Князь Влад Цепеш, исторический Дракула, взошёл на трон в 1456 году не только благодаря собственным усилиям, но и благодаря удивительному везению. Дракуле крупно повезло ровно три раза, и каждый раз оказывался судьбоносным. Если бы Дракула был менее удачлив, его жизнь сложилась бы совсем иначе. И уж точно не удалось бы поквитаться с людьми, имевшими прямое отношение к смерти его отца.
Краткая предыстория
Как известно, отец Дракулы, валашский (румынский) князь Влад II, умер в декабре 1446 года из-за предательства собственных бояр. Бояре отступились от своего князя, узнав, что он неугоден соседям-венграм, а в первую очередь венгерскому магнату Яношу Хуньяди, который явился в Валахию со своим войском «наводить порядок».
Чтобы не воевать с Яношем, бояре отравили отца Дракулы и выдали Яношу труп, а по другой версии – выдали живого, а Янош велел, чтобы отцу Дракулы отрубили голову. На освободившийся трон Янош посадил своего ставленника – Владислава II, правителя ничем не примечательного.
Сам Дракула, которому было 16-17 лет, в это время жил как заложник при турецком дворе. Через два года, осенью 1448-го, турки помогли ему захватить валашский (румынский) трон, однако Янош Хуньяди с помощью военной силы почти сразу же восстановил прежний «порядок». Трон снова достался Владиславу, а Дракула вынужден был бежать, чтобы не разделить участь отца.
Весной 1449 года Дракула объявился в соседней стране – Молдавии, которой управляли его родственники, ведь мать Дракулы происходила из молдавского княжеского рода.
В Молдавии стремительно менялись князья. С 1448 года по 1451 год сменилось 7 государей, а с последним из них, Петром Ароном, Дракула не захотел поладить и решил уехать в Трансильванию, в город Брашов.
Когда повезло в первый раз. Брашовское приключение
Решение ехать в Трансильванию стало огромной ошибкой, ведь Трансильвания в то время была венгерской территорией, то есть эти земли контролировал Янош Хуньяди.
Город Брашов, хоть и был вольным, в политических вопросах тоже подчинялся этому магнату, ведь Янош устроил так, чтобы вокруг города за счёт венгерской казны были построены новые крепостные стены. Брашовяне своим послушанием отрабатывали «неоплатный долг» за строительство, а приезд Дракулы стал для них поводом угодить Яношу.
Возможно, Дракула и не поехал бы в Трансильванию, но это было необходимо его другу – Штефану. Штефан был сыном молдавского князя Богдана, недавно свергнутого и убитого. Однако ещё при жизни Богдан успел заключить с Яношем Хуньяди договор о дружбе и взаимопомощи.
В договоре среди прочего было сказано, что Хуньяди в случае чего обязан предоставить своему союзнику убежище в Трансильвании, поэтому Штефан хотел как правопреемник отца получить убежище и, возможно, даже договориться об убежище для своего друга – Дракулы.
Дракула не особо рассчитывал на успех затеи и поехал просто за компанию, желая проследить, чтобы Штефан по неопытности не оказался в беде. Однако в итоге Дракула, приехав в Брашов, сам оказался в опасности. Мог даже лишиться головы.
В начале зимы 1452 года брашовяне обнаружили, что в их городе живёт Дракула – давний враг Яноша Хуньяди. Городская верхушка тут же отправила Яношу письмо, где просила инструкций: «Что делать с Дракулой? Казнить?»
Однако Хуньяди повёл себя неожиданно. Он распорядился, чтобы Дракулу всего лишь схватили и под конвоем выдворили из Трансильвании. В письме Яноша к брашовянам даже сквозила ирония:
Поскольку упомянутый Влад (Дракула) прибыл к нам из земель Молдавских в поисках нашей защиты, отправьте его под защитой наших верных людей тем же путём в добром здравии в обратную сторону.
Янош решил не казнить Дракулу, поскольку не рассматривал его как серьёзную политическую силу. А ведь мог бы решить иначе.
И снова игры со смертью. Повезло во второй раз
Весной 1452 года Дракула вернулся в Молдавию, где уже не было неприятного ему князя Петра Арона. На молдавский трон в очередной раз взошёл двоюродный брат Дракулы – Александр.
Увы, правление Александра не продлилось долго. В мае 1455 года он лишился трона и уехал к полякам просить войско, а Дракула к тому времени решил, что пора собирать собственное войско и возвращать себе власть в Валахии. Он снова перебрался в Трансильванию, но теперь избегал крупных городов вроде Брашова, а ездил по сельской местности и вербовал себе сторонников.
Тем временем в Венгерском королевстве началась подготовка очередного крестового похода против турок. В феврале 1456 года в Трансильванию прибыли посланцы папы римского – делегация монахов-францисканцев, чтобы проповедями собрать армию добровольцев.
Целью похода было освобождение Константинополя, в 1453 году захваченного турками. Однако в ополчение не брали православных, которых в Трансильвании было немало.
Православное население Трансильвании состояло в основном из сербов и влахов (румын), которые перебрались туда из своих стран, устав от турецких набегов. И всё же, несмотря на стремление к спокойной жизни, многие воодушевлялись проповедями. Люди спешили записаться в ополчение, однако их ждало разочарование: «Православных не берём».
Конечно, это вызывало ропот, а Дракула пользовался ситуацией, привлекая отвергнутых ополченцев в свои ряды. Дескать, пойдёмте со мной – вступайте в войско, в котором вас не станут считать недостойными.
Дракула действовал настолько успешно, что заставил Яноша Хуньяди пожалеть о решении, принятом в 1452 году. Хуньяди подумал, что зря тогда отпустил Дракулу. Вот почему зимой или весной 1456 года на Дракулу было совершено покушение.
Покушение случилось в трансильванских владениях Яноша Хуньяди, куда Дракула неосмотрительно заехал. Организацию дела взяли на себя дальний родственник Яноша Хуньяди и ещё один доверенный человек, но всё было организовано очень неумело. Дракула ускользнул от убийц и узнал подробности – кто, что и зачем.
Тогда Янош Хуньяди решил применить дипломатическую уловку. Он притворился, что хочет помириться с Дракулой, и распространил новость, что назначает его защитником Трансильвании на период войны с турками. Однако Дракула получил от жизни уже достаточно уроков, чтобы не поверить.
Увы, этой уловке поверили современные историки. Они почти единодушно пишут, что Янош Хуньяди и Дракула были союзниками в войне с туками, хотя на самом деле эти двое не прекращали враждовать.
Повезло в третий раз. История не повторяется
Летом 1456 года для Дракулы настал благоприятный момент, чтобы вернуть себе валашский трон. Дракула успел собрать и вооружить свою армию, а Янош Хуньяди не смог бы вмешаться, как это было в 1448 году.
Теперь, 8 лет спустя, Янош находился в сложном положении, потому что турецкий султан, услышав о готовящемся крестовом походе, решил нанести упреждающий удар и захватить крепость Белград.
В то время Белград, как и сейчас, являлся сербским городом, однако сама крепость находилась под контролем венгров. Если бы она была взята, турки могли бы легко переправляться через Дунай и нападать на окраины Венгерского королевства. Вот почему Янош бросил все имеющиеся у него силы на защиту.
Турецкий султан осадил крепость в июле 1456 года, тем самым отвлекая на себя все силы Яноша, но Дракула не торопился двинуть свою армию в Валахию. Он выжидал и заодно следил за поведением князя Владислава – Яношева ставленника, который так испугался, что отказался повиноваться своему благодетелю.
Владислав не пошёл со своей армией к Белграду помогать Яношу Хуньяди, а остался в Валахии, чтобы не дать Дракуле захватить трон.
Август – месяц удачи
Дракула двинул свою армию в Валахию в августе – незадолго до наступления очередной даты, когда верующие вспоминают усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа).
Неизвестно, был ли в этом стратегический расчёт. Возможно, Дракулу привлекал символизм даты, ведь его отец погиб совсем как Иоанн Креститель – ему тоже отрубили голову. Однако выбранный момент оказался крайне удачным.
20 августа 1456 года на поле недалеко от городка Тыргшор состоялась битва между армией Дракулы и армией Владислава. Владислав проиграл и погиб.
Предполагают, что Владислава предали и убили собственные бояре, как когда-то предали отца Дракулы. Однако возможно, что между Дракулой и Владиславом состоялся честный бой один на один, за которым наблюдали оба войска.
Дракула, разумеется, победил. Во-первых, он был моложе своего соперника, а во-вторых, наверняка готовился к подобному поединку и долго упражнялся, так что здесь никакого везения не было – чистая закономерность.
Убитого Владислава похоронили с почестями, соответствующими его статусу, а вскоре, в самом конце августа, состоялась церемония помазания Дракулы на трон. Возможно даже, что как раз 29 числа, когда вспоминают усекновение главы Иоанна Крестителя.
И тогда же до Валахии дошла весть о том, что Хуньяди отогнал турок от Белграда, но не смог насладиться плодами победы. 11 августа он умер от чумы – мучительная смерть. Яношу вместо Дракулы отомстила сама судьба.
Автор статьи: Светлана Лыжина