- А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
- Кстати, так как надо шагать в ногу с прогрессом (и не совсем понятно, что дальше будет с Дзеном), я завёл свой Телеграм-канал. Пока буду в нём дублировать материалы Дзена, но в дальнейшем планирую постепенно переходить на Телеграм. Так что, если не хотите меня потерять, подписывайтесь в Телеграме, пройдя по этой ссылке - Телеграм-канал "Вдоль по Питерской".
Сергей Микаэлян довольно поздно попал в кинематограф. Свой первый фильм - "Разноцветные камешки" - он снял, когда "начинающему" режиссёру было почти сорок лет. Экранизация рассказа Сергея Антонова прошла как-то мимо отечественного кинозрителя и сейчас дебютную ленту Микаэляна можно найти лишь с большим трудом. Но зато практически все последующие его фильмы - а его фильмография насчитывает шестнадцать картин - оставляли заметный след в отечественном кинематографе.
Сергей Герасимович Микаэлян прожил долгую и очень плодотворную жизнь. Практически ровесник "Ленфильма", участник Великой Отечественной войны - его демобилизовали лишь после очередного серьёзного ранения, которое он получил подо Ржевом в 1942 году. К слову, свои воспоминания о войне он озаглавил "Не убит подо Ржевом" - всем понятный отсыл к известному стихотворению Александра Твардовского. В военкомат Микаэлян пришёл в октябре - ему не исполнилось ещё и восемнадцати лет. Сначала ему отказали, а потом, когда он рассказал, что его старший брат пропал без вести под Могилёвым, его всё-таки взяли - добровольцем. Он просто уговорил военкоматского лейтенанта:
— Враг у стен Москвы… а из-за каких-то двух месяцев… Все нормы БГТО сдал… Готов к труду и обороне… Уже работаю… электромонтёром… Имею значок "Юный ворошиловский стрелок"…
Его не отправили сразу на фронт, а послали сначала на подготовку. Сформированный марш-отряд, в составе которого был Микаэлян, пешим ходом за пятьдесят два дня прошёл полторы тысячи километров, пока не добрались до запасного артполка в Марийской АССР. Микаэляна определили в группу будущих связистов, научили тянуть кабель и работать на телефонном аппарате и вскоре отправили на фронт. Правда, сначала эшелон прибыл в подмосковное Ховрино, где простоял одиннадцать дней:
"Зассанцы, подъем! Зассанцы, скалывайте лед!" Оказалось, что за все дни стоянки мы, солдатня, по малой нужде не бегали в пристанционную уборную, а оправлялись тут же, у вагона, причём почему-то обязательно на колесо. Естественно, они примёрзли к рельсам, и паровоз не мог сдвинуть состав. Пришлось сапёрными лопатками при свете фонарей всем нашим запасным полком скалывать с рельсов и колёс эти чудесно поблёскивающие, янтарные причудливые небольшие сталактиты и сталагмиты…
По прибытию в регулярную часть Красной армии, Микаэлян, как и все его сослуживцы, получил винтовку Мосина образца 1891 года и пятнадцать патронов к ней. И чуть ли ни в первом бою его ранили:
Эвакогоспиталь показался раем! Кровати! Белоснежные простыни и подушки! Тумбочки с белыми салфеточками… И — сестрички! Все в белых халатиках; из-под белых шапочек высовываются светленькие завитушки. Все неописуемо красивые. Они заботятся, ухаживают, для них я — защитник Родины!
А после госпиталя он оказался в в зенитно-пулеметном училище младшего командного состава. А через несколько месяцев его в звании сержанта отправили во Вторую гвардейскую мотострелковую дивизию, дислоцированную подо Ржевом. Но судьба в очередной раз показала свою усмешку - Микаэлян с ещё несколькими своими сослуживцами перепутал деревни и вместо Дубровки, где находился штаб этой дивизии, попал в Тарасовку, где тоже был штаб, но Гвардейского танкового полка. И в итоге из зенитчика-пулемётчика он стал башенным стрелком, командиром стрелкового отделения, состоящего, в основном, из солдат-казахов:
Сразу заговорил о Джамбуле, единственном казахе, о ком знал: в школе "проходили" по одному поэту из каждой братской республики. Но мои казахи о таком и слыхом не слыхивали. В свою очередь они сразу спросили, почему в земле так много красного и красивого, к чему не приближались, опасаясь мин. Встревожившись, попросил показать то место. Они привели к небольшой полянке с растущими по краям огромными яркими подосиновиками. Казахи завороженно покачивали головами и восхищались: красно, красиво!
Тридцатого июля 1942 года началось наступление. Больше недели солдаты пытались прорвать линию обороны немцев, и каждый день с огромными потерями откатывались назад. А двенадцатого августа новый приказ о наступлении. И Микаэляна опять ранило - осколком в голень. Вроде бы небольшое ранение привело к очень серьёзным последствиям - пока он добирался до медсанбата, рана загноилась. Началась гангрена врачи приняли решение ампутировать ногу, но Микаэлян категорически был против. И тут ему повезло - в госпиталь привезли чудо-лекарство - американский пенициллин. Правда, гангрена лишь остановилась, но до конца не была излечена. И Микаэляна отправили глубоко в тыл - в город Павлово Горьковской области. А там выяснилось, что осколок не один - ещё множество от раздробленной кости, и они не дают зажить ране. И лечение возможно лишь в Москве - только там есть нужная аппаратура. Но ехать туда нужно самому. Он добрался, здесь ему наконец-то смогли удалить все осколки (практически не обезболивая, ведь новокаин не действует в гнойной ране). А через месяц он был признан "нестроевым" по ранению и направлен военкоматом на Московский автозавод имени Сталина, где Микаэлян стал работать шлифовщиком. И никаких мыслей о работе в кино у него не было - он уверенно продвигался к своей мечте стать инженером.
Но летом 1945-го Микаэлян на Чистопрудном бульваре случайно встретил своего фронтового друга Бориса Бодрова, и хотя он уже перешёл на третий курс вечернего Автомеханического института, решил поступить туда, где учился Бодров - в театральный. И неожиданно даже для себя поступил в ГИТИС, в мастерскую режиссёров Бориса Захавы и Алексея Попова.
Он окончил ГИТИС в 1951 году, был режиссёром в театрах Саратова, Горького, стал главным режиссёром Ташкентского русского драматического театра имени Горького (сейчас Государственный академический русский драматический театр Узбекистана). А с 1956 года начал работать на "Ленфильме". Одновременно учился на режиссёрских курсах при "Мосфильме", где у него преподавали знаменитые Сергей Юткевич, Михаил Ромм, Юлий Райзман, Леонид Трауберг.
Про первый его фильм я уже упомянул, а вот следующий, завершённый в 1963 году, на экраны вышел лишь через три года. Драма "Принимаю бой" по повести Алексей Каплера "Мечтатели" была положена "на полку", как говорил сам Микаэлян, из-за мести Каплеру со стороны "одного очень крупного начальника". К слову, Алексей Каплер известен тем, что в сорокалетнем возрасте "закрутил" роман с шестнадцатилетней Светланой Аллилуевой - дочерью Иосифа Сталина. Каплера тогда быстренько арестовали, приговорили к пяти годам лишения свободы за антисоветскую агитацию и отправили в Воркуту. Реабилитирован он был лишь после смерти "вождя народов".
Как бы то ни было, после выхода на экраны фильм был довольно популярен, а песня из него - "На кургане" (на стихи Юлии Друниной - жены Алексея Каплера) - записанная Лидией Клемент, вошла в репертуар многих советских исполнителей:
Пахнет летом, пахнет мятой,
И над Волгой расстилается туман…
В час свиданий, в час заката
Приходи, мой дорогой, на курган.
Над курганом ураганом,
Все сметая, война пронеслась.
Здесь солдаты умирали,
Заслоняя сердцем нас.
Практически одновременно с "Принимаю бой" свет увидел и следующий фильм Микаэляна, принесший ему всесоюзную славу и популярность - "Иду на грозу". Экранизация романа Даниила Гранина с Александром Белявским, Василием Лановым, Ростиславом Пляттом в главных ролях стала одной из самых популярных картин 1966 года.
А в 1974 году Сергей Микаэлян снял фильм, за который получил Государственную премию СССР. Это была драма "Премия" по сценарию Александра Гельмана. Абсолютно камерное кино, всё действие которого происходит в одном помещении, в тот год в прокате посмотрело почти тринадцать миллионов зрителей. Фильм получил массу наград: Большой приз ВКФ-75 в Кишиневе; Золотая медаль МКФ в Авеллино-76; Юбилейный приз МКФ в Карловых-Варах-76; Почетный приз и диплом МКФ цветного кино в Барселоне-76; Премия критики Международный Кинофорум "Человек, труд, творчество" в Польше (1975). При этом самого Микаэляна обвиняли чуть ли ни в антисоветчине. Например, за слова, которые произносит бригадир Потапов: "Мой Мишка сказал, видать, коммунизм нескоро будет построен". Впрочем, Евгений Леонов, сыгравший Потапова, считал свою роль в этой картине одной из лучших в своей фильмографии.
А через два года, в 1976-м, Сергей Микаэлян снял фильм, который он считал главным в своей жизни. И который, так же как и "Принимаю бой", был сразу же после окончания съёмок запрещён. А Микаэлян после запрета этого фильма уехал из Ленинграда, сказав: "если выйдет картина на экраны - вернусь". Почти два года картина пролежала "на полке", пока тогдашний председатель Госкомитета СССР по кинематографии не показал её генсеку Леониду Брежневу. Растрогавшийся Брежнев тут же распорядился о широком показе фильма. И даже в одном из своих одном из своих докладов сказал о том, что необходимо проявлять больше заботы о вдовах погибших на войне. После чего пенсия им была увеличена на пять рублей.
В 1982 году на широкий экран вышла лирическая трагикомедия "Влюблён по собственному желанию". В ней, к слову, тоже многие чувствовали некую фигу в кармане - как же может советский спортсмен, чемпион и стать пьяницей? - но, главное, конечно, в фильме было не это. Картину посмотрело более двадцати пяти миллионов человек, режиссёр и актёры получили за него разнообразные призы (Сергей Микаэлян - Главный приз XVI-го Всесоюзного кинофестиваля; Олег Янковский - лучший актер года по опросу журнала "Советский экран"; Евгения Глушенко – «Приз за лучшую женскую роль» Международного кинофестиваля в Западном Берлине). Интересно, что Микаэлян к этому фильму сам написал сценарий (как и к нескольким своим другим картинам), но никак не мог вставить в него любовную фабулу, а без неё, как он считал, преображение пьяницы в одухотворённую личность невозможно. С любовными переживаниями у него в жизни было не очень - как он сам говорил, "не могу писать то, чего в жизни не переживал". И Сергей Герасимович попросил помочь Виктора Мережко. Тот сценарий переписал, но попросил Микаэляна его фамилии в титрах не ставить - уж больно проходным показался сюжет этой картины. А потом очень жалел, что не значится в творцах картины, имевшей оглушительный успех в стране. Микаэлян даже собирался снять вторую часть этого фильма. Он рассказывал о сюжете:
Они расстаются. У них уже сын, но они расходятся: перестройка на неё не повлияла, а он совершил последнюю попытку заработать денег. Бросил её, чтобы заняться бизнесом. Она же тянет его, висит гирей на ногах… У него должна была появиться новая любовь, было придумано много интересных сцен… Забавно, интересно, сейчас вспоминаю, и кажется, вышел бы очень хороший сценарий.
Но отказался сниматься Янковский, а без него это было бы уже не то.
Одним из последних фильмов Сергея Микаэляна стала мелодрама "Звёздочка моя ненаглядная". Правда, сам Микаэлян считал, что фильм не удался. В нём, к слову, снималось всего пять профессиональных актёров, а остальные были "люди с улицы". Но главной причиной неудачи этой картины Микаэлян называл отсутствие средств. Из-за чего и съёмки основательно затянулись - они шли два года, за это время сменилось четыре оператора. Впрочем, фильм зрители встречали с восторгом. Как вспоминал режиссёр, порой овации на кинопоказе длились по несколько минут.
Сергей Микаэлян чуть ли ни до последних своих дней приезжал на "Ленфильм". К слову, жил он довольно далеко от киностудии и добирался всегда общественным транспортом. Как он сам говорил:
У меня нет транспортного утомления. Наоборот, в метро, в толкучке приятно смотреть на людей - свои! "Не мои" в "кадиллаках" ездят, а мои - рядом.
А когда в своё время ему предлагали поменять его однокомнатную на "двушку", то он отказался. Правда, пожалел, когда женился:
Так в однокомнатной и живём. Но спокойно совершенно, космонавты же тоже в капсулах живут по году. Я - непритязательный, достаточно самого необходимого.
Сергей Герасимович Микаэлян скончался 10 декабря 2016 года в возрасте 93 лет. Он похоронен на Серафимовском кладбище Петербурга, рядом с мемориалам жертв блокады. На его памятнике названия снятых им фильмов.
Война осталась позади. И как потом оказалось, это были хотя и самые трагические, но лучшие мои годы, когда я был смелее и честнее, когда люди были добрее и светлее, когда обращались друг к другу со словом "товарищ", когда пожилые называли меня "сынок", а я их — "папаша" и "мамаша", когда ровесники звались "браток", "братишка", "сестрёнка", "сестричка" и когда я жил великой Мечтой со всем народом и со всей страной. И когда верил, что больше никогда нигде на Земле никакой войны не будет…
Фильмография Сергея Микаэляна
- 1960 — Разноцветные камешки
- 1963 — 1965 — Принимаю бой
- 1965 — Иду на грозу
- 1968 — Всего одна жизнь (СССР — Норвегия)
- 1971 — Расскажи мне о себе
- 1972 — Гроссмейстер
- 1974 — Премия
- 1976 — Вдовы
- 1979 — С любовью пополам (СССР—Болгария)
- 1982 — Влюблён по собственному желанию
- 1985 — Рейс 222
- 1989 — Сто солдат и две девушки
- 1993 — Разборчивый жених
- 1994 — Голодающий Поволжья
- 1995 — Французский вальс
- 2000 — Звёздочка моя ненаглядная
- 2006 — Зимний ветер
На кладбищах Петербурга похоронено много наших выдающихся соотечественников. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...
На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом", лучший барабанщик Ленинградского рок-клуба Александр Кондрашкин.
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Константин Скоробогатов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Людмила Макарова, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, Иван Дмитриев, Игорь Горбачёв, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композиторы Андрей Петров, Исаак Шварц, оперная певица Галина Ковалёва, певцы Николай Охотников, Борис Штоколов, пианист и шахматный гроссмейстер Марк Тайманов, балерина Алла Шелест, дирижёр Мариинского театра Виктор Федотов, поэт Всеволод Рождественский, режиссёр Рубен Агамирзян, кинорежиссёр, основатель "ленинградской школы кино" Григорий Козинцев. Здесь же похоронены мать и сёстры Владимира Ульянова (Ленина) - Мария Александровна, Ольга и Анна, вдова Сергея Кирова Мария Маркус-Кирова.
На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, Лидия Штыкан, Аркадий Шалолашвили, Нина Ургант, Владимир Гайдаров, Виктор Михайлов, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатели Виктор Голявкин, Вера Панова, Тамара Петкевич, Даниил Гранин, Вера Кетлинская, Виктор Курочкин, Юрий Рытхэу, Глеб Горышин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёры Иосиф Хейфиц, Виктор Аристов, Аян Шахмалиева, Виктор Трегубович, Илья Авербах, Виктор Титов, Владимир Венгеров, художник-постановщик Семён Мандель, художник Натан Альтман, знаменитый диктор Ленинградского телевидения Михаил Быков, писатель, журналист и "Рок-дилетант" Александр Житинский, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева, продюсер, придумавший "Ментов", Александр Капица, театровед и писатель Евгений Калмановский, балерины Инна Зубковская, Татьяна Вечеслова, театральные режиссёры Арсений Сагальчик, Давид Карасик, Зиновий Корогодский.
На Смоленском православном кладбище лежат актрисы Анна Самохина, Светлана Карпинская, режиссёры Алексей Балабанов, Валерий Огородников, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёры Станислав Ландграф, Алексей Федотов, Виктор Костецкий, писатель-маринист Виктор Конецкий, основоположник российского футбола Георгий Дюперрон, олимпийский чемпион Геннадий Шатков, художник Владислав Мамышев-Монро, кинодокументалист Александр Якубовский, участник программы "Контрольная для взрослых" Илья Кочоров, самый известный фанат рок-группы "Алиса" Дмитрий Козырев ("Окорок"), барабанщик культовой группы "Кино" Георгий Гурьянов, загадочный Дедушка Петербургский, родители когда-то второго человека в СССР Алексея Косыгина. На этом кладбище установлен кенотаф в память о бас-гитаристе группы "Аквариум" Михаиле Файнштейне (Васильеве), прах которого, согласно его завещания, был развеян над Невой. И конечно же нельзя не сказать, что именно на этом кладбище упокоилась Ксения Петербургская - святая покровительница нашего города.
Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Антонины Шурановой, Николая Крюкова, Виктора Смирнова, Константина Адашевского, Валерия Матвеева, Ольги Лебзак, Валентины Кибардиной, выдающегося конферансье Григория Баскина, знаменитого артиста балета Юрия Соловьёва. Здесь же лежат великий русский художник Павел Филонов, многолетний настоятель храма Серафима Саровского отец Василий Ермаков, родители нынешнего президента России Владимира Путина. На этом кладбище похоронены кумир питерских футбольных болельщиков Владимир Казачёнок, выдающийся нападающий Лев Бурчалкин, один из лучших советских инсайдов Евгений Елисеев, легендарный игрок сборной СССР по хоккею Геннадий Цыганков, первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин, спортивный комментатор Виктор Набутов, педагог Виктор Сорока-Росинский (тот самый Викниксор из Республики ШКИД), создатель самолётов "МиГ" авиаконструктор Михаил Гуревич, музыкант Юрий Морозов.
На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев, актёр и режиссёр Игорь Владимиров, актёры Константин Григорьев, Рудольф Фурманов, Сергей Поначевный, актриса Зинаида Шарко.
А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены актёры Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев", великий баскетбольный тренер Владимир Кондрашин и баскетболист Александр Белов, принесший Советскому Союзу первое олимпийское золото в этом виде спорта, писательница Антонина Голубева, кинорежиссёр Игорь Масленников.
Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.
На Богословском лежат актёры Кирилл Лавров, Роман Громадский, поэт и писатель Анатолий Мариенгоф и его жена - актриса Анна Никритина, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссёр Александр Рогожкин, поэт Глеб Горбовский. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек"), Сергей Богаев ("Облачный край"), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков, писатель Виталий Бианки, талантливейший хоккейный вратарь Евгений Белошейкин, герой Советского Союза, личный враг Адольфа Гитлера Александр Маринеско, двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова.
На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронены актёры Галина Короткевич, умершая за две недели до своего столетия, Виктор Перевалов, Владимир Границын.
На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёры Борис Понизовский, Сандро Товстоногов, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков, жена рок-музыканта Юрия Шевчука Эльмира, актёры Сергей Бехтерев, Василий Корзун, Дмитрий Барков, Станислав Соколов, Тамара Алёшина, Всеволод Кузнецов.
На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева, писательницу Ольгу Форш.
На Ковалёвском кладбище нашёл свой покой рок-музыкант и поэт Александр Башлачёв.
На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.
На Новодевичьем лежат актёр Александр Анисимов, художник Михаил Врубель, родители жены Ленина Надежды Константиновны Крупской - Константин Игнатьевич и Елизавета Васильевна.
На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.
На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного. Здесь захоронен прах Андрея Панова (Свина) - основателя панк-рока в нашей стране.
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин - автор памятника "Тысячелетие России" и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв, выдающаяся эстрадная певица Анастасия Вяльцева, бывший первый вице-премьер, которого прочили в президенты после Ельцина - Николай Аксёненко, один из первых российских лётчиков-испытателей Сергей Уточкин, депутат Госдумы России Галина Старовойтова, первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, выдающийся хирург Фёдор Углов, великий волейбольный тренер Вячеслав Платонов.
В Некрополе мастеров искусств похоронены режиссёр Георгий Товстоногов, актёр Николай Черкасов.
К слову, все имена, выделенные цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.