Найти тему
АПИ – LegalPress.Ru

НКО разрешили отказаться от бумажной проверки

29.08.2023. АПИ — Некоммерческие организации (НКО) вправе предоставлять материалы для проверки исключительно в электронном виде. Об этом АПИ сообщили в Министерстве юстиции РФ.

Справка

В реестр Министерства юстиции РФ внесено 212,8 тысячи зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе 59,2 тысячи общественных, 32,3 тысячи религиозных и 38,9 тысячи автономных, 15,2 тысячи профсоюзов, 12,4 тысячи ассоциаций и иных объединений, 10,8 тысячи учреждений и других.

Действующий федеральный закон, направленный на защиту от «кошмаривания» со стороны чиновников, не распространяется на надзор за деятельностью некоммерческих организаций. Поэтому уполномоченное проводить такие проверки юридическое ведомство может фактически произвольно устанавливать и соответствующие правила. Так, утвержденный самим Минюстом административный регламент допускает истребование у НКО всей переписки, сведений о пожертвованиях и внесших их лицах, проводимых мероприятиях, кассовых документов и многого другого. Нередко на подготовку этого массива за несколько лет выделяется всего несколько дней. Также инспекторы вправе присутствовать на мероприятиях (даже закрытых) и предъявлять требования об их прекращении (АПИ подробно писало об этом – НКО-контроль).

В то же время в юридическом ведомстве подтвердили право НКО предоставлять материалы исключительно в электронном виде, в том числе на флэше или ином носителе. «Электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью, равносилен бумажному документу с собственноручной подписью. Некоммерческая организация вправе воспользоваться любым удобным способом для исполнения обязанности по представлению запрашиваемых документов при проведении контрольного (надзорного) мероприятия», – констатировала исполняющая обязанности заместителя директора Департамента законодательства и правоприменения в сфере некоммерческих организаций Анна Федотова.

Напомним, что с 2022 года руководители юридических лиц могут бесплатно оформить усиленную квалифицированную электронную подпись в налоговой инспекции. Она необходима в том числе для предоставления налоговой отчетности. В настоящее время в электронном виде ее обязаны сдавать все организации, в которых работает не менее десяти человек.