Найти тему

Трудовое воспитание в СССР и в России

На днях глянул два классических советских фильма: «Республика ШКИД» и «Педагогическая поэма». В очередной раз восхитился советским кинематографом и советской идеологией, а так же ужаснулся сегодняшним реалиям..
Фильмы рассказывают о том, как происходило становление системы обучения и воспитания беспризорников. Мне, как педагогу пенитенциарной системы было интересно, понимают ли создатели то, о чем снимают. И, как ни странно, еще как понимают. Гениальнейшие акценты на психологии заключенных, манере их разговора и точках роста их ресоциализации. Педагоги показаны максимально убедительно. Макаренко будто с портрета сошел! Я считаю, что все, кто пытается заниматься методологией образования обязаны посмотреть эти 2 фильма, поскольку представленные там методы эффективны не только при работе с беспризорниками.
Но самое страшное, что сегодня все эти методы «перестали быть актуальными». У нас повсеместная «гуманизация образования», акцент на «развитии личности ребенка». Все это в кавычках по одной причине: «Гладко было на бумаге, но забыли про овраги». Советская система образования на практике доказала, что была самой лучшей в мире. Самое интересное, что в фильме в качестве карикатуры представлен тот тип педагога, которого сегодня хотят видеть в профильном министерстве. И последние 7 лет, сколько я нахожусь в профессии, на различных совещаниях я слышу именно те слова, которые произносил этот карикатурный персонаж. И это было бы смешно, если бы качество выпускников не падало с каждым годом все ниже и ниже.
Мы забыли, что именно труд облагораживает человека. А ведь обучение в школе - это тяжелый труд, и учащихся нужно именно заставлять учиться. Позиция современного российского образования «урок должен быть интересен» обречена на провал, потому что каждому человеку интереснее мемы листать, нежели изучать математику.
Если мы в ближайшее время не одумаемся, то мы рискуем получить поколение, которое не будет способно решать глобальные проблемы только потому, что они попробовали, у них не получилось, мотивация пропала. А в школе им объясняли: «Если тебе не интересно, ты можешь этого не делать». Не знаю, как вам, но мне бы очень не хотелось, чтобы все усилия наших предков по ликвидации безграмотности оказались напрасны.

-2
-3
-4