Всем привет, поговорим о ГБЦ. Точнее о ее доработках, при атмотюнинге это один из ключевых факторов. Бытует мнение, что точить ГБЦ - прям обязательный пункт при атмотюнинге и многие прямо с этого и начинают, так как это можно сделать дома, имея только дрель или напильник)
Давайте разберемся более подробно что делать, когда делать и как делать.
1) Доработки бывают разные, самая популярная - расточка каналов, то есть увеличения диаметра этих каналов. Что происходит при увеличении диаметра - уменьшается скорость потока, соответственно уменьшается сопротивление и потери, а значит растет наполнение, а вслед за ним момент и мощность.
Но есть одно но, на маленьких оборотах и при закрытом дросселе, скорость потока так же падает, а это дает негативные последствия, так как скорость была и так низкая, а значит не было и потерь.
Отсюда увеличение каналов уменьшает крутящий момент на низких оборотах, но увеличивает на высоких. И тут ничего не сделаешь. Поэтому, если вы делаете низкооборотистый мотор, то растачивать каналы скорее вредно, чем полезно.
Так же, нужно помнить, что точить канал шире, чем диаметр клапана - просто бесполезно, учитывая, что не весь диаметр клапана используется, так как есть еще направляющая этого самого клапана!
Поэтому растачивать можно только после замеров и расчетов, что бы не расточить больше чем нужно.
2) Вторая доработка, как раз увеличение диаметра клапана. Тут негативных моментов почти нет, за исключением увеличения веса клапана. Отсюда, если мы ставим больше клапан, то он будет тяжелее, и если вы делаете высоко оборотистый мотор, то это может стать проблемой. Поэтому перед принятием решения о установке более больших клапанов, надо понимать:
а) Достаточно ли широкие каналы ГБЦ.
б) Какие будут обороты и не будет ли разрыва кинематики (это когда клапан не успевает закрыться, из-за слабой пружины).
в) Не упрется ли клапан в поршень.
3) Шлифовка каналов, а точнее доработка каналов. Для начала посмотрим на фото
Так выглядит почти идеальный канал. Канал не должен быть отполирован, как думают многие, он должен пропускать воздух, а полировка этого не дает. Это дает расчет и технологии. Как вы видите, на фото аналог мяча для гольфа, но вывернутый наизнанку. Такая конструкция дает наименьшее сопротивление. Так же дорабатывают "крепление" направляющей, что бы воздух ее обтекал, а не бился как об стену.
Доработка каналов дает наибольший прирост, во всем диапазоне, то есть недостаточно просто расширить каналы, надо это делать правильно.
Немного замеров, что есть в интернете
Это расточка ГБЦ мотоцикла, так как там не бывает маленьких оборотов, это дает приход во всем диапозоне
А вот автомобильная ГБЦ:
Видно, что снизу мощность снизилась, а сверху выросла. О чем я и писал выше.
Из личного опыта, расточенная ГБЦ и увеличение диаметра клапанов имеет смысл, при серьезных доработках и мощностях около 150-200 л.с. Если вы столько не планируете, то машину можно сделать быстрее потратив деньги более оптимально, на другие доработки, так как правильно расточить ГБЦ - это дорого, около 500-600$ для 4-х цилиндрового мотора.
Всем спасибо за внимание ;)