Берега озер Ильменя и Псковского до середины I тыс. н. э. принадлежали только прибалто-финскому населению. Это были в основном рыбаки и охотники, стоявшие на более низком уровне материальной культуры чем окружавшие их германцы и славяне.
Около середины I тыс. н. э. на их территории развивается новая культура - псковских длинных курганов.
Эту культуру формировали переселенцы с южного побережья Балтийского моря - балты-ятвяги, германцы и славяне.
Переселенцы в отличие от автохтонов, селившихся в глубине лесов выбирали для своих поселений только песчаные возвышенности в сухих боровых лесах. Помнили о том, как поднявшийся уровень воды затопил их поселения.
Пришельцы стали выжигать леса, создавать пашни, разводить скот.
Для местных балтов и финнов это стало началом размежевания. Кто-то остался рядом с переселенцами, перенимая от них новые навыки жизнеустройства. Кто-то уходил подальше от этих неугомонных тружеников, перепугавших всю дичь. Так начали образовываться различные прибалто-финские этносы - эсты, ливы, водь, корела, сумь и емь.
Активное сопротивление пришельцам оказали эсты, построившие на своем восточном пограничье цепь укреплений.
Всех пришельцев, независимо от этнической принадлежности финны и прибалты называли венетами. То есть, на восток шла действительно вся масса племен, ранее проживавшая на территории современной Северной Германии и в Дании. Это говорит об огромном климатическом или политическом событии, которое привело в движении всех этих людей.
Сами себя эти люди называли кривичами. Также русских до сих пор называют латыши - krievs.