Занимаясь воспитанием приёмных детей я обратила внимание что приемные, в отличие от кровных детей застряли в детстве и взрослеть не хотят. Этот феномен называют инфантильностью, встречающей и у взрослых. А проявляется он в отсутствии брать ответственность за свою жизнь, деятельность, выбор.
Инфантильные люди не думают о последствиях выбранных действий или решений и поэтому не извлекают опыт из ошибок, потому как не пытаются анализировать течение событий в результате выбора. За 2 года в борьбе с застреванием в детстве мы научились осознавать причины определенных событий. Не всегда но часто теперь делаем выводы и учимся извлекать уроки из ошибок, но ошибки продолжаем совершать наступая на те же грабли.
Я заметила что Приемный ребенок не берет ответственность за себя, не пытается решить свои проблемы, но очень активно их решает или показывает свое участие в жизни другого ребенка, как правило младше себя. Я видела таких людей взрослых. Для таких решение своих проблем является скучным и неинтересным, но они охотно дают советы другим, интересуются неудачами и проблемами других людей, и даже пытаются оказывать помощь или давать советы. Такие люди тратят огромные ресурсы на тех людей, которым не нужна помощь, ведь каждая жизнь любого человека, как правило это его личный выбор. Отдавая огромный ресурс, следя за жизнью других людей, продолжают быть неудовлетворенными собственной жизнью и усугубляют собственные проблемы.
Такой же например инфантильный поступок : одного из двух сотрудников на работе похвалили за хорошую работу, по логике второй сотрудник чтобы почувствовать одинаковый уровень самореализации будет стараться получить такую-же похвалу станет работать лучше, то инфантильным поступком будет другим, например он постарается найти недостатки в работе коллеги, или подставит чтобы оклеветать, чтобы не подняться до его уровня а опустить до своего. Вот результат одинаковый, зачем прилагать больше усилий для результата, если можно достичь другим путем более простым.
А проблема в том, что такие люди могут оценить себя сравнив себя с другим, и чтобы не страдала их самооценка, сравнивать будут с теми кто не превосходит их, и в жизни у них отсутствует стимул для развития : зачем становиться лучше если можно опускать других, ведь цель в жизни не быть хуже чем другие.
Вот и в нашем случае, две приемные дочери не играют в компьютер. Одной что 10 лет, наказана за некрасивый поступок в онлайн игре, но наказание можно снять в любой момент, если она расскажет какой именно она поступок совершила и почему он плохой и стоит ли так делать в будущем и почему. Наказана она уже 2 месяца, я периодически ее спрашиваю, не хочет ли она снимать свое наказание, говорит что хочет, а на вопрос почему не снимает, отвечает что не знает.
И вот 3 дня назад, дочь 6 лет попросила поиграть в компьютер, я сказала что можно, после того как она выразительно прочитает мне стих который я ей дам. Читает она хорошо, по технике чтения 2 класса, сначала она согласилась, готовилась, читала, но так и не захотела мне его прочитать. Я спрашивала все эти дни, хочет ли она играть в компьютер, она отвечает что хочет. На вопрос что нужно сделать чтобы играть, отвечает прочитать стих. На вопрос почему она не читает, отвечает что не знает.
Вот сегодня я беседовала с ними. Я задала вопрос дочери которой 10 лет,
Почему твоя сестра не играет в компьютер?
и она ответила даже не задумываясь :
Она ждет что ты ей разрешишь играть без выполнения задания со стихом.
я ей говорю:
Ну вот, а ты тогда почему не играешь в компьютер?
и она ответила опустив голову
Я тоже жду когда я просто без решение проблем ты разрешишь мне играть.
А на месте младшей сестры я сразу решила бы проблему прочитав стих - это же легко!
а в ответ ей младшая сказала:
А вот если бы мне нужно было рассказать о своем плохом поступке правду чтобы играть в компьютер сразу бы все рассказала и играла бы давно.
Я им и сказала :
Вот смотрите, решение проблем за других вам кажется интересным и легким, а каждый свою проблему сам решить не может. Почему для вас чужие проблемы кажутся интереснее собственных. Неужели вам жизнь другого интересней чем своя?
Ну и на вопрос, почему я делаю такие наказания, они ответили:
Чтобы мы научились принимать решение и думать о последствиях
А если я сделаю то что они хотят: сниму наказание это сделает их взрослей, они честно ответили что нет. Почему вы тогда решили что я сниму наказание, они ответили что они просто хотят верить что все вокруг будет происходить не потому что они должны принимать решение или выбор, а потому как хочется им. И сами согласились что такие выводы не могут быть сделаны взрослыми детьми.
Беседы мы проводим часто, много и долго. Мне нравится когда они рассуждают, делают выводы. очень надеюсь что с каждым таким шагом мы становимся ближе к осознанному и взрослому поведению.