бологое в районе бывшей станции Горовастица, Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога. Фото: Сергей Смирнов

А также на маневрах, где устанавливаются дневные и ночные смены продолжительностью 8 или 12 часов. Вот так примерно выглядит именной график работы в маневровом виде движения.

Старый график на манёвры за октябрь 2018, п/п лок. бригад Осташков
Старый график на манёвры за октябрь 2018, п/п лок. бригад Осташков

Когда я как автор канала только начинал вести свою "Заповедную магистраль" в начале 2019 года, в то замечательное время работал машинистом маневрового движения и имел практически на каждый месяц подобный именной график работы.

2018 год, автор канала в должности машиниста маневрового движения в ночную смену на тепловозе ТЭМ18ДМ
2018 год, автор канала в должности машиниста маневрового движения в ночную смену на тепловозе ТЭМ18ДМ

Это очень удобно, поскольку вся твоя жизнь на месяц вперёд чётко расписана. Ты конкретно знаешь не только когда нужно приходить на работу или на какие числа и дни недели выпадают по графику выходные, но и также знаешь возможное количество отработанных часов за месяц (если график не нарушится, например по причине отмены какой-нибудь смены), соответственно и свою зарплату примерно без учета надбавок и премии. Благодаря жизни по графику, мне удавалось успешно совмещать работу машинистом в компании ОАО "РЖД" с ведением личного блога на «Яндекс.Дзен» и радовать вас регулярными новыми публикациями.

Перейдём теперь к полному антиподу первой системы именных графиков— это вызывная система. Что это значит вызывная система? Смысл этой системы прост и понятен одновременно исходя из её названия. Какой-либо график как таковой отсутствует от слова вообще, и машинисты с помощниками живут всё время что называется "на трубке".

— Понял, на 20:30 явка с грузовым на Бологое
— Понял, на 20:30 явка с грузовым на Бологое

Вышел междусменный отдых в количестве 16 часов после очередной поездки и на этом всё, сиди и жди на трубке когда и куда дальше тебя снова вызовут. Такая схема организации работы в депо применяется как правило в грузовом виде движения, передаточно-вывозном и хозяйственном. В этом случае просто невозможно составить какой-либо чёткий график, поскольку рабочие смены чаще всего назначаются по потребности поездного диспетчера в локомотивных бригадах хаотично.

Зарисовка из повседневных трудовых будней
Зарисовка из повседневных трудовых будней

Очень неудобная и бесчеловечная во всех смыслах система. Спланировать в плане личной жизни заранее ничего нельзя. А ведь очень часто в нашей жизни много, где бывает так, что нужно заранее записываться, например: к врачу в поликлинику, на медицинское обследование, в парикмахерскую, в гос. органы, на автосервис, какое-нибудь мероприятие и т.д. Ты не знаешь в какой день и когда будешь свободен от работы, а соответственно не можешь никуда записаться. Это серьёзная проблема. Многие не выдерживают долго такой ритм жизни и благодаря личным связям, например берут больничные листы, чтобы получить законное освобождение от работы.

Живёшь как собака на привязи. Вышло как я уже говорил 16 часов законного времени отдыха после поездки — будь добр быть всё время на связи, в ожидании звонка из депо. При этом никуда далеко не уезжай из города, чтобы тебя могли вызвать на работу, но опять же не позднее чем за 3 часа до явки из депо должны уведомить локомотивную бригаду об этом. Хотя бывали случаи, когда, наплевав на все установленные нормы и правила, вызывали на работу чуть ли не за полчаса до явки..., а то и ещё быстрее.

Станция Великие Луки, смена локомотивных бригад на путях. Фото: Алексей Алексеев
Станция Великие Луки, смена локомотивных бригад на путях. Фото: Алексей Алексеев

Сегодня у всех и у каждого имеются в кармане мобильные телефоны. А как подобная система работала раньше, например, в былые паровозные времена, когда не то что мобильных, а и стационарных то телефонов почти ни у кого не было?

"…Давно всё это стало небытием. Теперь лишь как видение можно представить себе, как шел деповской старичок-вызывальщик по жилому поселку глухой ночью под переливы паровозных гудков и отдаленный гомон станции, подходил к спящему дому, стучал в окошко. Ему отзывались. Он протягивал в форточку или в дверь залистанную вызывную книжку и говорил: «Иван Константиныч, вам сегодня в поездку на шесть часов, распишитесь». Машинист расписывался, хозяйка начинала собирать ему харчи в дорогу — в любое время суток…"
А.Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог", глава "Быт паровозников".

Позднее на смену старику-вызывальщику пришли деповские вызывальные машины. Водитель, работавший на ней можно сказать, что подрабатывал ещё и за нарядчика, разъезжая по указанным адресам для уведомления времени явки машинисту или помощнику на работу или одновременно ожидая бригаду, для того чтобы отвезти в депо. В 80-90-е годы прошлого века, когда ещё в Осташкове существовало своё локомотивное депо ТЧ-34, ветераны рассказывали мне, что были случаи, когда из-за вечной нехватки локомотивных бригад, машинист-инструктор или зам. начальника по эксплуатации летом садились на вызывальную машину и ехали за бригадами прямо на (куда бы вы могли подумать?)... городской пляж. Выцепляли из бригад того, кто был на тот момент потрезвее и записывали сразу на явку, пригрозив в случае уклонения от работы выговором, переводом в слесари на канаву или даже увольнением.

Третий вариант организации работы локомотивных бригад в депо это безвызывная работа или работа по записи. Это что-то среднее между именными графиками и вызывной системой, когда по приезду из очередной поездки машинисту назначают одну-две явки наперёд, записывая его и помощника в журнал.

Автор канала в пассажирском виде движения на тепловозе серии ТЭП70, лето 2023 года
Автор канала в пассажирском виде движения на тепловозе серии ТЭП70, лето 2023 года

Автор канала работает в Осташкове на четвёртом, самом жутком варианте организации труда локомотивных бригад, сочетающемся с извечной нехваткой машинистов и помощников. В то время, когда существует запись после завершённой поездки в очередную поездку в плановом порядке, в любой момент времени поездная обстановка может резко поменяться и тогда дежурный по депо по моменту окончания времени положенного отдыха выдернет тебя куда угодно, согласно общей очереди, которая завист от времени сдачи. Такая хаотичная работа началась в Осташкове с августа 2020 и не заканчивается до сих пор, поэтому и "Заповедная магистраль" оказалась в подвешенном состоянии, на радость авторам-конкурентам, которые тоже ведут каналы на ЖД тематику.

А на этом на сегодня всё. Большое спасибо всем кто дочитал этот текст до конца.

-11