В 1945 г. на Потсдамской конференции Трумэн сообщил Сталину о том, что у США появилось ядерное оружие. Молотов вспоминал:
Трумэн решил нас удивить. Он с секретным видом отвел нас со Сталиным в сторону и сообщил, что у них есть такое сверхоружие, которого еще никогда не было. Мне казалось, он хотел нас ошарашить. А Сталин спокойно к этому отнесся. И Трумэн решил, что тот ничего не понял. Не было сказано «атомная бомба», но мы сразу догадались. И понимали, что развязать войну они пока не в состоянии, у них одна или две бомбы всего. Они их потом взорвали над Хиросимой и Нагасаки, а больше не осталось.
Для Сталина это не стало новостью. "Он не стал задавать вопросов" – сказал Трумэн Черчиллю. Сталин знал об этом проекте. У Советской разведки был свой агент внутри Манхэттенского проекта. Кстати, пару лет назад о нём вышла книга "Ветвления судьбы Жоржа Коваля".
Тем не менее у СССР не было ответа на этот вызов. Наша страна, выиграв войну, вновь оказалась в роли догоняющей. Было принято решение ускорить разработку собственной бомбы.
Она была испытана ровно 74 года назад 29 августа 1949 г. Монополия США закончилась. Выстраивать отношения с Союзом только с позиции силы стало невозможно. Невозможно это делать и сейчас за что спасибо советским учёным, инженерам, разведке и руководству.