Найти тему

ЧЕТЫРЕ СОВЕТСКИЕ УТОПИИ. Утопия третья

Геннадий Новожилов. Иллюстрация к роману Георгия Мартынова "Встреча через века" (Гость из бездны). Изображение взято из открытых источников
Геннадий Новожилов. Иллюстрация к роману Георгия Мартынова "Встреча через века" (Гость из бездны). Изображение взято из открытых источников

Георгий Сергеевич Мартынов родился в 1906 году. В 1920-х годах работал ремонтным рабочим на Юго-Западной железной дороге. В 1927 переехал в Ленинград. Поступил в школу военных сообщений. В 1931 году в результате несчастного случая на 80% потерял слух и был отчислен с военной службы. Работал на Ленинградском заводе резиновых технических изделий. Окончил Заочный политехнический институт. С начала Великой Отечественной войны на фронте. Воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах. После войны вернулся на завод, где и проработал до пенсии. Писать начал в 1951 году. Первый роман «220 дней на звездолете» был опубликован в 1955, и сразу приобрел широкую популярность среди любителей фантастики. Последующие произведения только укрепили его писательскую репутацию, выдвинув Мартынова в ряды ведущих советских фантастов. Его произведения переведены на многие языки и продолжают выходить до сих пор. Скончался писатель в 1983 году.

Г.С. Мартынов. Изображение взято из открытых источников
Г.С. Мартынов. Изображение взято из открытых источников

Журнальный вариант романа "Гость из бездны", под названием "Встреча через века", был напечатан в журнале "Смена" в 1961 году. Книжное же издание увидело свет одновременно с книгой Стругацких "Возвращение. Полдень-22 век". Герой романа современник автора, дипломатический сотрудник и ветеран Великой Отечественной войны, умирает на чужбине. Его прах привозят на Родину и хоронят в свинцовом запаянном гробу. Почти через две тысячи лет, гроб случайно обнаруживают ученые, занимающиеся поисками упавшего метеорита. Врачи далекого коммунистического будущего решают вернуть предка к жизни. Так Дмитрий Волгин получает второй шанс. Обыгрывается в романе и еще одно возвращение. В Солнечную систему возвращается звездолет «Ленин», который стартовал примерно через сто лет после смерти Волгина.

Анатолий Говорковский. Иллюстрация на обложке романа Георгия Мартынова "Гость из бездны". Изображение взято из открытых источников
Анатолий Говорковский. Иллюстрация на обложке романа Георгия Мартынова "Гость из бездны". Изображение взято из открытых источников

По сравнению с жителями тридцать восьмого столетия, экипаж «Ленина» и дипломат Волгин почти современники и поэтому им легче найти общий язык. Таким способом автор добивается стереоскопического эффекта, благодаря которому мы видим достижения грядущего с нескольких сторон. В будущем, по мысли Мартынова, будет два основных языка, которые сформировались на основе русского и китайского. Планетой управляет Совет науки и техники. Мавзолей Ленина превращен в мемориал всех героев, павших за свободу человечества от тирании. Люди будущего пользуются телеофом — портативным мобильным устройством связи с визуальной проекцией собеседника, по описанию напоминающий, всем нам знакомый мобильник «раскладушку».

Анатолий Говорковский. Иллюстрация к роману Георгия Мартынова "Гость из бездны". Изображение взято из открытых источников
Анатолий Говорковский. Иллюстрация к роману Георгия Мартынова "Гость из бездны". Изображение взято из открытых источников

Любопытен эпизод, в котором люди из прошлого встречаются со школьниками будущего. В отличие от своих сверстников из романов Ефремова и Стругацких, ученики живут дома с родителями и ходят в школу точно так же, как это происходит у нас до сих пор. Волгин и его младшие современники сталкиваются с тем, что далеко не всё из их прошлой жизни может быть понято юными потомками. В частности бывшему снайперу Волгину очень трудно объяснить детям, для которых война это древняя история, как можно не сожалеть об убитых людях, даже если они фашисты.

Анатолий Говорковский. Иллюстрация к роману Георгия Мартынова "Гость из бездны". Изображение взято из открытых источников
Анатолий Говорковский. Иллюстрация к роману Георгия Мартынова "Гость из бездны". Изображение взято из открытых источников

Интересно, что Георгий Мартынов начал работу над этим романом еще в 1951 году, но отложил рукопись, сочтя ее не своевременной. Будь она опубликована на десять лет раньше, кто знает, может именно ее автору суждено было прорвать «железный занавес» фантастики «ближнего прицела», но история литературы, как и история вообще, не терпит сослагательного наклонения. «Гость из бездны» весьма заметное произведение в творчестве Мартынова, который без всякого сомнения входит в десятку лучших советских фантастов времен оттепели.

Анатолий Говорковский. Иллюстрация к роману Георгия Мартынова "Гость из бездны". Изображение взято из открытых источников
Анатолий Говорковский. Иллюстрация к роману Георгия Мартынова "Гость из бездны". Изображение взято из открытых источников

В их число входит и еще один писатель-фантаст, создавший свой неповторимый образ далекого будущего - Георгий Гуревич.