Мы с Леной познакомились на интеграционных курсах “Leben in Zürich” четыре года назад (2019). Лена уже пару лет жила в Швейцарии, но адаптация все равно была не из простых: чужая страна, чужой язык, абсолютно другой менталитет. Да и год был непростой: карантин, все сидели по домам, никакой социализации и общественно-культурной жизни. Курсы тоже были в режиме он-лайн. В течение курса мы, ученицы, делали разные презентации. Лена вместе со своей подругой, тоже любительницей рисования, Натальей взяли тему про швейцарских художников и сделали очень интересный доклад. Со временем девушки арендовали студию и стали вместе рисовать. На тот момент Лена уже рисовала пастелью.
— Мою первую пастель, — вспоминает Лена, — подарила мне Наталья на день рождения со словами: “Пожалуйста, мне кажется, что ты любишь рисовать, тебе надо попробовать”. Ну, я и попробовала!
Сегодня Лена — успешная художница, ее картина “Кои” была была выделена среди девяти работ-призеров на международной выставке в итальянском Комо.
— Работа “Кои” — японские карпы — одна из моих первых работ, которая была сделана вообще интуитивно, первой пастелью, двенадцатью мелками, которую, как я уже говорила, подарила мне моя подруга. Собственно, этой пастелью и была сделана картина, которая стала призером. Теперь у картины есть свой диплом!
Ты помнишь, как все начиналось…
Лена родилась в солнечном Кишиневе, в Молдавии. С детства ее окружали картины — ее отец писал пейзажи маслом. Немудрено, что Лена посещала художественную студию. А там ей удивительно повезло с преподавательницей по рисованию.
— Она была не только художником, — вспоминает Лена, — а просто очень креативным, очень деятельным человеком. Каждый раз, когда мы приходили, мы не знали, что нас ждет. Часто было так: приходим, а учительница говорит: “Я сегодня нашла глину, я ее принесла, и сегодня мы с вами лепим дымковскую игрушку! Потом мы с вами ее обжигаем, потом раскрашиваем, прицепляем к ней колокольчик, а потом идем на выставку на дне города и будем там наши колокольчики презентовать, продавать и показывать наше творчество”. Было очень много таких разных интересных креативных дел, вообще была очень хорошая атмосфера.
После окончания английской школы Лена поступила в педагогический колледж.
— Это был не колледж, а какой-то институт благородных девиц! У нас там было по пять пар каждый день. Мы учили не только сами предметы, но и методики преподавания предметов, потому что я училась на учителя начальных классов. Был хор, фортепиано, танцы, труды разные — мы там шили, вязали, вышивали — и конечно же рисование и методика преподавания рисования.
Однако оставаться в преподавании Лена не хотела. Считая, что преподаватели слишком мало зарабатывают, и вообще, это не ее, в последний год Лена решила оставить колледж в пользу ВУЗа. Узнав об этом, ее учитель-методист в школе, где Лена проходила практику, воскликнула: “Что же ты делаешь? Ты же преподаватель от Бога!” Но Лена была непоколебима: “Нет! Какой я преподаватель! Я никогда не буду преподавателем! Я ухожу дальше учиться, в ВУЗ, это не мое, это не приносит никакой доход, у нас учителя так мало зарабатывают…”
Успешно сдав экзамены, Лена поступила в ВУЗ на международные отношения. По специальности она политолог-международник.
А когда учеба в университете закончилась, Лена вышла замуж, и они с мужем уехали в Курск на целых семь лет. Но тяга к творчеству не отпускала: Лена отучилась на курсах дизайна, а потом и 3-Д моделирования и начала работать дизайнером интерьеров. Начинала с маленьких проектов: санузлы, плитка, сантехника.
— Я все знаю о сантехнике! — гордо заявляет Лена. — Потом это была не только сантехника, это были уже бассейны, помещения, дома. Я работала с очень разными фирмами-изготовителями, мы выбирали материалы, фотофрески, лепнину, какую-то итальянскую сантехнику. Помню забавный случай, когда мы искали золотые аксессуары для одного дома. С очень большим стрессом искали и заказывали в Италии. А они говорили: “Не будем мы вам покрывать золотом этот бачок! Оставьте вы нас в покое!”
— У тебя были проекты с золотыми унитазами?! — в изумлении спрашиваю я.
— Да! Тогда прямо был всплеск интереса к таким вещам: золото, плитка с инкрустацией, Сваровски мы там делали. Очень разные интересные впечатления у меня остались от этой работы. Потом я работала он-лайн. А потом мы переехали в Швейцарию, зайн мой закончился и начался новый период в моей жизни, который перерос в то, что мы имеем сейчас.
Здесь, в Швейцарии
А сейчас мы имеем, что Лена — успешная художница, регулярно участвующая в выставках, а также преподаватель рисования. Да, она все-таки вернулась к преподаванию! Права была ее руководительница по практике в школе, Лена — учитель от Бога.
Но и здесь все получилось не вмиг.
Переезд, тем более в другую страну, не обходится без стресса. Это же сколько изменений: новый дом, быт, который надо выстраивать заново, у мужа новая работа, у детей — социализация в местной школе, новый язык, который еще предстоит выучить, абсолютно чуждый менталитет вокруг. Конечно, стресс! С другой стороны, природа, красота которой вдохновляет. А тут еще и подруга поддерживает увлечение рисованием и дарит на день рождения набор пастели. Да, именно в ответ на стресс Лена берется за мелки.
— Я начала рисовать, и первые картины я нарисовала на простой бумаге, вообще акварельной, не имея никакого представления о том, как это правильно надо делать, — рассказывает Лена, — но у меня получилось. Я рисовала дальше. Захотелось показать эти работы миру. И я узнала, что у нас в городе — замечательный город Адлисвиль, люблю Адлисвиль, прямо очень люблю! — есть прекрасная галерея КунстЦюрихЗюд. Это галерея и ферайн, в который можно вступить начинающим художникам. Надо пройти определенный, ну, не конкурс, а отбор картин. Я туда несколько раз зашла, посмотрела на картины, и мне очень захотелось стать членом этого ферайна. В один прекрасный момент я все-таки набралась храбрости. Мой немецкий был тогда еще на низковатом уровне, частично я переходила на английский. Я взяла с собой подругу, потому что мне было ужасно страшно, ведь люди там говорили не только на немецком, но и на швейцарском. Но люди искусства — они вообще очень доброжелательные, они говорят на своем каком-то языке. Я с любым человеком, который занимается творчеством, могу очень быстро найти контакт, и не только о рисовании. И меня взяли, я прошла этот отбор. Я была очень горда собой. Мне предложили не только членство, но и участие в первой выставке в Адлисвиле. И когда ты видишь первый раз свою фамилию на плакатах в городе, это конечно определенная ну, не только гордость, это какое-то удивление: неужели это я? как я это сделала?
Творчество и семья
— Лена, скажи, пожалуйста, а семья поддерживает твое увлечение?
— Ну, а куда же им деваться? — смеется Лена. — Бывает, конечно, непросто совмещать творчество и семью. Но однажды дети сказали: “Мама, ты ведь теперь не просто мама, ты ведь теперь художник, да?” Это было так здорово! Интересный такой момент… Дочь поддерживает, потому что она ходит на мой кружок рисования. Собственно, с нее все и началось. Она однажды сказала: “Мама, я хочу рисовать пастелью. Давай, ты будешь преподавать”. Она до этого ходила на другой замечательный кружок по рисованию, ей нравилось. А потом я начала рисовать сама, она попробовала и сказала: “Я хочу”. Она рассказала своей подруге, они пришли на выставку, мама подружки предложила, что, мол, а давайте девочки будут заниматься вместе. С этого все и началось. Сейчас у меня уже три детских группы разновозрастных. Дальше подключились взрослые. Сейчас я на каникулах, но мне пишут “когда? когда?”. Я сама жду-не-дождусь, много идей.
Есть идея сделать выставку картин своих учеников. Особенно это будет важно для маленьких моих учеников, потому что увидеть свою работу на выставке очень волнующе. Был даже забавный момент, когда одна из моих учениц спросила: “А мы их повесим на стену? Они там будут висеть? А их купят? Я потом не смогу их забрать обратно??” Так замечательно и здорово! Мы ответили: “Сможешь, не волнуйся. Она чуть-чуть повисит, порадует других людей, потом мы тебе ее отдадим”.
Да, сейчас мне очень нравится преподавать, приятно видеть успехи своих учеников, их прогресс. И ученики тоже довольны. Недавно слышала от ребенка, посещающего мои занятия: “Вы знаете, у вас такая хорошая атмосфера, нам очень нравится сюда приходить”. И я поняла, что я, видимо, из поколение в поколение передаю ту самую атмосферу, которая была еще в моем детстве.
— Лена, ты много преподаешь. А как ты находишь время для своего творчества? Расскажи про свой творческий процесс?
— У нас очень уютная студия. Я прихожу, смотрю на картины — у нас там развешаны наши картины, — пью чай и просто отдыхаю. И очень часто у меня бывает такое, я думаю, ну, просто сделаю уборочку. И вот я начинаю делать уборочку, потом я уже, оказывается, взяла пастель, взяла какую-то старую картину и уже - хоп! - я села, я уже рисую. Что-то поделала, взяла тут же новый лист, что-то придумала. У меня много незаконченных работ. Потому что работы, начатые в определенном настроении, ждут моего повторного такого же состояния. Это очень наполняет, и вот эту энергию потом ты приносишь обратно в семью, ты наполнилась, тебе есть что отдавать дальше. Я заметила, что после таких походов у меня появляется энергия, силы прибрать в доме, что-то вкусненькое приготовить, уделить внимание семье. Конечно, это сложно бывает даже для моего мужа, таскать все эти тяжелые картины на мои выставки, все это мы перевозим, пакуем, куда-то везем. Он говорит: “Опять?! Куда теперь?”. Раньше это было в Адлисвиле, а теперь все это смещается куда-то в Италию. Это ближнее зарубежье, но есть еще идеи, куда податься, куда подальше.
Творческий процесс, поиск вдохновение и немного истории
— Как красиво звучит: “Италия — ближнее зарубежье”! Лена, а как к тебе приходит образ картины, сразу или в процессе работы?
— По-разному. Бывает, сразу, бывает увидишь картинку, фотографию. Бывает, что картина очень долго создается. Вот например, моя работа “Together up” — “Вместе вверх” (КИТЫ) создавалась примерно полгода. Я где-то прочитала, что киты стали заплывать в холодные моря, в холодные широты, и даже кто-то сделал фотографию северного сияния, а там хвост кита. И оттуда пошла идея, захотелось совместить. И мне иногда говорят: “Такого же не бывает”, а я отвечаю: “Да, возможно, это просто моя фантазия, а возможно вы просто чего-то не знаете”.
— Интересно! Вопрос из зала: “Какие картины ты любишь смотреть в музее и каких художников?”
— Я больше люблю классические музеи, классических художников. Извините, любители абстракций и современного искусства, но так сложилось. Я больше склоняюсь к классическим художникам, классическому искусству и очень люблю импрессионистов. Я люблю Моне, мне нравятся Коровин, Левитан, очень много разных художников… Мне нравятся “Танцовщицы” Дега, хотя это портреты, но это пастель и вообще, как он это делал, это просто прекрасно! Кстати, все думают, что пастель изобрел Дега, но этот материал существовал задолго до него, он просто много его использовал и разрекламировал. А история была интересная. Пастель была изобретена в конце 15-го века во Франции нечаянно французским придворным художником Жаном Перреалем. Он писал портреты королевской семьи, а портреты писали тогда маслом. Помимо портретов придворным художникам полагалось писать батальные сцены, а тогдашний король Франции, Людовик XII, отличался постоянными военными походами. И однажды он сказал Жану Перреалю: “А почему ты пишешь это так? Мне нужно, чтобы ты присутствовал на поле боя!” Это очень непростая задача для художника того времени, потому что краски стоили безумно дорого, все это везлось в баночках, в повозках на лошадях, это было просто нереально. И художник долго думал и придумал способ высушивать пастель, высушивать пигмент, получил, собственно, вот этот интересный материал. Показал своему другу — не кому-нибудь, а Леонардо да Винчи, который пришел от этого материала в восторг и потом использовал его в своих картинах. Конечно, материал хрупкий –- сухая пастель. Немецкий художник, кажется, сказал: “Пастель хрупкая, как крылья бабочки”. Однако, это очень долговечный материал, хотя его и сложно фиксировать. Но тем не менее эскиз портрета Изабеллы Леонардо да Винчи сохранился в очень хорошем состоянии по сей день. Конечно, это не наша сухая пастель, состав был другой, но основные компоненты сохранились: клей, мел и краска.
Создавать!
— Лена, а скажи, что для тебя творческий процесс? Что ты вкладываешь в это понятие и почему для тебя творчество ценно?
— Начнем с того, что творчество — это неотъемлемая часть моей жизни, потому что я просто по-другому не могу. Так сложилась жизнь, меня всегда тянуло к каким-то креативным вещам. Я любила создавать что-то своими руками.
А что касается самого процесса творчества — это для меня такой волшебный процесс, когда из мысли, из идеи благодаря нашему труду, нашему желанию мы получаем что-то осознанное, что-то материальное. В данном случае, если говорить про рисование, мы получаем картину, которую можно повесить, подарить или продать, которую можно отсканировать и сделать красивую креативную вещь, что я в принципе тоже сейчас и делаю. И уже не только я. Рисует моя дочь, и мы сделали очень креативную чашечку из ее картины, дочка с удовольствием уже полгода пьет чай только из нее. На картине можно не останавливаться, можно делать мерч, можно дарить. Это очень интересные, запоминающиеся и очень теплые подарки. Не просто покупка из магазина, а что-то уникальное и может быть даже в единственном экземпляре.
Пастель вообще дала мне новый смысл жизни, интерес. Конечно, и ощущение самозванца временами, но и веру в свои силы, веру в себя, ощущение, что я могу, я хочу и поэтому я могу — есть такая фраза, не помню чья. Поэтому я хочу пожелать всем, кто сомневается, пробовать, пробовать свои силы, понимать, что не все будет легко. Если художник выходит из своего уютного мира, из хобби и переходит в другой, в большой мир, это совсем другое действо, это не просто “я пишу картины, один раз за мной придут и я стану известным”. Может быть, так кому-то повезло, но это единичные случаи, и то, там не абы какие люди приходили… Работа предстоит достаточно сложная, упорная, но это очень интересный и креативный путь, путь знакомства с огромным количеством интереснейших людей разных национальностей, особенно в Швейцарии, мультиязычной, это абсолютно разные люди.
Напутствие
— Что ты можешь посоветовать тем, кто тоже хочет заниматься творчеством, но пока не решается? Или тем, кто уже занимается, но почему-то застопорился, засомневался?
— Многие находятся на этой переходной стадии, думают делать — не делать, получится — не получится, а вдруг не получится, может, у меня не хватит сил… И я хочу сказать этим людям сейчас, что надо пробовать!
Сейчас мы живем в таком мире, где можно заниматься самообразованием, где можно найти любые онлайн курсы, где можно научиться любому виду творчества. Нужно просто иметь желание и понимать, что если сегодня не получается, то получится завтра. Если сегодня ты остановился, не можешь, не веришь в свои силы, остановись, сделай паузу, может быть, ты просто устал. Может, тебе нужно выйти, сходить на природу или в горы или просто прогуляться, наполниться энергией, может быть, общением с другими людьми, может быть, сходить в музей, посмотреть на работы классиков, может быть пообщаться с семьей, уделить время семье, что тоже очень нужно, и просто делать паузу. А потом утром проснуться и подумать: “А почему бы нет!” и идти продолжать.
Ходите на выставки, ходите в музеи! Я думаю, это сподвигнет вас если не рисовать, то заниматься каким-то другим творчеством и поможет вам найти себя.
Да, я полностью согласна с мнением Лены. Я тоже считаю, что творчество никогда не бывает во вред. Пока ты еще “на пороге”, может показаться, что “у меня же нет времени, денег, свободы, сил!..”, а когда осмелишься и ступишь туда, в творчество, в процесс, оказывается, что там-то оно все как раз и есть — и время, и деньги, и силы. И свобода.