Найти в Дзене
Трэш обзоры

Зять - ни дать, ни взять

Семья Ряшкиных - отец с матерью и дочка-красавица, деваха статная да видная, сильная, точно знающая, чего хочет от жизни. Да самого простого - семейного счастья, согласия, любви, детей. И чтобы муж влился в её семью, стал бы стержнем, опорой, надёжей для стареющих родителей и образцом для детей. Но муж достался Стеше идейный, самоуверенный и настырный до вздорности. Только и может, что талдычить про выполнение плана да светлое социалистическое будущее родного колхоза. На кой ему эта идейность, чего добивается-то? Ну как же - в передовики рвётся, заметным хочет быть, чтобы начальство хвалило да грамоты вручало. И ведь хоть бы ради больших заработков убивался на работе, ради карьеры! Так ведь нет, запросы у Феди весьма скромные, мужик он непритязательный, готов в телогрейке всю жизнь пробегать. А потому что строители коммунизма должны быть скромными в быту и за богатством не гнаться, так с малолетства вбито Федьке в голову комсомольскими агитками. Комсомольские вожаки в фильме, раз

Семья Ряшкиных - отец с матерью и дочка-красавица, деваха статная да видная, сильная, точно знающая, чего хочет от жизни.

Да самого простого - семейного счастья, согласия, любви, детей. И чтобы муж влился в её семью, стал бы стержнем, опорой, надёжей для стареющих родителей и образцом для детей.

Но муж достался Стеше идейный, самоуверенный и настырный до вздорности.

Кадр из фильма "Чужая родня" (1955), режиссёр Михаил Швейцер
Кадр из фильма "Чужая родня" (1955), режиссёр Михаил Швейцер

Только и может, что талдычить про выполнение плана да светлое социалистическое будущее родного колхоза.

На кой ему эта идейность, чего добивается-то? Ну как же - в передовики рвётся, заметным хочет быть, чтобы начальство хвалило да грамоты вручало.

И ведь хоть бы ради больших заработков убивался на работе, ради карьеры! Так ведь нет, запросы у Феди весьма скромные, мужик он непритязательный, готов в телогрейке всю жизнь пробегать.

А потому что строители коммунизма должны быть скромными в быту и за богатством не гнаться, так с малолетства вбито Федьке в голову комсомольскими агитками.

Комсомольские вожаки в фильме, разумеется, показаны такими же бессребренниками, которым хлеба не надо - работу давай.

Кадр из фильма "Чужая родня" (1955), режиссёр Михаил Швейцер
Кадр из фильма "Чужая родня" (1955), режиссёр Михаил Швейцер

Бывали таковые в реальности? Редко, но встречались. Помешанные на своих идеалах, с портретами Ленина по стенам да замызганным убожеством жилищ.

Они обычно долго-то не бегали, сбивали их буйные головы житейские бури, когда нарывался комсомольский задор на суровую реальность.

Живут Ряшкины в колхозе, дом имеют справный, хозяйство крепкое.

Приданое для дочери заготовили богатое, зятя ждали солидного, желающего своим домом жить, а не по колхозным собраниям мотаться да глотку драть.

Если уж никак нельзя без колхозных оброков обойтись, то Ряшкины свою работу справляют, куда деваться-то. Но лишней минутки на общественных делах не задержатся - дом ждёт, огород, куры да коровушка-кормилица.

Кадр из фильма "Чужая родня" (1955), режиссёр Михаил Швейцер
Кадр из фильма "Чужая родня" (1955), режиссёр Михаил Швейцер

А зятя Федьку это буквально бесит, понять он не может, как можно дом любить больше, чем колхозные поля! У него, кстати, даже фамилия клоунская - Соловейков.

Выглядит по меньшей мере странно - почему общественное должно быть выше частного? Пропаганду, идиотские лозунги и насаждаемые идеалы откинем в сторону, просто задумаемся - реально ли было внушить целой семье то, что им всегда было глубоко противно?

А самоуверенный Федька почему-то решил, что он родню свою переделает. Этому болвану казалось, что он-то умнее, он-то им глаза откроет. Старики, разумеется, протестуют, дочку жалеют - с кем связалась?!

Фильм чёрно-белый, но всё равно видно, что дом уютный, для спокойной жизни обустроен идеально. А Федьку прямо ломает - нельзя так жить!

Кадр из фильма "Чужая родня" (1955), режиссёр Михаил Швейцер
Кадр из фильма "Чужая родня" (1955), режиссёр Михаил Швейцер

Почему нельзя? А потому что они хотят как сами хотят, а не как зять желает.

Вновь видна вся его дурость. Нельзя в Тулу со своим самоваром, так не принято. Или в чужой монастырь со своим уставом, тоже подходит.

Но Федька вскоре уже смотрит на тестя с тёщей как на вражин, буквально как на классовых врагов, вот ведь.

Тесть попытался вспахать огород с помощью колхозной кобылы, но это для Федьки уже и вовсе сущее преступление. Метнулся, выпряг кобылу, взялся тестя стыдить.

Тот понять не может - если в колхозе нет техники и пашут на лошадях, то чем он-то виноват? Сеять же пора!

В общем, пошли у них свары да споры, крики да скандалы. Стеша уже беременна, старается мужа образумить, плачет и переживает. А ему один чёрт, закусил удила - уходи из дома родительского! Будем в колхозной коммуналке жить, как все сознательные комсомольцы.

Кадр из фильма "Чужая родня" (1955), режиссёр Михаил Швейцер
Кадр из фильма "Чужая родня" (1955), режиссёр Михаил Швейцер

А я в ваш дом проклятый более ни ногой, и не упрашивайте.

Поняла Стеша, что такой-то муж всё лучше, чем никакого, смирилась. Передовик как-никак, и не пьёт хотя бы, а бывают ведь и хуже.

И пошла с новорожденной дочкой в "коммуну", где выдана была молодой семье комнатёшка с углом, завешанным простынями - вроде как спаленка.

На стене портрет Ильича, стул стоит, у самой двери почему-то висит на стене полотенце. И горячей воды нет, хоть и многоквартирный дом.

Набежали тут комсомольцы, подарков натащили - цинковое корыто да детский велосипед, и даже атласное одеяльце, вот как расщедрились.

Кадр из фильма "Чужая родня" (1955), режиссёр Михаил Швейцер
Кадр из фильма "Чужая родня" (1955), режиссёр Михаил Швейцер

А комнату всю-то так и не показали целиком, видать, не нашлось для съёмок приличной мебели, а неприличную-то вроде как и показывать неприлично.

Думается, перетащит постепенно Стеша из родительского дома и комод с диванчиком, и кроватку детскую, и половички. Иначе жить-то как в голых стенах? Да и мужа будет подпинывать, чтобы с задором своим хотя бы на премию когда-нито зарабатывал.

Ей-то придётся дома сидеть, пока дочка растёт. К матери-то в просторный дом Федька девочку уж точно не позволит носить.

Жизнь показала, что колхозы - это утопия, что частный дом с огородом дороже любых плакатов с сумасшедшими мордами пламенных коммунистов. Не внедрить в мозги народа идиотские выдумки, не заставить вменяемых людей гореть на работе ради копеечных подачек.

А что до Федьки, так понемногу образумит его Стеша, да и сам небось дотумкает, что в семью хорошо бы приличные зарплаты приносить, а не лозунги с картинками.

И старикам будет помогать, никуда не денется - когда они вовсе одряхлеют. Стеша точно заставит.

Фильм "Чужая родня" старый, но тематика остаётся актуальной и поныне.