Найти тему
nsknews.info

С чего начинается НГУ: рассматриваем великолепные витражи Сокола

125 квадратных метров чистого искусства уже почти 50 лет встречают студентов в холле главного корпуса Новосибирского госуниверситета на Пирогова, 2. Огромные витражи хорошо видно из внутреннего двора. Их можно увидеть и с улицы через стеклянную дверь главного входа. Давайте рассмотрим их вместе.

Лариса Сокольникова

Как театр начинается с вешалки, так НГУ начинается с витражей главного корпуса. Выпускники прежних лет, когда видят их на фотографиях, с ностальгией произносят: «Моя альма-матер». Работа художника-монументалиста Владимира Сокола стала символом вуза и его гордостью.

Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

Владимир Петрович Сокол — художник монументально-декоративного искусства. Родился в 1927 году в Пихтовке Колыванского района. Окончил высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной в Ленинграде. С 1955 года жил и работал в Новосибирске. Мастерская Сокола находилась на улице Героев Труда. Вместе со своей командой автор создал масштабные мозаичные панно «Письменность, печать» на фасаде издательско-полиграфического комплекса «Советская Сибирь», «Покорители Оби» на ОбьГЭСе (1979), десять витражей «Города Сибири» на станции метро «Речной вокзал», витраж «Наука» в главном корпусе НГУ и другие запоминающиеся произведения.

-2

Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

Когда построили новый корпус Новосибирского госуниверситета и в нём отвели просторные помещения под музей, то решили сделать уменьшенные копии всех пяти витражей на плёнке и украсить ими стеклянные перегородки, отделяющие выставочные залы от коридора.

-3

Директор музея истории НГУ Лидия Воробцова. Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

Подлинники несколько лет назад отреставрировали. За 45 с лишним лет некоторые элементы были утрачены. Всё недостающее стекло восстановили, как было изначально задумано автором, рассказывает директор музея истории НГУ Лидия Воробцова.

-4

Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

Здание университета на Пирогова, 2 ввели в эксплуатацию в январе 1963 года. Изначально витражей в вестибюле не предусматривалось, и сквозь огромные окна открывался вид на внутренний двор. Но потом кто-то принял судьбоносное решение, и в начале 70-х годов Владимир Сокол с группой художников создали пять витражных полотен, каждое из которых имеет размер пять на пять метров. Композиции состоят из 16–17 сегментов. Все пять сюжетов объединены одной большой темой «Наука».

-5

Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

«Полностью мозаичное панно открыли в 1975 году. В разных источниках разные сведения о том, сколько лет его делали. Большинство сходятся на том, что процесс шёл с 1973 по 1975 год. Кроме Владимира Сокола, в работе участвовали несколько мастеров, в том числе Альберт Михайлович Мельников, Александр Моисеев и третий участник, имени которого история не сохранила, а сохранила лишь воспоминание, что это был бывший фронтовик и у него не было ноги», — пояснила Лидия Воробцова.

-6

Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

Каждая из пяти частей посвящена определённой теме. Если смотреть справа налево, то на первой композиции мы увидим солнце, а на последней — луну. На двух композициях собраны портреты великих учёных. Это Архимед, Коперник, Дарвин и Ньютон, Лобачевский, Менделеев, Ломоносов и Мечников.

-7

Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

По словам Лидии Воробцовой,  время от времени разгораются споры о том, кто изображён в середине композиции с портретами выдающихся деятелей науки. Кто-то считает, что это семейная пара учёных Кюри, кто-то — что это символическое изображение женщины, которое подчёркивает её значимую роль в науке. «Можно как угодно это трактовать», — добавляет руководитель музея.

-8

Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

Центральный витраж посвящён студентам университета. Мы видим юношу и девушку перед открытой книгой. Они символизируют будущее.

-9

Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

Прозрачное цветное стекло для картин привезли в Новосибирск из Брянска. Материал резали на части нужной формы, а затем вставляли в подготовленные для них ячейки. Это самая старая техника изготовления витражных панно. Её мастера применяли несколько сотен лет. Сейчас не так-то просто найти автора, который смог бы повторить эту трудоёмкую технологию.

-10

Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

По словам Лидии Воробцовой, самый завораживающий свет от витражей можно наблюдать на закате, когда прямые лучи солнца проходят через цветное стекло.

-11

Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

Кстати, в новой мистической игре «Academ Dreams», которую разрабатывает стартап из Академпарка, витражи главного корпуса НГУ воссозданы максимально точно.