15 лет назад вышел пилотный номер журнала «Сноб». Редакция журнала узнала у своих друзей, чем они занимались в 2008-м, когда и как познакомились с изданием и кто, по их мнению, сегодняшний герой проекта.
Фото: Дарья Орлова
Софья Троценко, основатель ЦСИ «Винзавод»
2008-й — это время начала работы «Винзавода» как институции, которая за следующие 15 лет сформировала российское современное искусство. Мы запускали наши главные проекты, например, масштабный фотоконкурс Best of Russia — тогда все массово увлеклись фотографией. А я горела идеей сделать современное искусство открытым, доступным и дать возможность появиться в закрытой системе молодым художникам. Поэтому, например, мы сделали проект «Старт».
Мне приятно и лестно вспоминать, что я была в числе первых членов закрытого сообщества клуба «Сноб». Туда все хотели попасть. Очень круто, что «Сноб» за 15 лет, как и «Винзавод», кстати, несколько раз трансформировался, но выжил и остался актуален, сохранив свои базовые принципы.
Александр Цыпкин, писатель
15 лет назад я работал в компании, которая занимались ретейлом товаров класса люкс, а также мы строили один из первых в России интернет-магазинов — boutique.ru. Классное было время: яркое, напряженное.
Тогда я со «Снобом» и познакомился — практически сразу после запуска. У меня проект ассоциируется с пространством, куда пришло самое большое количество лидеров мнений того времени и был некий отбор со стороны редакции.
Сегодняшний герой «Сноба» — человек, который ищет свое пространство, себя в этом пространстве, похожих по духу людей. И он по-прежнему готов смотреть на происходящие в мире события с разных точек зрения.
Дмитрий Левицкий, ресторатор
Как раз 15 лет назад началась моя карьера ресторатора — открывался бар «Куклы-Пистолеты», который я создал вместе с моим партнером по бизнесу Гошей Карпенко. Мы не мечтали о каком-то глобальном прорыве, а просто делали место, где могли бы собираться наши друзья и близкие нам по духу люди.
«Сноб» всегда был на слуху и на хорошем счету, так как его, на мой взгляд, отличал качественный и не попсовый контент. Команда проекта — думающие профессионалы с хорошим вкусом.
Нынешний читатель и герой «Сноба» — это человек, который к снобизму относится с юмором и иронией и больше времени и внимания уделяет развитию своих человеческих качеств.
Сергей Николаевич, журналист, бывший главный редактор журнала «Сноб»
Помню, мне позвонил Владимир Яковлев, основатель «Сноба», и предложил встретиться. Вначале я выслушал от него лекцию про глобальных русских, потом про то, как он хочет возродить высококлассную журналистику. Затем последовало предложение: «О чем бы ты хотел нам написать?» Летом 2008 года в Париже я был на похоронах Ива Сен-Лорана и подумал, что это как раз то, что надо яковлевским «снобам». «Хочешь, я напишу вам про похороны?» — предложил я. Глаза Володи вспыхнули веселым блеском. Про похороны? Прекрасно! Текст я написал довольно быстро. Реакция Володи была мгновенной и громоподобной. Он кричал мне в трубку, что это гениально, что это то, о чем он мечтал, искал и нашел в моем лице. Я в очередной раз убедился, что талант редактора не в том, чтобы мучить чужие тексты, а в том, чтобы вдохновлять автора, повышать его самооценку, влюблять в свои издания и заставлять на себя работать круглые сутки. Всеми этими талантами Володя Яковлев наделен в избытке. Поэтому, когда он предложил перейти в штат «Сноба», я долго не раздумывал. Мне захотелось ощутить себя частью нового, молодого, классного проекта.
Помню, как Катрин Денев, услышав название журнала, которое я представлял, со всей своей прямолинейностью воскликнула: «Какое ужасное название!» Под конец нашего разговора она чуть расслабилась и, чтобы сгладить первую реакцию, призналась: «На самом деле быть снобом совсем не плохо. Они выбирают только лучшее». Думаю, это и является ДНК «Сноба»: выбирать лучшее, ценить лучшее, награждать и поощрять лучшее. Отсюда и премия «Сделано в России», которая стала продолжением этой концепции.
Китай, нам надо культурно поговорить Читайте также
Алексей Сальников, писатель
Что было 15 лет назад, сейчас уже и не помню. Кажется, занимался тем, что клеил обои и плитку. И писал потихоньку. Больше всего меня волновали тогда школьные успехи и неуспехи сына, всякие его болячки.
Мы все, если копнуть, в какой-то степени снобы. Это побочный эффект возраста, профессии, сложившихся убеждений... А читатели «Сноба» по-прежнему очень разные люди, этим самым снобизмом объединенные.
Кстати, каждый раз, листая журнал «Сноб», я задавался вопросом: почему эти люди не пишут книги?
Дарья Байбакова, благотворитель, директор московской «Ночлежки»
15 лет назад я оканчивала университет — писала диплом о роли хедж-фондов в мировой экономике и параллельно работала финансовым аудитором в большой американской компании.
«Сноб» для меня всегда был дверцей в большой мир, который в студенческие годы казался очень ярким, разнообразным, притягательным и недоступным. Сейчас мне нравится рубрика «Я — сноб» — интересно смотреть на мир глазами разных людей, соглашаться с ними или нет.
Человек, читающий журнал «Сноб», — это независимый интеллектуал, который интересуется, сомневается, может задавать сам себе сложные вопросы и говорить на трудные темы. Он точно неравнодушен к людям и умеет видеть красоту. Я, к счастью, знаю много таких людей.
Юнис Теймурханлы, отельер
В 2008 году как раз начиналось становление моего бизнеса. Я только закончил расселение многоквартирного дома, и у меня как у собственника возник вопрос: куда идти дальше? Оставаться ли апарт-отелем или уходить в стандартный формат с номерным фондом? Концепцию нынешней «Гельвеции» — полноформатного отеля с широкой линейкой сервиса, да еще и владельцем у руля — я подсмотрел в гостинице Baur au Lac в Цюрихе. Это был переломный момент.
О «Снобе» я много слышал от своих гостей и друзей еще в 2008 году. Позже стали много говорить о премии «Сделано в России». Я всегда слежу за церемониями вручения.
Мне всегда нравилось, что на «Снобе» были и есть очень разноплановые авторы. Этой универсальностью издание меня и привлекает.
Сабина Ахмедова, актриса
15 лет назад я училась в американском театральном институте Ли Страсберга — открывала себя, мечтала работать в международном кино. Помню, тогда играла в спектакле «Три сестры» в легендарной Actors Studio, и посмотреть постановку пришел Аль Пачино. Это невероятный опыт и воспоминание.
Мне кажется, что «Сноб» был всегда. Очень горжусь, что в 2020 году сериал «Колл-центр», где я снималась, номинировали на премию «Сделано
в России» — важный и приятный для меня момент.
Герой «Сноба» — честный, небезразличный человек, профессионал, который искренне стремится развивать свое дело. Идеалист, который не согласен на базовое и заурядное. За 15 лет у редакции «Сноба» не пропало желание поддерживать таких людей. Мне это очень близко.
На роспуск Думской. История российской коктейльной культуры Читайте также
Максим Валецкий, бизнесмен
15 лет назад мне море казалось по колено. Я бурлил, основывал новые бизнесы, зарабатывал и терял. Но куда больше, чем деньгами, я тогда был озабочен своей публичностью. Очень хотелось быть приглашенным всюду — на те же тусовки «Сноба», например. Я, как и все вокруг, старался становиться светским, обменивал деньги на право войти в определенный круг. Светскость тогда была вожделенным товаром. «Сноб» во многом ее олицетворял.
С журналом я знаком с самого первого выпуска. Первое впечатление — очень богато, пушисто, кудряво и интересно. Меня эта показная роскошь тогда удивила. На тот момент, когда интеллектуального продукта было мало, «Сноб» очень выделялся — это был, безусловно, новый стиль. В глянце всегда были красивые картинки и немного текста, а «Сноб» — что тогда, что сейчас — он про текст.
Ксения Коробейникова, искусствовед и автор телеграмканала «Ку-ку»
В 2008-м я училась в средней школе, а в свободное время пропадала в музеях. Тогда и поняла, что, кроме искусства, ни к чему больше душа не лежит, и надо придумать, как связать с ним свою жизнь. Получилось через журналистику.
Со «Снобом» я познакомилась на первом курсе университета — мы часто бурно обсуждали журнал на переменах. С тех пор и слежу за изданием.
Думаю, что сегодня, как и раньше, герой и читатель «Сноба» — человек со зрелой позицией и сложившейся системой ценностей. Им сложно манипулировать.
Андрей Клюкин, основатель фестиваля «Дикая мята»
Наш фестиваль стартовал в 2008 году, как раз 15 лет назад. Я тогда покинул холдинг News Media, где работал креативным директором, и создал компанию JGROUP. Компанию в дворовом понимании этого слова. Нас было три человека, столько же стульев, два стола и один компьютер плюс огромное желание сделать что-то интересное. Так и вышло. Я ни разу не пожалел, что оставил высокую должность с большой зарплатой и страховкой и решился что-то сделать сам.
«Сноб» я читаю с первого выпуска. Помню, что мне невероятно понравилось название. В нем сразу была заложена мощнейшая харизма, эрудиция, сарказм и достоинство, помноженные на легкое высокомерие. Я еще тогда подумал — был бы жив Оскар Уайльд, он стал бы идеальным редактором такого журнала.
«Сноб» для меня — идеальный партнер в проектах. Повторюсь, мне нравилось и нравится то, что делает издание. Оно для тех, кто далек от массмаркета — как в музыке, так и в культуре в целом.
Олег Нестеров, музыкант, писатель
2008-й — важный год в моей жизни. Тогда вышел мой первый роман «Юбка». Я знал, что в Москве ничего не напишу, поэтому поселился в домике своего друга на хорватском побережье между Дубровником и Цавтатом, и жил там в режиме «ни одного слова в день по-русски».
Со «Снобом» я познакомился на автозаправке — взял журнал, почитал и понял, что появилось что-то совершенно неожиданное и весьма мне близкое. «Сноб» отличался от глянцевых журналов и, конечно, соответствовал своему названию. При этом он не отвергал читателя, а, наоборот, как бы зазывал, говорил: «Давай, дружок, ты же вообще не там. Ты должен быть с нами, здесь». Он разрешал быть снобом и приветствовал на своей территории.
Мне кажется, что «Сноб» по-прежнему — про время и про людей. Про тех, кто это время использует на сто процентов.
«Сноб» — это журнал про сейчас. Его читают люди, которые не прячутся от сложностей и уверены в себе. Читателям важно ощущать свою общность. Сегодня это важнее, чем когда-либо. И «Сноб» сегодня — намного важнее, чем 15 лет назад.