("Шальные деньги", трилогия. Snabba Cash I; II; Livet deluxe (III), 2010-13, Швеция)
Ожидаемо, что после всемирного успеха экранизации трилогии Стига Ларссона "Миллениум" (2009) в Швеции возник острый продюсерский интерес к другим отечественным беллетристам-криминалистам. И желательно таким, которые тоже горазды рожать толстые трилогии, а не тощие романы-одиночки.
Ну а поскольку все эти известные личности не прячутся в погребах (разве только в винных), а "тусят" у всех на виду, долго искать замену уже покойному в ту пору Ларссону не пришлось.
Так и угодил под каток кинопродюсеров еще один достойный автор-остросюжетник, он же реальный адвокат по уголовным делам Йенс Лапидус. У которого, правда, на начало съемок первых "Шальных денег" было написано лишь две книги об антигероях уголовного мира Стокгольма. Но успех картины, ставшей у себя на родине лидером проката, вмиг воодушевил Лапидуса сочинить триквел. После чего эта его сага с поэтическим названием "Стокгольмский нуар" была "добита" экранизаторами в 2012-13-м годах тоже до полноценной трилогии.
Что также отрадно: и второй, и третий ее фильм лишь немногим уступают в качестве первому, даром что каждую последующую часть снимал уже другой режиссер. Так сказать, хороший пример "настоящего конвейерного качества" из Швеции - как и, собственно, "триптих" про татуированную драконом "девушку" с ликом Нуми Рапас.
Впрочем, - субъективно на мой взгляд, ясен швед, - эпопея "Шальные деньги 1-2-3" получилась во многом лучше экранизации Стига Ларссона. Хотя бы потому, что вторая и третья "Девушки..." страдали некоторым занудством, а "Деньги..." - более сбалансированная по темпу и интересности, трехсерийная история. Да и более "приземленная", в хорошем смысле слова. Всё-таки адвокатский опыт Лапидуса дает о себе знать. И профессиональное знакомство с преступным миром Стокгольма не прошло для него, как для писателя, бесследно. Отчего и фильмы в результате изобилуют любопытными подробностями, явно не выдуманными, а списанными "из жизни".
Единственная рекомендация, которую желательно соблюдать: не допускайте при просмотре "Шальных денег" слишком большого перерыва между фильмами. Ведь они связаны напрямую и историями, и персонажами, а хитросплетение сюжетных линий таково, что запутаться в них - плевое дело. Особенно, если вы успеете запамятовать, что же творилось в предыдущей части.
Без кое-какой надуманности, правда, тоже не обошлось - видимо, это побочный эффект написанной в сжатые сроки, третьей книги. Развязка "вспомогательной" истории пропавшей сестры главгероя Ю. В. (имя у него такое странное) кажется шитой белыми нитками к основному сюжету. Но в принципе это так, мелочь, и на общее благоприятное впечатление она не влияет.
По вине тех же сложных судеб здешних персонажей описать сюжет "Шальных денег" даже вкратце сложновато.
В начале этой долгой "пьесы в трех актах" нас познакомят с ее "стартовыми" героями. Первый из них, уже упомянутый Ю. В. (Ю. Киннаман) - неглупый студент из обычной семьи, жаждущий поскорее достичь в столице красивой аристократической жизни. Ради чего он не брезгует "колотить понты" на светских тусовках, правда, ради этого ему приходится подрабатывать ночами нелегальными таксистом.
Однако для полного комплекта счастья, а также внимания богатых девушек и роста "статусности", денег бедолаге требуется гораздо больше. И когда ему выпадает шанс по-быстрому "наварить" их в наркобизнесе, парень тотчас окунается в него с головой...
...Со всеми отягчающими последствиями, разумеется. И целым каскадом неприятностей, "разруливать" которые Ю.В. придется ценой новых неприятностей... Ну и так далее, как говорится, по спирали - да в пучину криминального ада.
Хорхе и Мрадо (М. Варела и Д. Мрсич) и близко не аристократы, даже с приставкой "фальш...". И в начале они еще не знакомы с Ю. В., да и вообще никогда бы с ним не познакомились, кабы тот сам не приперся в их теневой бандитский мир. У Хорхе, сбежавшего из тюрьмы, прожженного наркобарыги, есть смертельный враг в лице босса сербской мафии. Который и послал свирепого Мрадо убить Хорхе. Вот только этот прощелыга нужен Ю. В. и его компаньонам по бизнесу живьем - как кладезь ценной информации и связей. Так что, хочешь не хочешь, а придется выручать Хорхе из беды, даже рискуя подлезть под киллерские пули...
Короче говоря, скучно не будет. Ни в первом, ни в остальных фильмах - каждый фонтанирует разнообразием "движухи", колоритных персонажей и уникальных ситуаций, из которых героям приходится яростно выкручиваться.
Равно как с актерами трилогии повезло. Киннаман чертовски мощно сочетает разрывающие его героя изнутри эмоции под маской, казалось бы, нордического спокойствия - сразу видно, что Ю. В. угнетаем постоянным стрессом, и рано или поздно взорвется. Да и у Варелы с Мрсичем уголовная натура их героев красноречиво на лицах написана. Тем более, что второй, подобно тому же Дэнни Трэхо, тоже в реальности бывший уголовник и зек.
***
В общем, если искать ближайший аналог "Шальным деньгам" в жанре криминального кино, то это, конечно, будет не какая-нибудь там романтично-мелодраматичная "Бригада", а что-то гораздо мрачнее и жестче. Например, якудза-драма - тоже, кстати, трилогия, - Такеши Китано "Беспредел". Разве что в ней жестокости и членовредительства побольше, а лирика отсутствует напрочь. Тогда как в "Шальных деньгах" всё чуть жизненнее: "мочат" не всех поголовно, а герои могут позволить себе не только гнев и корысть, но и лирические, и родительские/братские чувства. Однако и японцы, и шведы в этих своих фильмах все моральные акценты расставляют правильно, показывая бандитское житье-бытье безо всякой романтики, в самых неприглядных красках.
По этой причине вряд ли "Шальные деньги 1-2-3" понравятся всем любителям детективно-художественной "Девушки с татуировкой дракона", - хотя попробовать определенно стоит. Зато любителям брутально-криминальных драм "под реализм" они понравятся почти наверняка - еще и пересмотреть, небось, со временем захочется. Так что имейте в виду и делайте выводы... или же попросту "забейте", если вы не относитесь ни к тем, ни к другим.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):