Здравствуйте, дорогие читатели!
Недавно на территории завода "Микрон" в Великих Луках в торжественной обстановке (локальной, конечно) был установлен восьмиметровый памятник вождю народов (см. рис).
И всё бы прекрасно, но вот, естественно, поднялся скверный шум. Лично я наткнулся на статью в Коммерсанте, где указывается, что изначально памятник должны были установить в Волгограде (с 10 апреля 1925 г. до 10 ноября 1961 г. Сталинграде), но из-за позиции местных властей этого не случилось, затем то же вышло с Воронежем. Конечно, обычных людей никто не спрашивал, всё втихомолочку решала оторванная от народа публика, которая именем Иосифа Виссарионовича пугает детей перед сном. Наконец, место с удовольствием предоставили патриоты-сталинисты, и - вот мы подошли к основной теме этой статьи - памятник был освящён, что вызвало новую волну недовольств (у той же публики) до такой степени, что в дело вмешалось руководство Русской Православной Церкви, вроде как даже с организацией служебной проверки насчёт осуществления данного действия.
Так вот насчёт освящения здесь хотелось бы привести лишь слова Святейшего Патриарха московского и всея Руси Алексия I в день похорон Сталина перед панихидой (опубликованы в "Журнале Московской Патриархии" в 1953 г. № 4), ибо об отношении Сталина к Церкви можно говорить очень много:
«Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомлённости в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные - его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.
Об его напряжённых заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами - пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всём мире, и его славные деяния будут жить в веках.
Мы же, собравшись для молитвы о нём, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.
Память о нём для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, «в путь всея земли», горячей молитвой.
В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нём и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты. Мы молились о нём, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.
Вчера наша особая делегация в составе Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.
Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память».
И. В. Сталин стал одним из единиц советских вождей (а, возможно, и единственным), которого похоронили с совершением церковных обрядов.
Какие тут ещё можно оставить комментарии? Разве что указать, что по некоторым данным перед смертью И. В. Сталин исповедовался и причастился (что он делал и ранее), а на резкие выпады в отношении Алексия I насчёт того, что он провёл данные таинства с тираном и палачом, он ответил, что причащал не грешника, а праведника.
Спасибо за внимание!