27 августа кинематографисты отметили профессиональный праздник – День российского кино. В этот день в 1919 году был принят Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о национализации кинодела.
А первым художественным фильмом в тогда еще Российской империи стала «Понизовая вольница» (1908 г.) о Степане Разине. Это экранизация фрагмента одноименной пьесы Василия Гончарова, которая, в свою очередь, написана по мотивам известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень». Можно сказать, первой игровой лентой стала экранизация литературного произведения!
С тех пор российские и советские режиссеры перенесли на экран много нетленной классической литературы: творения Пушкина, Чехова, Достоевского, Толстого. Но и среди современных отечественных литераторов есть те, чьи произведения становятся основой сценариев.
Модельная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и новосибирский портал Горсайт тоже решили отметить этот праздник и подобрали для вас десять книг, которые режиссеры взяли за основу для своих кинолент.
1. Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом» (18+)
Бестселлер Павла Санаева выдержал 15 переизданий и до сих пор остается востребованным. История жизни маленького мальчика у бабушки-тирана была экранизирована режиссером Сергеем Снежкиным в 2008 году и вызвала много споров.
Действие всей книги уместилось в один хмурый день, и главным героем тут выступает не мальчик Саша, а именно бабушка, которая представлена как полноценный монстр, терроризирующий всех родственников и, в первую очередь, любимого внука. Фильм участвовал в различных кинофестивалях и получил несколько наград, в том числе «Нику» за лучшую женскую роль в блистательном исполнении Светланы Крючковой.
2. Алексей Иванов «Ненастье», (18+)
Из спецфургона похищены 145 миллионов рублей. Грабитель – бывший «афганец» Герман Неволин, водитель инкассаторской машины. Но что толкнуло его на преступление?
Одноименный телесериал снял в 2018 году кинорежиссёр, сценарист, продюсер и лауреат Государственной премии России Сергей Урсуляк. Он стал обладателем главного приза Международного фестиваля ТВ- и веб-сериалов Serial Killer в Брно (Чехия). А в 2020-м сериал был удостоен премии «Золотой орёл» в номинации «Лучший телевизионный сериал».
3. Майю Лассила «За спичками», (12+)
Веселая история о приключениях двух приятелей Антти и Юсси начинается с того, что в доме главного героя кончились спички.
Леонид Гайдай снял одноименный фильм в 1980 году, что было приурочено к 25-летию особых отношений СССР и Финляндии. Примечательно, что экранизация вышла на двух языках – на финском и русском: это коснулось, в том числе, и песен. Премьера в Финляндии состоялась на несколько месяцев раньше, а длительность киноленты для финского зрителя оказалась больше. Кстати, переводчиком книги является Михаил Зощенко, по чьим произведениям Гайдай тоже снимал кино.
4. Яна Вагнер «Вонгозеро», (16+)
«Вонгозеро» – дебютный роман российской писательницы Яны Вагнер, опубликованный в 2011 году. Внезапно обрушившаяся эпидемия неизвестной болезни вынуждает главных героев ради выживания уехать в Карелию и спрятаться на необитаемом острове.
В 2019 году по книге вышел драматический телесериал «Эпидемия» режиссеров Павла Костомарова и Дмитрия Тюрина, который стал лауреатом множества российских наград и был представлен на международном фестивале CanneSeries в Каннах. В октябре 2020-го стартовал показ ленты на платформе Netflix, где она сразу попала в топ-10 лучших сериалов платформы, заняв четвертую строчку. Сериал получил много положительных отзывов от зарубежных зрителей, и даже Стивен Кинг охарактеризовал его как «чертовски хороший».
5. Виктор Пелевин «Generation ″П″» (18+)
Вместе с Вавиленом Татарским читатель путешествует в начало 90-х: бывший пионер превращается в торговца сигаретами, мелкого копирайтера, копирайтера поважней, в политтехнолога, а затем – в живого бога.
Экранизацию романа воплотил в жизнь клипмейкер Виктор Гинзбург в 2011 году. Из-за трудностей с финансированием создание фильма длилось почти пять лет. Экранизировать подобные литературные произведения сложно, поэтому ленту очень остро критиковали. Но по словам самого режиссёра, критики принимали «Generation ″П″» за дословную экранизацию. «Получается, мне удалось донести дух и суть произведения до зрителя», – говорил Гинзбург. Но, несмотря на неоднозначные мнения, в первые выходные фильм занял третье место в российской таблице лидеров, собрав два миллиона долларов.
6. Артур Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе» (16+)
По количеству экранизаций история о Шерлоке Холмсе попала в Книгу рекордов Гиннесса. Она насчитывает больше сотни фильмов, сериалов и мультфильмов. Режиссер Игорь Масленников выпустил свою версию с непревзойденными Ливановым и Соломиным в главных ролях.
Первый фильм из цикла вышел в 1980 году – и сразу же обрел популярность среди советских зрителей. Цитаты из него уходили в народ, а герои становились персонажами анекдотов. В 80-е английская газета «Дейли мейл» признала дуэт Ливанова и Соломина в образе Шерлока и Ватсона лучшим среди всех, когда-либо показанных на экране. А в 2006 году королева Елизавета ІІ наградила Василия Ливанова орденом Британской империи, назвав его послом Британской культуры в России.
7. Станислав Лем «Солярис» (16+)
На космическую станцию на планете Солярис, полностью покрытую разумным Океаном, прибывает новый учёный, психолог Крис Кельвин. Его задача – разобраться в странных сообщениях, поступающих со станции, и закрыть ее.
Станислав Лем специально приезжал в Москву, чтобы вместе с режиссёром Андреем Тарковским участвовать в работе над фильмом. Однако сотрудничества не получилось. В первую очередь, писателя не устраивал перенос акцента с холодной науки на чувства людей. Он старался передать сложность контакта учёных с непознанным, а Тарковский решил снять кино о внутренних переживаниях. Переубедить мэтра не удалось, и в итоге он все-таки создал философскую притчу.
В советском прокате фильм получил высшую прокатную категорию и окупился на 90% – это был максимальный коммерческий успех для режиссера. Также «Солярис» Тарковского хорошо приняли на Западе – он участвовал в программе Каннского кинофестиваля, где его отметили Гран-при от жюри.
8. Михаил Булгаков. «Записки юного врача» (16+)
Фильм Алексея Балабанова «Морфий» снят по мотивам цикла Булгакова «Записки юного врача» и рассказа «Морфий». Это один из самых мрачных и атмосферных фильмов режиссера. Сценарий для него написал Сергей Бодров-младший, он же должен был сыграть главную роль, но трагически погиб. В итоге роль Михаила Полякова досталась Леониду Бичевину.
В центре сюжета – молодой доктор, который только что закончил обучение и приехал работать в глубинку. Здесь его ждет суровая реальность практической работы с пациентами, а затем и приобретенное пристрастие к морфию. Режиссёр смог показать настроение переломного времени 1917 года, медицинский быт, жизнь села и, конечно же, все проблемы и ужасы наркотической зависимости.
9. Артем Габрелянов «Майор Гром» (16+)
Первая экранизация российского комикса издательства Bubble о крутом полицейском появилась в 2017 году в виде короткометражки в качестве пробного проекта. А в 2021-м вышло полнометражное «продолжение» режиссера Олега Трофима «Майор Гром: Чумной Доктор». Критики отметили высокий уровень эффектов, экшн-сцен, работу по кастингу и игру актеров.
Создателям ленты удалось совместить российский культурный код с духом голливудского кино. 7 июля 2021 года состоялся международный релиз на Netflix: уже на следующий день «Майор Гром» возглавил топ-10 фильмов по всему миру. Лента заняла первое место в чартах более 40 стран, а по данным сервиса Flix Patrol в общей сложности вошла в десятку в 80 странах.
10. Этель Лилиан Войнич «Овод» (16+)
Роман английской писательницы был не очень популярен на Западе, но зато его полюбили в СССР. Войнич привлекала романтика классовой борьбы: она вышла замуж за революционера и даже прожила в России два года, поэтому прототипами главного героя считаются революционер-эмигрант Сергей Степняк и британский агент русского происхождения Сидней Рейли.
Экранизация режиссёра Александра Файнциммера стала второй и вышла в 1955 году. Это был дебют актёра Олега Стриженова: роль Артура закрепила за ним славу романтического героя советского кино. Фильм приобрел невероятную популярность и даже обошел по сборам французскую картину «Фанфан-Тюльпан». Писательница ничего не знала об успехе своего романа в СССР до того момента, пока ей не выплатили гонорар и подарили копию ленты.