Airbus A380 - двухпалубный широкофюзеляжный авиалайнер, созданный концерном Airbus в середине двухтысячных. Самый крупный пассажирский самолет в мире, способный вместить до 853 пассажиров.
История этой громадины началась в далеком 1988 году, когда группа инженеров Airbus провела исследования по теме гражданского самолета очень высокой вместимости. Основной стратегической задачей этих работ было прекращение доминирования флагмана фирмы Boeing - модели 747. Этот самолет безраздельно правил в сегменте, что изрядно раздражало конкурента. Тем не менее, Airbus не торопился создавать свой лайнер, но работы продолжались в течение всех 90-х. В 1994 году Airbus официально анонсировал проект A380. После рассмотрения различных компоновок было решено не увлекаться революционными идеями в разработке и создать классический самолет с двумя полноценными палубами, но значительно превосходящий по эффективности тогдашнего короля Boeing 747-400.
Для проведения испытаний и сертификации было изготовлено 5 прототипов. Первый полет самолета был совершен 27 апреля 2005 года в аэропорту Тулузу, где он и был собран. Во время испытаний самолет разгоняли до максимальной скорости в 1020 километров в час. Испытания на жару и высокогорье проводили в Эфиопии и Колумбии, где аэродромы располагаются на высотах около двух километров. А жары и влажности там хоть отбавляй. Испытания на низкие температуры проводились преимущественно в Канаде. Во время испытаний пассажирского салона и системы обеспечения комфорта самолет катал по Европе 474 сотрудника Airbus. В конце 2006 года лайнер получил сертификат от авиационных властей США.
Основные элементы конструкции производятся на территории Франции, Германии, Испании и Великобритании. Учитывая размеры самолета и его секций, вопрос транспортировки был очень острым. Обычными методами такие огромные детали не перевезешь. Были разработаны новые методики и специальная техника для перевозки по воде и по дорогам. И если паромы - это просто паромы, то видео того, как огромные фюзеляжи таскают через французские деревушки, уже давно заполнили интернет.
Из-за внедрения множества инноваций и беспрецедентных размеров лайнера производства Airbus сталкивались с множеством проблем. Самая известная из них - проблема с расположением кабельных сетей. 40 тысяч соединений, 98 тыся проводов общей длиной 530 километров потребовали пересмотра расположения в ряде элементов конструкции. Как оказалось, сложности были вызваны различными версиями программ проектирования. Мелочь, но попали тогда по полной.
В конце концов, поставки начались только в 2007 году, когда первый лайнер был передан Singapore Airlines. Ну, а теперь посмотрим, что самолет из себя представляет технически. Кабина пилотов значительно инфицирована с кабинами других лайнеров линейки Airbus. Кабина пилотов стеклянная, включает 8 дисплеев. Помимо базовых экранов, по бокам каждого пилота имеются полноценные персональные компьютеры. Благодаря им экипаж получил возможность полностью отказаться от бумажных носителей в кабине.
A380 опционально оснащается двигателями двух марок: Rolls-Royce Trent 900 и Engine Alliance GP7000. Благодаря внедрению новейших технологий, уровень шума удалось значительно снизить в сравнении с Boeing 747. Особенностью силовой установки A380 является то, что из четырех двигателей реверсом тяги оснащены только два - те, которые ближе к фюзеляжу. Высокое аэродинамическое качество крыла позволяет лайнеру садиться на невысоких скоростях, а для экономии массы от реверса на 2 двигателях решили отказаться.
С точки зрения материалов, A380 - классический современный авиалайнер, выполненный преимущественно из алюминиевых сплавов. Доля композиционных материалов составляет порядка 20 процентов, но учитывая довольно скромные достижения с точки зрения материалов, в сравнении с Boeing 787 и A350, лайнер обеспечил доселе невиданные условия для пассажиров. Салон имеет более высокое атмосферное давление в сравнении с аналогами, а также он намного тише. Площадь салона на половину больше, чем у Boeing 747. Ширина салона позволяет значительно варьировать рассадку пассажиров - от 3 полноценных 12 метровых кают первого класса до 11 кресел в ряд в экономическом классе. Палубы могут вмещать максимально 853 пассажира в одном экономическом классе. Но подобная компоновка пока не применялась. Типовая для A380 считается 3 классовая компоновка на 525 человек. Обычно вместимость разных авиакомпаний гуляет вокруг этой цифры. Большие пространства позволили авиакомпаниям разместить в салонах некоторые элементы, которых ранее быть не могло. На A380 можно найти зоны отдыха, бары и магазины, в зависимости от фантазии эксплуатантов.
Наконец, модификации: A380-800 - базовая версия, собственно летает пока только она. В 2013 году эту версию слегка прокачали, увеличив дальность, поправив некоторые детские болезни. A380-900 - модификация с удлиненным фюзеляжем, будет вмещать 650 пассажиров 3 классовой компоновки и 900 пассажиров в 1 классовой. Из-за сложностей с началом поставок модели 800, выпуск этой версии был отложен. A380F - грузовая версия A380. Заказа на неё Airbus собирал с самого начала проекта, и она должна была появиться сразу. При грузоподъемности в 150 тонн самолет уступал только Ан-225 "Мрия". Однако из-за сложностей с началом поставок пассажирской версии, поставки грузовой были отложены, а все заказы на нее отменены, ну или конвертированы. A380 Neo - улучшенное поколение лайнера с новым крылом и новыми двигателями. Предполагается использование обновленных двигателей, создаваемых на базе Rolls-Royce Trent XWB от A350. Будут выпускаться две версии A380-800 Neo и A380-900 Neo.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие статьи.