Адаптация к школе - это один из важных моментов, который позволит ученику быстрее и безболезненнее влиться в новый коллектив. Ее успех зависит не только от усилий учителей, но и родителей. Это сложный процесс, который протекает у каждого ребенка по-разному. Адаптационный период условно можно разделить на этапы: легкий (до пяти недель), средний (от восьми до десяти) и тяжелый, который может затянуться до полугода.
- Успешная адаптация зависит от психологической подготовки ребенка. Например, есть личностная готовность, которая заключается в умении строить отношения с учителем, регулировать свое поведение, воспринимать учебную задачу, общаться со сверстниками, а также иметь личное мнение и умение его доказывать и быть при этом толерантным к другим. Также есть интеллектуальная готовность - это наличие определенного кругозора, умение ориентироваться в окружающем, желание узнавать что-то новое. Это влияет на адаптационный период, который делится на три этапа. На первом малыш только присматривается к новой обстановке. У него имеется психофизическое напряжение, капризы и головные боли. На второй стадии он уже начинает выстраивать схемы поведения, а реакции окрашены менее эмоционально. Третий этап - ребенок определяется с формой поведения и появляется понятие «я - ученик», - объяснила Юлия Тиленькова, детский психолог.
Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Признаками того, что юному ученику сложно адаптироваться, станут: капризность и раздражительность, изменение активности (уменьшение или увеличение), внезапная агрессивность, а также плаксивость, нарушение сна и частые заболевания. В этом случае необходимо выявить трудности и наметить способы их преодоления. Так, важно сохранить спокойную атмосферу дома и не конфликтовать при ребенке. Отнеситесь с понимаем к его эмоциональным и поведенческим изменениям. Еще одним советом будет - предварительное знакомство с новой средой.
- До начала обучения посетите школу, пройдитесь по коридорам. Изучите местность, класс, нахождение туалета, площадки, игровой зоны, буфета и столовой. Дома обсудите, что запомнилось, что понравилось, а что нет. Познакомьтесь с учителем и расскажите ему о сильных и слабых сторонах ребенка: что он хорошо умеет делать, а в чем понадобится помощь. Чтобы сформировался доверительный контакт между ним и учителем, можно заранее попросить педагога при встрече подарить ребенку сюрприз, подготовленный вами, например, шоколадку. В ответ малыш может подготовить для учителя рисунок или поделку, но это по желанию, - добавил детский психолог.
Так как ребенку придется менять привычный режим, то следует озаботиться этим заранее. Специалисты рекомендуют делать это примерно за две недели. К сборам в школу тоже есть рекомендации. Так, утренний ритуал пробуждения должен проходить спокойно, а сборы - без спешки. Родителям придется самим рассчитать, сколько понадобится времени, чтобы школьник успел подготовиться к выходу. Кроме того, не забывайте создать ребенку хорошее настроение, что также облегчит период адаптации. Встречать первоклассника также следует с улыбкой и радостью. И еще один момент: не заставляйте его сразу садиться за уроки.
- После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха или сна для восстановления сил. Учитывайте при этом, что низкая работоспособность наступает с 14 - 16 часов. Перед уроками пусть ребенок проведет время интересно: погуляет, поиграет, займется хобби и так далее. Заставлять делать уроки за один присест тоже не стоит. После 15 - 20 минут занятий необходимы 10 - 15 минут перерыва. Лучше, если отдых будет подвижным. Дайте возможность малышу выполнить задания самому, но если нужна ваша помощь, то помогите. Спокойный тон, поддержка: «Не волнуйся, у тебя все получится! Давай разберемся вместе! Я тебе помогу!», похвала (даже если не очень получается) - необходимы. Поэтому в каждой работе найдите, за что можно отметить. Эмоциональное содействие способно заметно повысить интеллектуальные достижения человека, - отметила детский психолог.
Также не стоит перезагружать детей дополнительными кружками. Чем их больше, тем быстрее истощается нервная система и снижается мотивация к обучению. Оптимальное количество занятий - до двух - трех раз в неделю.
Отметим, что многие школьники не хотят после каникул возвращаться к учебе из-за плохих отношений со сверстниками. Одноклассники делятся на группы, и это приводит к тому, что появляются изгои: те, кто не смог попасть ни в один из «кружков по интересам». Откуда в школах возникают такие группы во главе с лидерами и что с этим делать - рассказали эксперты.
Рина Курдюмова, новости Хабаровска на DVHAB.ru