На днях глянул два классических советских фильма: «Республика ШКИД» и «Педагогическая поэма». В очередной раз восхитился советским кинематографом и советской идеологией, а так же ужаснулся сегодняшним реалиям..
Фильмы рассказывают о том, как происходило становление системы обучения и воспитания беспризорников. Мне, как педагогу пенитенциарной системы было интересно, понимают ли создатели то, о чем снимают. И, как ни странно, еще как понимают. Гениальнейшие акценты на психологии заключенных, манере их разговора и точках роста их ресоциализации. Педагоги показаны максимально убедительно. Макаренко будто с портрета сошел! Я считаю, что все, кто пытается заниматься методологией образования обязаны посмотреть эти 2 фильма, поскольку представленные там методы эффективны не только при работе с беспризорниками.
Но самое страшное, что сегодня все эти методы «перестали быть актуальными». У нас повсеместная «гуманизация образования», акцент на «развитии личности ребенка». Все это в кавычках по одной причине: «Гладко было на бумаге, но забыли про овраги». Советская система образования на практике доказала, что была самой лучшей в мире. Самое интересное, что в фильме в качестве карикатуры представлен тот тип педагога, которого сегодня хотят видеть в профильном министерстве. И последние 7 лет, сколько я нахожусь в профессии, на различных совещаниях я слышу именно те слова, которые произносил этот карикатурный персонаж. И это было бы смешно, если бы качество выпускников не падало с каждым годом все ниже и ниже.
Мы забыли, что именно труд облагораживает человека. А ведь обучение в школе - это тяжелый труд, и учащихся нужно именно заставлять учиться. Позиция современного российского образования «урок должен быть интересен» обречена на провал, потому что каждому человеку интереснее мемы листать, нежели изучать математику.
Если мы в ближайшее время не одумаемся, то мы рискуем получить поколение, которое не будет способно решать глобальные проблемы только потому, что они попробовали, у них не получилось, мотивация пропала. А в школе им объясняли: «Если тебе не интересно, ты можешь этого не делать». Не знаю, как вам, но мне бы очень не хотелось, чтобы все усилия наших предков по ликвидации безграмотности оказались напрасны.
Трудовое воспитание в СССР и в России
29 августа 202329 авг 2023
43
1 мин