Здравствуйте читатели! Не сомневаюсь, что Шолохова вы проходили в школе и фильм, наверное, многие из вас смотрели, но когда? По-моему, на сегодняшний день - это одна из принципиально забытых телевидением советских картин. А, собственно, почему? Коллективизация, да еще в местности, населенной таким проблемным народом как казачество, показана в романе и его экранизации, на мой взгляд, очень непредвзято. Давайте вспомним как там было дело.
Сюжет романа: В январе 1930 года в казачий хутор Гремячий Лог приезжают два человека, которые станут полюсами противоборствующих сил и повлияют на судьбу каждого здешнего жителя. Бывший есаул Донской армии Деникина, брошенной под Новороссийском, Александр Анисимович Половцев тайно посещает ночью прежнего подчиненного Якова Лукича Островнова.
Тот в двадцатом году вернулся домой (бывшие белоказаки на хуторе живут свободно), числится в середняках, но недоволен налогами и, вообще, по его мнению, Советская власть не дает хозяевам развернуться. Особенно же Островнова напрягает надвигающаяся коллективизация.
Половцев успел и в Красной Армии послужить, но проверявшая бывших офицеров фильтрационная комиссия выявила его участие в казнях. Бывшему есаулу грозил ревтрибунал. Тот скрывался под чужим именем, потом удалось легализоваться и даже поработать учителем, но, видимо, опять припекло прошлое. У Островнова он прячется как агент белогвардейского подполья с целью вербовки недовольных в "Союз освобождения родного Дона".
В общем, понятно, что идейность данного пропагандиста проистекает из того, что ему не удалось приспособиться и некуда бежать. Он, естественно, укрепляет страхи бывшего сослуживца: "Сначала колхоз, потом коммуна – полнейшее уничтожение собственности. Не только быков, но и детей у тебя отберут на государственное воспитание. Все будет общее: дети, жены, чашки, ложки. Ты хотел бы лапши с гусиным потрохом покушать, а тебя квасом будут кормить." (М.А. Шолохов "Поднятая целина"). Утрирует господин Половцев, мягко говоря, но производит впечатление.
"Говорят, нынче нá-вечер приехал какой-то рабочий из района и будет всех сгонять в колхоз," - сообщает Яков Лукич. Да, приехал и рабочий - слесарь Путиловского завода Семен Давыдов, ленинградец, бывший матрос, доброволец-двадцатипятитысячник. Таких, во исполнение постановления пленума ЦК ВКП (б) «Об итогах и дальнейших задачах колхозного строительства», направляли партийные организации трудовых коллективов, отбирая, на основании личных заявлений, для руководства создаваемыми колхозами и совхозами.
Кстати, брали их не совсем "от станка". Для первичной подготовки двадцатипятитысячники проходили курсы, а часть из них - двух-трехмесячную практику в уже существовавших колхозах и совхозах.
Давыдов не весьма сошелся с позицией секретаря райкома, введшего его в курс дела: коллективизацию обеспечить, но кулака ущемлять осторожно, через нарсуд, по 107 статье за укрывательство хлеба, середняка же убеждать в преимуществах обработки больших площадей машинным способом. Зато Семен нашел общий язык с секретарем гремяченской партячейки Макаром Нагульновым, бывшим красным кавалеристом-краснознаменцем, пламенным поклонником идеи скорой "мировой революции" (что к 1930 году отдает троцкизмом, товарищ Сталин уже направил курс партии к построению социализма в отдельно взятой стране).
Партячейка в Гремяченском Логе невелика: Давыдов, Нагульнов и председатель сельсовета Андрей Размётнов. Три активиста, двое с азартом, третий сквозь слезы жалости, принимаются за строительство колхоза: проводят раскулачивание, обобществляют средства производства, скот и птицу, организуют семенной фонд, требуя и с единоличников ссыпки зерна в общественный амбар. В общем, как у известного политического деятеля недавнего прошлого: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
При благих намерениях герои нередко играют на руку своему политическому врагу Половцеву и его тайному агенту Островнову, одним из первых вступившему в колхоз. Их ждет преодоление препятствий, анализ ошибок, вражеские пули и проблемы на личном фронте. Одна Лушка Нагульнова, неверная жена Макара, чего стоит! Женщина без всякой теоретической подготовки - воплощение идеи "свободной любви".
О книге: Шолохов - писатель уникальный сочетанием в его произведениях юмора и шокирующей жестокости. Впрочем, и герои у него особые - казаки, сочетающие детскую наивность с жуткой бессердечностью. Они и у Гоголя, и у Бабеля такие же. Работают по-взрослому, а в быту часто напоминают подростков-беспредельщиков. Характерен, например, рассказ возницы Ивана Аржанова.
Отец его загнал из лихости несколько коней, чужих жен тоже мимо не пропускал, за что и был избит односельчанами до смерти, но с умыслом: чтобы подольше помучился . Ни властям, ни священнику умирающий не назвал убийц, завещав месть двенадцатилетнему сыну. Тот, немного повзрослев, исполнил обещанное, заодно ограбив убитых врагов.
На вопрос нравственно задетого кражей Давыдова, Иван просто ответил: деньги нужны были семье, оставшейся без кормильца. Теперь он - тихий скромный человек, даже лошадей никогда сильно не погоняет. Да, раскольниковских рефлексий тут явно не поймут!
Отличие фильма от книги, на мой взгляд, в сокращении именно жестоких сцен и деталей. Ведь и то, что Островнов, из конспирации, уморил мать голодом, в картине тоже убрали, несмотря на то, что сцена обличает "классового врага". А что Яков Лукич дуб пожалел - оставили, хоть герой и не благородный Андрей Болконский. Советский кинематограф старался беречь зрителя от травмирующих эпизодов.
По тем же причинам, наверняка, убран из фильма абсолютно неадекватный отстрел Размётновым гремяченских котов. Конечно, местные жители далеки от современного обожания пушистиков, у них подход практический - держат для ловли мышей, но поведение Андрея поражает всех, запуская слух, что председатель сельсовета сдает шкурки в Заготпушнину. А Размётнов, оказывается, истребляет потенциальных хищников, защищая голубей. Ну что сказать: гражданская война не проходит для психики бесследно! Кстати, Половцев, напротив, любит кошек.
Шолохов рисует активистов коллективизации многогранно, не скрывая ни их невежества, ни "тараканов в голове". Он не всегда поддерживает своих героев и, в основном, предоставляет право оценки читателю, давая персонажам высказаться.
Например, ссылка Давыдова на страдания детей рабочих ( "А они нас жалели? Враги плакали от слез наших детей?") в ответ на слова Разметнова о том, что он не может смотреть на плачущих детей раскулаченных, явно несостоятельна. Никакие слезы невинных не дают права заставлять страдать других невинных. Другое дело - Семен плохо представляет последствия высылки. Что там за Соловки он и сам не знает, ему бы кулаков с хутора убрать во избежание антисоветской пропаганды.
Все же между сторонниками новой власти и адептами возврата к прежнему автор выбирает первых. Они, хоть и с ошибками, искренне действуют в интересах большинства, что, собственно, и оправдалось - урожайность к коллективных хозяйствах выросла в сравнении с единоличными.
Вернемся к трехсерийной экранизации режиссера Александра Иванова: несомненным ее достоинством является подбор актеров.
Петр Чернов придал необыкновенное обаяние своему герою Семену Давыдову. Просто удивительно, как красит этого неброского на внешность человека белозубая улыбка, сколько эмоций отражается на его лице. Особенно трогает растерянность бывшего флотского перед самоуверенной женской властью Лушки.
Ее бывший муж, Макар Нагульнов, напротив, - мужчина заметный: и ростом, и пылом, и громогласием. Никакой враг ему не страшен, сам лезет на рожон, лишь разлагающего влияния бывшей супруги опасается. По-моему, - лучшая роль Евгения Матвеева.
Как трогательно они с наивным дедом Щукарем сидят до рассвета над своими книжками. Макар преодолевает английский язык, чтобы во время мировой революции разбираться с иностранной "контрой", а старик, не различая мелких букв, домысливает значения незнакомых слов из толкового словаря. Если бы Щукарь (Владимир Дорофеев) не разбавлял накал страстей в родном хуторе, жертв переломного времени здесь было бы на порядок больше.
Великолепная Лушка в исполнении Людмилы Хитяевой демонстрирует, что неотразимость женщины напрямую зависит в от ее уверенности в своей красоте. Ей тоже непросто: супруг предан мировой революции, председатель за репутацию боится, милого друга Тимошу выслали на север. А где же искать настоящую любовь?
Двуличный Островнов, сыгранный Виктором Чекмаревым, - фигура страшная в своей приспособляемости. У него и после разоблачения осталось немало шансов выжить. Жадный обыватель. Как говорила итальянская мафия: "Ничего личного. Просто бизнес". Ради выгоды и мать уморит, и колхозных быков, а дуб пожалел, поскольку слишком соотнес его положение с собой, любимым.
Не могу обойти упоминанием громадного, как Илья Муромец, умного, косноязычного на людях кузнеца Ипполита Шалого (Андрей Абрикосов) и язвительного казака Устина Рыкалина (Николай Крючков). Впрочем, там что ни персонаж, то - картина маслом.
Изображение быта , природа, музыкальное сопровождение (композиторы Олег Каравайчук и Юрий Левитин) - на высшем уровне, разве что на некоторую обрезанность сюжета зрители жалуются, но я уже писала по какому принципу она, видимо, шла. Все ключевые сцены и герои сохранены и колоритно представлены.
К вопросу о нетерпимости и зажиме критики: первая книга романа (самая резкая и на тот момент единственно написанная) была неоднократно опубликована в начале тридцатых годов и в журнальном варианте, и отдельными изданиями. Первая экранизация романа состоялась в 1939 году.
Первоначально он назывался "С кровью и потом", но, на мой взгляд, вариант "Поднятая целина" - лучше, образнее. Ведь не только о запашке целинной земли идет речь, но и о том, как перепахало уклад жизни, человеческие души и взгляд на этот процесс всегда будет неоднозначным. Когда плуг идет по нетронутой степи, биолог видит разрушение экосистемы и гибель редких растений, а землепашец - будущий богатый урожай.
В картине также снимались: Федор Шмаков (Андрей Размётнов), Пётр Глебов (Половцев), Иосиф Кутянский (Кондрат Майданников), Леонид Кмит (Григорий Матвеевич Банник), Олег Ярошенко (Тимофей Рваный), Николай Крюков (Тит Бородин), Людмила Егорова (Варя Харламова), Михаил Васильев (Никита Хопров), Владимир Васильев (Афанасий Краснокутов), Игорь Дмитриев (подпоручик Лятьевский) и другие актеры.
Надеюсь, моя идея пересмотреть этот замечательный фильм или прочитать книгу найдет отклик. Приятного просмотра! О предыдущем многосерийном фильме на похожую тему я рассказывала в обзоре: "Полесская хроника": забытая белорусская сага про любовь, землю, кулаков, партийцев и перегибы коллективизации".