Мы очень хорошо знаем, что Германия значит для Европы. Это по-прежнему экономический двигатель континента, и «немецкий продукт» имеет особый статус качества и доверия во многих секторах, включая высокие технологии
Однако вызовы для Германии сейчас исходят не из-за Атлантики, а из Китая. Немецкие производители ощущают повышенное давление на внутреннем рынке ЕС со стороны китайских конкурентов, особенно в сфере передовой промышленной продукции, где Германия является лидером.
Исследование IW, экономического аналитического центра работодателей, показало, что в некоторых секторах доля Китая в импорте в Европейский Союз всего за два года, с 2020 по 2022 год, выросла так же, как и за все предыдущее десятилетие! Это очень большие цифры, которые могут представлять собой серьезную проблему для немецкой экономики.
Более того, после нескольких лет роста, экономика Германии в мае впала в рецессию, поскольку ее крупнейшие экспортеры пострадали от проблем с цепочками поставок, инфляции и роста цен на энергоносители после спецоперации России на Украине.
«Эти результаты вызывают беспокойство, учитывая проблемы энергетического перехода и проблемы конкурентоспособности Германии», - сказал исследователь IW Юрген Маттес. Среди проблем, обозначенных в исследовании, особое место занимают китайские государственные субсидии во многих секторах, где китайские компании захватывают все большую долю рынка ЕС, в то время как высокие затраты на электроэнергию в Германии после потери российского газа ослабили энергоемкие отрасли, такие как как химические заводы.
Высокие затраты на электроэнергию также сдерживают экспорт автомобилей в то время, когда китайские производители электромобилей начали захватывать европейский рынок. Короче говоря, сошлись факторы, которые могут поставить под угрозу статус «немецкого продукта», а значит, и всей немецкой экономики, которая на протяжении многих лет считалась основным производителем передовых технологий как для Европы, так и за ее пределами.
С другой стороны, Китай, чья экономика также замедляется, усиливает давление при помощи ряда факторов. В течение многих лет, даже десятилетий, Германия строила свою экономическую мощь на дешевом российском газе. Теперь Китай может рассчитывать на тот же газ, которым питалась Германия, и получить его по еще более низкой цене, поскольку России придется переориентировать почти весь свой экспорт с запада на восток.
Недавно Германия представила свой долгожданный документ о немецкой стратегии в отношении Китая (потому что, очевидно, учитывая поставленный вызов, Германии понадобится какая-то конкретная стратегия). Интересно, что принятие документа сильно затянулось, поскольку внутренние переговоры в правящей администрации Олафа Шольца длились месяцами.
Возможно, это не так уж и удивительно, если вспомнить, что на ранних этапах своего пребывания в должности, до начала войны на Украине и общей эскалации напряженности между Западом и Россией (а значит, и Китаем), Шольц всерьез подумывал о продаже терминала в ключевом немецком порту Гамбурге – китайцам.
Для Китая это было бы огромным шагом вперед в расширении своего влияния на рынке Европы, и Шольца остановило только сильное давление со стороны Америки. Очевидно, что при нынешнем положении дел Китай может поставить под угрозу значительную часть немецкого рынка, особенно там, где Германия особенно «сильна»: в сфере высоких технологий.
Македонские СМИ отмечают, что «китайский продукт» медленно (а в последнее время все быстрее) теряет оттенок дешевого и плохого. Да, он по-прежнему дешевле, но его качество постоянно растет, и потребители это признают. Очень скоро китайская технологическая продукция во многих категориях будет конкурировать с немецкой по качеству, но Китай сможет производить ее по более низким ценам. На этом этапе останется только доставить их европейским потребителям, чтобы у Германии (и других стран этой категории) возникли проблемы.
Как Германия может «защититься»? Есть несколько способов. Первый вариант — это сотрудничество, но, похоже, об этом речи не идет. Германия, если бы она была готова сделать Китаю какие-то уступки (скажем, доступ к Гамбургу?), могла бы попросить Китай не входить в некоторые из ее стратегических секторов (скажем, на рынок электромобилей?).
Но не похоже ли это на подставу и что-то вроде картеля? Да, это не типичная капиталистическая практика открытого рынка, но и Китай определенно не является желанным участником такой политики! В любом случае Германия под достаточно сильным давлением выбрала иной путь, который сводится к конфронтации с Китаем, пытаясь остановить проникновение китайской экономической конкуренции запретами и тому подобными мерами.
Давайте вспомним, вялость перехода ЕС на технологию 5G. Стало очевидно, что у Китая продукция лучше и цены лучше (китайский гигант Huawei), но всё было остановлено (опять же под сильным давлением Вашингтона) из-за якобы «опасности китайского шпионажа». Это был один из примеров того, как ведется «борьба» с китайской конкуренцией.
Это «в духе открытого и свободного рынка»? Вовсе нет, но выбрана такая модель. Вернемся к вышеупомянутому немецкому стратегическому документу по Китаю. Он сочиняется уже несколько месяцев, поскольку внутри правящей коалиции существуют серьезные разногласия. Люди вокруг Шольца и СДПГ (некоторые) склонны к компромиссным решениям и потенциальному сотрудничеству с Китаем (в общих интересах), но немецкую коалицию скрепляет Партия зеленых меньшинства, которая реализует про - Американскую и пронатовскую политику, активно выступая за максимальное дистанцирование от Китая.
Теперь давайте посмотрим на конкретные выводы из этого стратегического документа:
- Китай стремится создать экономическую и технологическую зависимость ЕС для достижения политических целей и интересов.
- Китай все более решительно настраивается изменить международный порядок, основанный на правилах, что будет иметь последствия для глобальной безопасности.
- Китай является незаменимым партнером в решении глобальных проблем, таких как изменение климата и пандемии.
- Китай изменился, что требует изменения в отношениях Германии с Китаем.
- Действия Китая привели к росту международного соперничества и конкуренции.
- Германия будет солидарна со странами-членами ЕС, сталкивающимися с экономическим или другим давлением.
- Германия возобновит диалог по правам человека и верховенству закона с Китаем
- Китай ставит свои интересы выше многосторонних принципов ООН и пытается изменить политику и программы ООН собственными инициативами.
- Германия хочет расширить свои тесные отношения с Тайванем, продолжая придерживаться политики одного Китая.
- Изменение статус-кво в Тайваньском проливе может быть достигнуто только путем консенсуса и мирными средствами.
- Германия поддерживает участие Тайваня в международных организациях.
После публикации этого стратегического документа начинают поступать аналитические материалы (например, исследование IW), предполагающие, что Китай может нанести серьезный удар по немецкой экономике посредством прямой конкуренции. Да, проблемы у Германии будут накапливаться, но ее отказ от сотрудничества с Китаем только усугубит их.
В конце концов, у нее не будет другого выбора, кроме как разорвать связи с Россией (о чем больше всего мечтают и в Вашингтоне, и в Пекине) – или это будет «сделано за нее». Не трудно представить себе такой сценарий. США все больше вооружают Тайвань и вскоре могут начать оказывать на него более сильное давление, чтобы заставить его провозгласить независимость.
В этот момент Китай начнет вторжение на Тайвань, и ожидается, что Европа разорвет все отношения с Китаем, как это произошло после российской спецоперации на Украине.