Найти в Дзене
Алексей Ратушный

Историческое собрание в школе №5 города Урая в 1989 году

Оглавление

1

Глава двадцать шестая

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ В ШКОЛЕ НОМЕР ПЯТЬ. УРАЙ, 1989

опубликовано 6 января 2014 года


Это собрание родителей в пятой школе мне не забыть до смерти.
На входе я посадил свою группу "Ермак" и они проводили практическое зачётное занятие на тему "Социологический опрос". Каждому входящему родителю показывали "Проект решения родительского собрания" и спрашивали, как он или она намерены голосовать: "За", "Против" или "Воздержаться". Когда все родители вошли в зал были подведены итоги:
260 были "Против", 9 - хотели бы "Воздержаться" и только 90 были "За".
Цифры эти не выдуманные. Это был реальный опрос реальных родителей перед реальным собранием. Каждая группа родителей предварительно была плотно обработана классными руководителями на классных родительских собраниях.
Это был самый критический момент всего эксперимента в Урае. Это был момент прохождения "точки невозврата". Общешкольное родительское собрание пятой школы могло либо не поддержать эксперимент по модульной организации учебного процесса, либо поддержать. Особую остроту моменту придавал вопрос об организации экспериментального модульного учебного блока на восемь классов, в которых вместо классного руководителя вводилась должность воспитателя параллели.
Предыстория вопроса была такова. Традиционно педагоги утверждали, что классное руководство их весьма тяготит, что они от этого сильно устают, что ничего хорошего ни им, ни классу от этого нет, и что мизерная надбавка за классное руководство по существу является простым издевательством над нищетой советского педагога.
И вот теперь, на собрании предстояло утвердить эксперимент, согласно которому классные руководители полностью освобождались от столь нелюбого их сердцам классного руководства.
Что тут началось! Задолго до собрания каждый классрук начал настраивать родителей против эксперимента вообще и против меня, как экспериментатора, в частности.
Сейчас мы можем уверенно сказать: классное руководство было необходимо им вовсе не из-за надбавки. Надбавка была простым прикрытием, внешне заявленным мотивом.
В реальности классное руководство - это ВЛАСТЬ! Власть над ребенком и родителями. Реальная страшная власть, силу которой реально испытывают наверное те, кто занимаются киднеппингом. Фактически классное руководство - это реальная возможность бесконечного шантажа и требования неограниченного выкупа. Но выкуп требуют строго индивидуально, предварительно исследовав реальные возможности родителей или опекунов. Рассказывать о механизмах всевозможных вымогательств можно долго.
Но сегодня речь не об этом. Сегодня я о том историческом собрании.
Два часа родители провели в зале со мной и моими игротехниками. И проголосовали:
"За" эксперимент - 260.
"Против" - 90!
"Воздержались" все те же 9 человек, но это были, похоже, уже другие люди. Вот это перевёртывание мнения родителей как итог проведенного собрания и является одним из самых потрясающих итогов эксперимента в Урае. Встаёт вопрос: что же там такого мы делали с людьми, собранными в зале на два часа, что смогли разрушить парадигму, сформированную прекрасно им известными на протяжении лет классными руководителями? Как удалось их переубедить? Что мы им такого сказали?* Какие аргументы перевесили общее антиэкспериментальное настроение?
Вот что на самом деле необходимо изучать и исследовать, рефлексировать и рефлексировать, прорабатывать и прорабатывать! Весьма самостоятельные. энергичные, порою очень и очень непростые родители, педагоги первого выбора, талантливейшие администраторы, годами вырабатываемая спайка - и всё вдруг рухнуло! За два часа!!  Не здесь ли секрет мгновенного распада Советского Союза? Не в этом ли анализе может быть вскрыто то, что уронило Империю? Я очень хотел бы об этом подробно рассказать. Пока живу и помню. Но кому это интересно? Каждый не только мнит сам себя стратегом, но и знает все ответы на все вопросы... А я всё вспоминаю и вспоминаю... Олигофрен.
____
Примечание* В связи с целым рядом легенд и мифов, распространявшимися обо мне самыми разными личностями и инстанциями, я должен здесь вспомнить одну историю с одним моим учеником. Даже не учеником, а, скорее, кандидатом в ученики. Его отчисляли из вуза (обоснованно). И тогда я сходил к его преподавателям на кафедру и в деканат. Встреча была недолгой. Несколько минут. Мы шли с ним обратно. Его оставили с рядом условий. Он задавал мне всю дорогу один вопрос: "Что Вы им сказали? Что же Вы им сказали? Что?"
Вот - пишу Воспоминания, где старательно рассказываю, что, кому и как сказал. Если прочтёте внимательно, у Вас такого вопроса может уже и не возникнет... Улыбка Олиго.

2

Историческое собрание. Продолжение

первая публикация

Итак, почему собрание радикально на 180 градусов изменило своё голосование.

Первое и самое главное заключалось в том, что у советского человека не было и не могло быть «своего» «мнения».
В СССР победила КПСС. И господствовало в стране мнение партии.
Поскольку люди соглашались с партией во всём и всегда, они искренне считали мнение партии своим мнением.
Поэтому за два часа нам предстояло всего лишь убедить их, что наше мнение – это мнение партии, а мнения педагогов города не соответствуют нынешнему мнению партии.
К чему оказались не готовы идеологи педагогического коллектива школы номер пять?
Они были дезориентированы руководителями эксперимента и в первую очередь самим Евгением Борисовичем Куркиным.
У Куркина была сложная проблема. Вводя меня в руководящие роли на локальных экспериментальных площадках тщательно ограничивать мои активности и не забывать напоминать сообществу кто тут главный, а кто, скажем так «на подхвате».
И потому в представлении большинства горожан я был ополоумевший идиотик дорвавшийся до реализации своих безумных идей, человек, которому вечером моча ударяет в голову и уже утром он начинает претворять в жизнь очередной свой «прожект».
И вот идёт собрание родителей.
Никто не объяснил бедным родителям, что к ним на собрание вошёл профессионал.
Что за спиною у этого человека философский факультет Ленинградского государственного университета. Что родная сестра одного из ведущих игротехников державы имела достаточно длительную практику в Германии рядом в Линьковым – философом и научным руководителем того, кто сейчас стоял перед родительским коллективом. Группа наша университетская была не простой. В ней готовили и будущих руководителей государств. Обучались они с нами рядом нелегально под чужими именами и под фальшивыми легендами, но учили их именно руководить государствами. Крепко учили. Очень серьёзно учили. В 1987 году передо мной сидел зал с четырьмя сотнями московских экстрасенсов, психологов, кандидатов и докторов наук. И я этот зал за 15 минут «развернул». Именно на этом собрании меня и заприметил будущий первый министр образования России Э.Д. Днепров. Прошло тридцать с лишком лет и академик Бим-Бад предложил мне дружбу в Сети то есть помнил наши посиделки на его квартире в те непростые дни!
Понятно, что ничего этого обо мне родители не ведали.
И потому всё собрание было изначально обречено. Льву Иосифовичу Либову было нечего противопоставить моей действительной а не мнимой ими подготовке.
Ни одного неподготовленного и тщательно не продуманного слова я не произнёс да и не мог произнести. За годы отстаивания своих разработок я научился за тридцать секунд рассказывать точно и полно об устройстве цветного телевизора. За десять секунд объяснять принцип реактивного движения. Я сам был на переднем крае реальной тяжёлой смертельно опасной науки и в этом зале новичков, далёких от моих разработок, я просто отрабатывал поставленную перед самим собой задачу. И только. Как и всегда! Тяжелейшая черновая работа!
Семь слов и казавшийся самим учителям неотразимым аргумент уничтожен!
Одно дело нести чушь комментируя фрагмент опубликованных мною текстов и совсем другое дело схлестнуться со мной в реальном споре в реальности.
У великого юриста Геннадия Александровича я учился двадцать лет. И это при моих никем пока не определённых адекватно способностях.
У великого мыслителя Валерия Шпилёва я учился двенадцать лет.
Меня в раннем возрасте обучал величайший геофизик эпохи Валерий Кормильцев.
А шахматах со мной усердно работали великие тренеры и шахматисты , в частности сподвижник самого Голенищева свердловчанин М.С. Соловьёв и самолично Орест Аверкин!
Над каждой своей разработкой я трудился не покладая рук и не смыкая глаз десятки лет.
Это избалованный вниманием прессы юный Гарри Кимович Каспаров не разобрался, кто предлагал ему экспериментальный матч в мерцающие шахматы. А потом возомнил, что прочтение Сенеки возводит на вершины мысли вступил в политическую борьбу за власть, будучи абсолютно к ней не готовым.
Я не верил и не верю ни в легкие деньги, ни в случайные заработки.
Свой путь исканий и борьбы я выбирал сам.
Естественно допускал много ошибок. Мы существа изначально ошибающиеся!
Но для собрания трёхсот шестидесяти родителей в пятой школе города Урая меня было более чем с избытком. Хватило двух часов и люди, не имевшие собственного мнения изначально, отвергли мнение своих педагогов и встали на точку зрения моей родной коммунистической партии Советского Союза, потому как я эту точку зрения изложил им безупречно точно, кратко, ясно, полно!