Найти в Дзене
Казусы образования

Три – пять баллов за медали – это много или мало?

Похоже, Министерство просвещения решило-таки упорядочить добавление баллов за медали: если раньше за золотую медаль давали от 2 до 10 баллов дополнительно (в зависимости от «крутости» вуза), то теперь за золотую предполагается добавлять максимум 5, а за серебряную (ее вернули буквально недавно) – 3.

Много это или мало? Иногда даже один дополнительный балл в рейтинговых списках может оказаться решающим, так что пренебрегать такой возможностью нельзя: если к концу 11 класса есть спорные оценки, то за них стоит побороться. Останутся одна-две четверки по неподдающимся предметам – вот вам и «серебро».

Однако нельзя забывать, что золотую медаль, как и прежде, нужно будет подтвердить, получив не менее семидесяти баллов по русскому языку и столько же – по профильной математике (либо оценку 5 по базовой). Сколько потребуется баллов для подтверждения серебряной медали, Минпросвещения еще не определилось.

Но все эти дополнительные баллы не идут ни в какое сравнение с привилегиями для олимпиадников.

Конечно, олимпиадное движение – далеко не для всех, но почему бы и не попробовать поучаствовать, а вдруг получится?

Самая массовая олимпиада — это ВСОШ (всероссийская олимпиада школьников). Она дает больше всего привилегий.

Правда, для этого надо пройти целых четыре этапа: школьный (который начинается уже в 1 четверти), муниципальный, региональный и заключительный (всероссийский). И если победа в первых двух этапах еще не очень значима (как правило, успех в них закрепляется лишь дополнительными пятерками по предмету и грамотами от администрации), то после регионального и — особенно! — заключительного этапов награды будут весьма ощутимыми.

Главное, ради чего стараются участники - это привилегии при поступлении в вузы. Призерам и победителям заключительного этапа олимпиады предоставляется приоритетное право на поступление без экзаменов в любой вуз. Конечно, по соответствующему направлению.

Призерам и победителям олимпиады на региональном уровне во многих вузах добавляют несколько баллов к ЕГЭ, причем никак не меньше, чем медалистам.

Кстати, некоторые медалисты и их родители к олимпиадникам относятся ревностно, полагая, что они несправедливо занимают их бюджетные места.

На самом деле это далеко не так. Стать призером даже регионального тура олимпиады под силу только тем ученикам, кто поистине влюблен в предмет и знает по нему намного больше школьной программы. Про "монстров", берущих заключительный тур, и говорить нечего. Надо сказать, что эти дети редко бывают отличниками по всем предметам. Вместо того, чтобы одинаково ровно учиться по всем предметам, такие школьники углубляются в одно направление, техническое, гуманитарное или естественно-научное, но уж в этом направлении они разбираются очень и очень глубоко.

Как правило, после нескольких лет активной олимпиадной жизни таких детей уже особо не пугает ни ОГЭ, ни ЕГЭ. Для них все эти массовые испытания гораздо легче олимпиад высокого уровня. Главное - не ошибиться в критериях и не написать лишнего.

Стараясь поднять рейтинг школы, учителя во главе со школьной администрацией стремятся уговорить на участие в олимпиадах как можно больше учеников. И, возможно, они правы. Ведь многие родители даже не подозревают, сколько преимуществ дают победы, призерства, а иногда и просто участие. Помимо привилегий в поступлении, здесь могут быть и путевки в «Артек» или «Орленок», и смена в «Сириусе», и губернаторская стипендия. Всё дело в весе достижений и, конечно, их количестве.

Использовать надо все предоставляемые возможности.