Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Одна Мальва и один Урбанский. Кино и любовь Дзидры Ритенберги

Оглавление
   Дзидра Ритенберга.
Дзидра Ритенберга.

Советский кинематограф из дня сегодняшнего кажется чем-то единым и неделимым. Но на самом деле это был набор миров — свои студии были в Москве (и не одна) и в Ленинграде, в Одессе и Ялте, да и во многих союзных республиках существовали свои фабрики по производству кино. Эти миры в основном существовали отдельно — где-нибудь в Риге снимались в основном прибалтийские актеры, на студиях «Туркменфильм» и «Таджикфильм» — актеры из Средней Азии, а в картинах студии «Грузия-фильм» были заняты грузинские актеры. Но иногда случалось пересечение этих миров — и на их стыке получался новый шедевр или зажигалась новая звезда. Так случилось с молодой актрисой из Латвии Дзидрой Ритенбергой.

Что это за девушка?

Строго говоря, к своему триумфу Дзидра Ритенберга была далеко не начинающей актрисой. Она родилась в межвоенный период, 29 августа 1928 года, в одной из волостей независимой Латвии. О её жизни во время войны сведений практически нет; известно лишь, что потом она получала среднее образование в вечерней школе. А ещё она мечтала об актерской карьере — и сразу же после школы поступила в студию при театре драмы в Риге, а с 1948 года начала работать в Лиепайском театре. Казалось, ей прямая дорога в фильмы Рижской киностудии, но Ритенберга надеялась на большее — и разослала свои данные по всем союзным киностудиям.

Постановщик Владимир Браун сам себя считал «средним режиссером», но его фильмография говорила об обратном. Довоенные фильмы про море, о кораблях и моряках, уже послевоенные «Максимка» и «Матрос Чижик» — Брауну было что предъявить возможным завистникам. Так что когда этот режиссер задумал снимать фильмы по двум рассказам Максима Горького, ему дали зеленый свет — на киевской киностудии имени Довженко. А ещё он пригласил на главную роль мало кому известную театральную актрису из Латвии со сложным именем.

   Дзидра Ритенберга. Кадр из фильма «Мальва» (1956)
Дзидра Ритенберга. Кадр из фильма «Мальва» (1956)

Звездная роль и звездный жених

Впрочем, вскоре после премьеры фильма «Мальва» имя Дзидры Ритенберги стало хорошо известно не только в СССР, но и за его пределами. Картина участвовала в конкурсе Венецианского кинофестиваля 1957 года — и принесла дебютантке очень престижный Кубок Вольпи за лучшую женскую роль. В общем, обратно Ритенберга вернулась с триумфом. Её пригласили в труппу рижского театра русской драмы — качественный скачок для актрисы из театра одного из районных центров республики. И, конечно, начали предлагать роли в кино и звать на различные мероприятия.

И на кинофестивале в Москве в 1959 году Ритенберга познакомилась с молодым актером Евгением Урбанским. Он был на четыре года моложе, но гораздо известнее — в его фильмографии уже была главная роль в «Коммунисте» и очень яркий эпизод в «Балладе о солдате». Взаимной любви с первого взгляда не случилось; много позже актриса признавалась, что Урбанский её тогда не привлек: «Как актер он мне понравился очень, но как о мужчине я подумала: какой он некрасивый! У меня в то время были другие представления о мужской красоте. Скорее типа Роберта Тейлора».

К тому же у Дзидры уже был воздыхатель — ещё один уже известный актер Вячеслав Тихонов, которому она отвечала взаимностью. По слухам, именно из-за этого романа распался брак Тихонова и Нонны Мордюковой — но сам роман был «робкий», а после и вовсе сошел на нет. У Урбанского был и ранний брак, а к моменту встречи с Ритенбергой он встречался с начинающей актрисой Татьяной Лавровой. Потребовалось три года, чтобы все эти любовные перипетии свели двух людей вместе.

Три года счастья

Урбанский и Ритенберга поженились в 1962 году; свадьбу играли в столичном ресторане «Националь», а потом месяц прожили в Ленинграде. Больше они не расставались — Дзидра ушла из рижского театра, поступила в труппу московского театра имени Станиславского (там работал и Урбанский) и переехала в Москву.

«Сначала мы жили при театре... жили даже не в общежитии, а в какой-то комнате размером 6 квадратных метров, в том здании, где был склад с декорациями. Мы всегда слышали, как за стеной дышат наши соседи. И вы понимаете, что ни о какой личной жизни не могло быть и речи...» — вспоминала она.

Но вскоре стараниями главного режиссера театра Михаила Яншина молодая семья получила собственную квартиру на Соколе, на Балтийской улице. У них было много гостей — Ритенберга называла это «весь артистический мир Москвы». Приходили Григорий Чухрай, Юрий Никулин, Булат Окуджава... Иногда приходил Владимир Высоцкий, которого она называла «бегущим мальчиком», — он был на десять лет младше актрисы — и признавалась, что поначалу не понимала его песен:

«Мне была еще непривычна русская речь, я про себя сначала делала перевод на латышский и только потом вникала в смысл. А Высоцкий всегда пел так быстро, что я не успевала понять, о чем он поет. Но он пел с такой энергией!»

В 1965-м Ритенберга забеременела — и казалось, что это счастье будет вечным. Но всё оборвалось в один момент.

   Кадр из фильма «Гроза над полями» (1958)
Кадр из фильма «Гроза над полями» (1958)

После Урбанского

Гибель Евгения Урбанского описана многажды. Актер, которому пророчили очень мощную карьеру, был в самом расцвете творческих сил. Ведущие роли в театре, главные роли в кино; его знали и любили миллионы зрителей по всей стране. И новая работа обещала только новые высоты — Урбанский должен был сыграть легендарного директора завода «ЗИЛ» Ивана Лихачёва. Съемки проходили в Средней Азии, и во время выполнения трюка с прыжком машины с бархана актер получил смертельную травму. Ритенберга могла поехать с мужем — но они решили не рисковать из-за беременности. Поэтому же ей долго не говорили о трагедии.

Их ребенок родился через три месяца после гибели Урбанского; Ритенберга назвала девочку Евгенией — в честь погибшего мужа. В Москве она продержалась ещё два года, но потом вернулась в Ригу.

«Самое грустное, что и в Риге я была никому не нужна. Я это сама точно знала. И в театрах уже появилось более молодое поколение. Мое место как актрисы было занято моими бывшими сокурсницами. У меня было ощущение, что меня очень недружелюбно встречают в Риге. Ведь никому не нужна была новая "звезда". Это означало, что каким-то актрисам пришлось бы с моим приходом потесниться... я должна была отнять у кого-то из этих "звезд" роли, славу, успех...» — рассказывала она.

И Ритенберга поступила на режиссёрское отделение театрального факультета Латвийской государственной консерватории, чтобы сменить профессию. С 1975-го работала режиссёром Рижской киностудии, сняла несколько фильмов, продолжала иногда сниматься в кино — но единственной её большой ролью была Эрна в эпопее «Долгая дорога в дюнах».

   Кадр из фильма «Долгая дорога в дюнах» (1980-1981)
Кадр из фильма «Долгая дорога в дюнах» (1980-1981)

А после развала СССР Ритенберга совсем рассталась с кино. Жила в своем доме в Риге, воспитывала дочь — Евгению Урбанскую, которая стала певицей и выступала в хоре, но по стопам родителей не пошла; увидела и внука. Скончалась Дзидра Ритенберга в 2003 году; у неё ещё с 1960-х были проблемы с сердцем, которые тогда потребовали хирургического вмешательства — и привели к оформлению их отношений с Евгением Урбанским.

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ