Вероятность задержек общения у детей в возрасте двух лет становится на 61% выше, если в годовалом возрасте они проводили за экраном телевизора, телефона и иного устройства от часа до двух в день. К такому выводу пришли ученые из Университета Тохоку в Сендае и Калифорнийского университета в Сан-Франциско, которые проанализировали данные 7097 пар мать—ребенок. Специалистами оценивалась частота задержек развития у детей в возрасте двух и четырех лет, поэтому всех участников они разделили на соответствующие группы. В качестве контроля использовалась группа, в которой дети проводили перед экраном менее часа в день, это 3440 детей. Далее численность групп была следующей:
- от часа до двух – 2095;
- от двух до четырех часов - 1272 детей;
- четыре часа или более – 290 детей.
Развитие каждого ребенка-участникам оценивалось по пяти аспектам:
- общение (лепетание, вокализация и понимание);
- крупная моторика (движения рук, тела и ног);
- мелкая моторика (движения рук и пальцев);
- решение поставленных задач (обучение и игра с игрушками);
- личные и социальные навыки (социальная игра в одиночку, игра с игрушками и игра с другими детьми).
Так, в соответствии с результатами опубликованного исследования риск задержки развития увеличивался в два раза, если ребенок от двух до четырех часов проводил перед экраном. В 4,78 раза, если больше четырех часов. Помимо этого, продолжительное нахождение перед экраном влияло и на мелкую моторику: более четырех часов на 74% повышают риск.
На 64% увеличивалась вероятность нарушений общения у детей в возрасте четырех лет, которые проводили перед экраном от двух до четырех часов. Помимо этого, было установлено, что дети, проводившие перед экранами более четырех часов, имели проблемы с тем, чтобы решить поставленные перед ними задачи.