Найти в Дзене
ТВТверь

А как же Пушкин, Лермонтов и Гоголь? Из ЕГЭ по литературе исчезли русские классики

Великие творения великих авторов не попали в перечень контрольно-измерительных материалов для одиннадцатиклассников.

Проекты КИМ ЕГЭ будущего года опубликованы Федеральным институтом педагогических измерений. С темами и обязательными навыками уже начали знакомиться учителя и чуть не потеряли дар речи, причем в прямом смысле.

К ЕГЭ по литературе выпускников 2024 года предлагается готовить по «Грозе» Островского, «Обломову» Гончарова, «Отцам и детям» Тургенева, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Преступлению и наказанию» Достоевского, «Войне и миру» Толстого, «Вишнёвому саду» Чехова, «На дне» Горького, «Двенадцать» Блока, «Облаку в штанах» Маяковского, «Тихому Дону» Шолохова и «Одному дню Ивана Денисовича» Солженицына.

А вот произведения Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Гоголя, Жуковского, Фонвизина в идентификаторах к ЕГЭ не упоминаются.

«Вчера контора под названием ФИПИ (входит в Рособрнадзор) взяла и легким движением руки исключила из программы для подготовки к вступительному экзамену по литературе (ЕГЭ)… готовьтесь… — Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Нет ни «Евгения Онегина», ни «Героя нашего времени», ни «Мертвых душ». А также нет Грибоедова, Жуковского, Фонвизина, Державина и «Слова о полку Игореве». То есть вся русская литература до середины 19 века «снесена под ноль»», — заявил доцент СПбГУ Николай Карпов.

В Рособрнадзоре поспешили объясниться, сообщив, что великие авторы изучаются в 5-9 классах, а не в 10-11, поэтому и на ЕГЭ им делать нечего. Знание их произведений и анализ — это удел ОГЭ после 9 класса.

Словом, в ведомстве ничего плохого не заметили. Но, как справедливо отмечает ТГ-канал РВС, литература не входит в число обязательных предметов на ОГЭ и поэтому классики могут полностью оказаться за бортом. Логика многих учащихся, да и преподавателей наверняка будет такова: если нет экзамена, то зачем тратить на их изучение драгоценное время?

Ведь что бы не говорили, а процесс образования сейчас настроен именно на натаскивание ребят по темам итоговых экзаменов, а не на всестороннее знание предметов.

«В целом список для чтения сокращен в несколько раз, зато пополнился зарубежными авторами — например, Умберто Эко и Томасом Стернзом Элиотом. Я ничего не имею против этих прекрасных писателей. Но программа для российских школ, в которую входит Т.С. Элиот, а Пушкин и Лермонтов даже не упоминаются, вызывает, мягко говоря, шок», — констатирует доцент СПбГУ Николай Карпов.

ТГ-канал РВС уточняет, что урезание списка по литературе «комфорта выпускникам не добавило» и при этом создается впечатление, что в Минпросвещения и Рособрнадзоре решили заняться отчуждением школьников от русской культуры.

«Вместо того чтобы сделать экзамен по литературе доступным большинству, поднимая тем самым культурный уровень детей, его усложняют, одновременно создавая все условия для того, чтобы подрастающее поколение прошло мимо классики Золотого века русской литературы», — резюмировали в РВС.

Решение об игнорировании классиков отечественной литературы вызвало широкий общественный резонанс. 28 августа глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина направила депутатский запрос министру просвещения РФ Сергею Кравцову с просьбой разобраться, почему из перечня книг для подготовки к ЕГЭ по литературе убрали отечественных классиков.

-2