СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ
ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОО
Цель:повысить уровень физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Задачи: проанализировать работу педагогов по сохранению и укреплению здоровья дошкольников; стимулировать творческую профессиональную активность педагогов по решению данной проблемы; пополнить банк идей новыми инициативами педагогов по оздоровительной работе с детьми, взаимодействию с семьей.
Форма проведения: деловая дискуссия.
Повестка педагогического совета:
1. Вступительное слово по теме педагогического совета заведующего ДОО.
2. Проведение старшим воспитателем продуктивной рефлексивно-ролевой игры «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?».
3. Физминутка.
4. Анализ заболеваемости детей по возрастным группам. Выступление медработников.
5. Результативность работы физиотерапевтического кабинета.
6. Сообщение воспитателя по физвоспитанию «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников».
7. Анализ выдвинутых педагогами идей. Разработка «Программы действий» педагогического коллектива ДОО по сохранению здоровья дошкольников.
8. Сообщение музыкального руководителя детского сада «Музыкотерапия в детском саду».
Сеанс релаксации под музыку. Психогимнастика «Веселый пирог».
9. Презентация газеты для педагогов «Я здоровым быть могу – сам себе я помогу».
10. Выработка совместного проекта решения с указанием сроков и ответственных.
Ход педсовета
1. Вступительное слово «Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОО». (Заведующий ДОО.)
Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. Чтобы помочь родителям сохранить здоровье своего ребенка, наш детский сад выбрал физкультурно-оздоровительную работу приоритетным направлением.
Каждое образовательная организация несет ответственность за здоровье детей. Большую часть времени дошкольники проводят именно в детском саду, под присмотром педагогического и медицинского персонала. Коллектив активно проводит профилактическую работу по сохранению и укреплению здоровья каждого ребенка, решает задачи психофизического развития ребенка, подготовки его к школе, широко используя здоровьесберегающие технологии.
Эффективность оздоровительной работы напрямую зависит от организации образовательного процесса, чтобы обучение, развитие и воспитание детей не наносило ущерба их здоровью. Наш педсовет посвящен этой важной теме.
(Знакомит педагогов с повесткой педсовета.)
2. Проведение продуктивной рефлексивно-ролевой игры «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?». (Старший воспитатель.)
Педагогам предлагают разделиться на 5 групп, выбрав для своего стола соответствующую табличку: «Воспитатели», «Родители», «Педагоги школы», «Администрация» (заведующий ДОО, старший воспитатель, медицинский персонал, заместитель заведующего по хозчасти), «Специалисты» (учитель-логопед, музыкальные руководители, воспитатель по физвоспитанию). Каждая группа определяет со своей точки зрения причины заболевания дошкольников и предлагает любые, даже самые неожиданные и смелые, идеи для их решения. Все идеи заносятся в протокол:
№
п/п
Группа
Примерные идеи
1
Воспитатели
1. Необходимо принять инструктора по ЛФК, так как в ДОО есть дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. «Начни с себя!» – педагога надо научить заботиться о своем здоровье.
3. Самообразование воспитателей по вопросам использования технологий здоровьесбережения. Проведение семинаров, консультаций специалистов по этому вопросу.
4. Следует проанализировать эффективность используемых педагогических приемов воздействия на здоровье детей.
5. Недостаток мебели в групповых комнатах, соответствующих росту детей.
6. Проводить беседы с родителями о пользе здорового образа жизни. Организовать клуб «Здоровая семья»
2
Родители
1. Надо найти способ «оторвать» детей от телевизора и компьютера.
2. Надо найти время для занятий спортом с детьми. Например, по дороге из детского сада пробежаться, сделать на свежем воздухе несколько физических упражнений.
3. Принцип «Начни с себя» эффективен для всех.
4. Надо чаще брать пример со своих детей. Они ежедневно укрепляют свое здоровье в детском саду.
5. Беседы с педагогами о здоровом образе жизни приносят пользу
3
Педагоги школы
1. Одним из первых признаков нежелательного влияния школы на здоровье детей является отсутствие интереса к учебе.
2. Классы необходимо достаточно проветривать, ведь в них бывает очень душно.
3. Приобрести мебель, соответствующую росту детей.
4. Всегда учитывать индивидуальные способности и физические возможности учеников.
5. Увеличить количество спортивного инвентаря.
6. Провести беседы с родителями о соблюдении детьми режима дня дома.
7. Регулярно проводить физминутки, гимнастику для глаз во время уроков
4
Администрация
1. Необходимо организовать обучение педагогов методам и технологиям, сохраняющим здоровье детей.
2. Провести беседы, консультации с родителями о необходимости соблюдения режима дня дома, правильном питании детей (с показом видеоматериалов).
3. Увеличить двигательную активность детей в течение дня с целью профилактики гиподинамии, нарушений осанки.
4. Рекомендовать педагогам учитывать все индивидуальные психофизические особенности своих воспитанников
5
Специалисты
1. Систематически использовать технологии здоровьесбережения на занятиях.
2. Приобрести спортивную форму и обувь для всех детей.
3. Регулярно проветривать и увлажнять помещения, особенно в зимнее время.
4. Приобрести или сделать с помощью родителей пособия и игры для проведения оздоровительных игр.
5. Проведение музыкотерапии в течение дня для детей и сотрудников
Для того чтобы проанализировать данные идеи, выбираются эксперты – представители каждой группы. Пока идеи ими обсуждаются, проводятся следующие этапы педсовета.
3. Физминутка «На зарядку дружно встали» (В. И. Ковалько).
Мы опять сидеть устали,
На зарядку дружно встали.
Руки в бок, посмотрим вправо.
Поворот налево плавный.
Повороты корпуса в стороны.
Поднимаем мы колени,
Занимаемся без лени.
Поднимаем их повыше.
Может быть, коснемся крыши?
Поднимать поочередно ноги, согнутые в коленях.
Наклоняемся до пола.
Прогибаемся поглубже.
Вправо-влево три наклона
Повторяем снова дружно.
Наклоны вперед-назад, вправо-влево.
От души мы потянулись
И на место вновь вернулись.
Потягивания – руки вверх и в стороны.
4. Анализ заболеваемости детей по возрастным группам. (Выступление медработников.)
Отчет о заболеваемости можно оформить в виде таблицы:
Номер группы
Группы здоровья,
кол-во человек
Простудные заболевания
в дошкольных группах
1-я группа
2-я группа
3-я группа
Кол-во
случаев
Заболевание
Фамилия, имя
ребенка
№ 5,
средняя
6
11
2
4
1. ОРВИ
2. ОРВИ
3. …
4. …
1
2.
3.
4.
№ 4,
старшая
4
13
3
6
1. Бронхит
2. ОРВИ
3. …
1.
2.
Всего
по детсаду
48
139
10
82
5. Результативность работы физиотерапевтического кабинета. (Выступление медсестры физкабинета.)
№
п/п
Лечебные
мероприятия
Возрастные группы
№ 1
1 мл.
№ 2
1 мл.
№ 10
2 мл.
№ 11
2 мл.
№ 5 сред.
№ 12 сред.
№ 3
старш.
№ 4 старш.
№ 8 подг.
№ 9
подг.
Лечение
детей по назначению врача
1
УФО
носа,
зева
11
4
9
13
8
11
5
6
7
11
2
УВЧ
1
1
–
1
–
–
–
–
–
–
3
Ингаляции
5
3
2
12
5
10
1
3
3
4
4
Электро-
форез
–
–
–
–
–
–
–
–
–
1
Итого:
17
8
11
26
13
21
6
9
10
16
Профилактика
простудных
заболеваний
1
Аскорбиновая кислота
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2
«Ревит»
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3
Рефлексорный массаж
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4
Дыхательная гимнастика
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
5
УФО
общее
–
–
–
–
25
–
19
20
18
–
6
КИМ
–
–
–
–
–
24
–
22
–
21
7
Иони
зация
–
–
+
+
+
+
+
+
+
+
6. Сообщение «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников». (Инструктор по физвоспитанию.)
7. Анализ выдвинутых педагогами идей. Разработка «Программы действий» педколлектива ДОО по сохранению здоровья дошкольников.
Эксперты, проанализировав идеи педагогов, выделили основные проблемы и сформулировали задачи для дальнейшей работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОО:
· Обеспечить условия, предотвращающие появление у детей переутомления, гиподинамии, стрессов.
· Организовать деятельность педагогов по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни.
· Повышать квалификацию коллектива по вопросам активного внедрения в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий.
· Создать условия для укрепления здоровья сотрудников ДОО.
· Регулярно проводить диагностику состояния здоровья детей.
· Разработать новые формы взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни в семье, профилактике вредных привычек.
В соответствии с выводами составляется примерная «Программа действий», группами (кроме группы «родителей») заполняется таблица:
Программа действий ДОО
Задачи ДОО
Что уже
выполняется
Трудности
в выполнении
Что еще можно
выполнить
1. Создание условий в ДОО для физкультурно-оздоровительной работы. Оснащение помещений ДОО мебелью, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям
2. Самообразование педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников
3. Организация двигательного режима в ДОО – важнейшего оздоровительного и профилактического фактора общего режима дня
4. Внедрение наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс
5. Взаимодействие ДОО с родителями по оздоровительной работе в семье
6. Организация кружковой работы по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни
8. Сообщение «Музыкотерапия в детском саду». (Музыкальный руководитель детского сада.) (Приложение 2.)
Сеанс релаксации под музыку.
Психогимнастика «Веселый пирог».
Воспитатели выполняют движения руками по показу музыкального руководителя.
Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то
И не знаешь, как же быть,
Чтоб его развеселить?
Ты возьми стакан смешинок,
Звонкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Все веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек,
Непременно захохочет!
9. Презентация газеты для педагогов «Я здоровым быть могу – сам себе я помогу». (Приложение 1.)
10. Выработка совместного проекта решения с указанием сроков и ответственных.
Организация работы по здоровьесбережению
детей дошкольного возраста
в условиях реализации ФГОС ДО
Цели: систематизация работы по реализации образовательной области «Физическое развитие», активизация взаимодействия всех специалистов ДОО в области здоровьесбережения дошкольников; повышение профессиональной компетентности педагогов, психолого-педагогических знаний в области здоровьесбережения.
Форма проведения: семинар-практикум с использованием игровых приемов.
Предварительная работа:
1. Изучение педагогической литературы по физкультурно-оздоровительной работе и здоровьесбережению.
2. Проведение консультаций для педагогов по темам: «Здоровьесберегающая среда в ДОО», «Взаимодействие с семьей по вопросам охраны здоровья детей».
3. Проведение тематического контроля «Анализ работы по образовательной области “Физическое развитие”».
4. Разработка сценария проведения педагогического совета.
5. Подготовка проекта решения педагогического совета.
План проведения педагогического совета:
1. Отчет о выполнении решения предыдущего педагогического совета.
2. Приветственное слово заведующего ДОО.
3. Выступления по темам:
3.1. «Здоровьесбережение – ключевой момент нового педагогического мышления» (выступление старшего воспитателя).
3.2. «Образовательная область “Физическое развитие” в условиях реализации ФГОС» (выступление методиста ДОО).
4. Доклады специалистов (инструктора по физической культуре, медицинской сестры, педагога-психолога).
5. Практическая часть (обсуждение в группах, парах).
6. Итоги педагогического совета. Проект решения.
Ход педагогического совета
1. Отчет о выполнении решения предыдущего педагогического совета.
2. Приветственное слово заведующего ДОО.
– В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»* здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро.
Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольной организации. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.
Теме здоровьесбережения детей мы посвящаем наш педсовет.
3. Выступления по темам:
3.1. «Здоровьесбережение – ключевой момент нового педагогического мышления» (выступление старшего воспитателя).
– Современная система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в изменении содержания образования, применении новых педагогических, в том числе здоровьесберегающих, технологий и других инноваций.
Это требует от педагогов широты эрудиции, активности, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям. Одним из таких важнейших направлений в работе образовательных и, в первую очередь, дошкольных организаций является здоровьесбережение.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет дошкольникам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, педагогу ДОО – эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует понимать комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов воспитания, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.
Почему сегодня здоровьесберегающее направление в работе ДОО зачастую рассматривается как инновационное, ведь в детских садах, казалось бы, всегда здоровью детей уделялось немало внимания?! Это потому, что в современных условиях здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, который требует пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса. Оно радикально меняет саму суть и характер, ставя в центр – здоровье ребенка. Совершенно очевидно, что современное образование не может готовить человека к выполнению каких-либо социальных или профессиональных функций без учета состояния его здоровья и целенаправленной работы в этом направлении.
Дошкольная образовательная организация имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учетом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников. В преодолении сложившейся ситуации особенно важна роль педагога, воспитателя как носителя и проводника социальных ценностей, среди которых одной из приоритетных признается здоровье ребенка.
Стратегия организации работы педагогов по здоровьесбережению детей основывается на обеспечении непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта в ДОО.
В структуру здоровьесберегающего пространства ДОО входят следующие компоненты: инфраструктура детского сада (кабинеты специалистов, бассейн, тренажерный и музыкальный залы, спортивная площадка, оборудованные участки на улице); здоровьесберегающая предметно-развивающая среда в группах; образовательно-методическая среда; здоровьесберегающее пространство для родителей. Предметно-пространственная среда каждой группы должна быть оборудована таким образом, чтобы для детей достаточно было места для удовлетворения двигательной активности, формирования у них культуры здоровья. Наличие современного оборудования не только прививает детям привычку к ЗОЖ, но и формирует понятие о культуре здоровья человека, его ценности.
Для создания здоровьесберегающего пространства необходимо:
· Изменение мировоззрения педагога ДОО, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону сознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
· Личностно ориентированный процесс, который смещает основные аспекты воспитательной работы в сторону усилий самого ребенка, что становится методической основой здоровьесберегающих технологий. В этом аспекте физическое воспитание понимается как процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения.
· Изменение отношений воспитателя к задачам образовательного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие детей с максимально сохраненным здоровьем.
3.2. «Образовательная область “Физическое развитие” в условиях реализации ФГОС» (выступление методиста ДОО).
– Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного физкультурного воспитания должны стать высокий уровень здоровья ребенка и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека, включающего в себя:
– эмоционально-положительное отношение детей к физическим упражнениям и играм, к закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил природы, к правилам личной гигиены и соблюдению режима дня;
– начальные знания, познавательные интересы и способности детей в области физической культуры;
– начальные навыки школы естественных движений общеразвивающего характера, основ музыкально-ритмической грамоты, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, участвовать в коллективных действиях (играх, танцах, праздниках), проявлять культуру поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность;
– навыки самообслуживания и ухода за инвентарем для занятий.
ФГОС ДО предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия, направленные на развитие личностного потенциала ребенка. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей и интегрировать образовательные области в различных видах их деятельности. Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта детьми в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки).
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Конкретное содержание образовательной области «Физическое развитие» зависит от возраста детей и должно реализовываться в определенных видах деятельности: непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры (младенческий возраст); совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность (дети раннего возраста); игры с правилами, сюжетно-ролевые и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), конструирование, двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка (дети от 3 до 8 лет).
Из вышесказанного можно сделать вывод: образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики ребенка, она еще и интегрируется с другими областями Стандарта.
Физическая культура не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
4. Доклады специалистов (инструктора по физической культуре, медицинской сестры, педагога-психолога).
4.1. «Подвижная игра как средство здоровьесбережения дошкольника» (выступление инструктора по физической культуре).
– Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладает великой воспитательной силой. Чем больше подвижных игр для дошкольников могут предложить взрослые, тем более полнее удовлетворяют жизненные потребности детей, ведь подвижные игры представляют естественный путь «оттачивания» моторики. Кроме того, они позволяют полнее узнать мир, поэтому играют важную роль в физическом, психическом и эмоциональном развитии ребенка.
В дошкольном возрасте усложняются моторика и координация движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание и др. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствует раннему развитию ребенка как в физическом, так и в психическом плане. Во время игры ребенок учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои действия с движениями других играющих и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками. Особенно полезны подвижные игры застенчивым детям. Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В запале игры ребенок забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда у него все получается.
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме того, это эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом. Для достижения успеха в игре надо обладать быстрой реакцией, иначе все действия ребенка будут неэффективными. В большинстве подвижных игр активизируется работа большого числа крупных групп мышц, что положительно воздействует на весь организм. В течение игры нередко происходит смена одних движений другими, поэтому устраняется опасность быстрого утомления детей, возможность изменения темпа игры самими детьми превращает ее в средство регуляции нагрузки. Игры, проводимые на свежем воздухе, усиливают обмен веществ, содействуют закаливанию организма.
Почти в каждой игре присутствуют бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т. д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость, и совершенствуются разнообразные двигательные умения и навыки. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.
Уже давно доказано, ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игре. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием.
Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности – в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении. Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В подвижных играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свои умения и навыки. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, принимать решения, в игре развиваются волевые и физические качества.
В подвижных играх развиваются способности оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Очень важным является умение ребенка ориентироваться среди быстро движущихся врассыпную детей. Это наиболее сложно ввиду необходимости мгновенной реакции на беспрерывное изменение игровой ситуации, что особенно необходимо детям с нарушением зрения.
Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувство солидарности, товарищества и ответственности за действия друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать эгоистические порывы.
Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба… труд… серьезная форма воспитания». Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего развития детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, этическое и трудовое воспитание.
4.2. «Анализ состояния здоровья воспитанников ДОО, проводимых оздоровительных мероприятий во взаимодействии с воспитателями» (выступление медицинской сестры).
– Здоровье детей – будущее страны! В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. По мнению медиков, 75 % болезней взрослых заложены в детстве.
Цель педагогического коллектива – обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.
Важной частью сохранения здоровья детей является соблюдение режима. Утренняя гимнастика – это важнейший режимный момент. В структуру утренней гимнастики входят: разминка, оздоровительный бег, расслабление, комплекс общеразвивающих упражнений.
Снять утомление детей, повысить умственную работоспособность во время непосредственной образовательной деятельности (НОД) помогает физкультминутка. Воспитатели проводят физкультминутки в форме подвижной или дидактической игры с выполнением движений под текст стихотворения.
Еще одной формой оздоровительного режима является гимнастика после сна. Ее цель – поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия – хождение по ребристой доске и мелкой гальке.
Зачитывается аналитическая справка (см. Приложение).
4.3. «Физическое и психическое – важные взаимосвязанные составляющие здоровья детей» (выступление педагога-психолога).
– В соответствии с Уставом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Термин «здоровье» определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Выделяется несколькокомпонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Считают, что оценку здоровья следует проводить в динамике для каждого отдельного человека, в соответствии с его индивидуальными особенностями и текущим состоянием. Понятие «индивидуальное здоровье» отражает здоровье, свойственное конкретному человеку. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д.
Для индивидуальной оценки здоровья детей используют группирование детей по состоянию здоровья, разработанное С. М. Громбах и др. В основу группирования положено состояние здоровья организма, оцениваемое по отсутствию или наличию функциональных нарушений, морфологических отклонений, хронических заболеваний и степени их тяжести.
Выделены следующиегруппы здоровья:
I группа – здоровые;
II группа – здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, функциональными отклонениями после перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми заболеваниями, имеющие нарушения зрения средних степеней;
III группа – больные с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, а также дети с физическими недостатками, значительными последствиями травм, не нарушающими, однако, приспособляемости к труду и иным условиям жизни;
IV группа – больные с хроническими заболеваниями в субкомпенсированном состоянии, затрудняющими приспособление к труду и иным условиям жизни;
V группа – больные в декомпенсированном состоянии, инвалиды I и II групп.
5. Практическая часть (обсуждение в группах, парах) (проводит педагог-психолог).
Вопросы для обсуждения:
– Что включает в себя понятие «психическое здоровье»?
– Назовите факторы риска, вызывающие нарушение психического здоровья.
– Что вы делаете для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка?
– Каким образом у ребенка проявляется потребность в психической разрядке?
– Что входит в систему психопрофилактических мероприятий по созданию атмосферы психического комфорта?
Упражнение с элементами дискуссии «Что мешает ребенку в нашем детском саду быть здоровым».
Участники игры объединяются в следующие группы: «Воспитатели», «Родители», «Администрация», «Специалисты».
Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые, с их точки зрения, мешают ребенку, посещающему детский сад, быть здоровым (в письменном виде). Затем проводится последующее обсуждение в группах.
6. итоги педагогического совета. Проект решения (итоги подводит ведущий педагогического совета).
– В сегодняшней встрече мы раскрыли проблемные вопросы физического и психического развития детей, педагогический совет был насыщен докладами специалистов, что позволяло нам раскрыть проблематику с разных сторон. Проведен анализ образовательной работы с детьми, взаимодействия с родителями. Вся проделанная работа позволяет корректировать образовательный процесс в целом, учитывать современные требования, повышать профессиональную компетентность.
Проект решения педагогического совета:
1. Продолжать работу по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Сроки исполнения: _____________________
Ответственные: ___________________________________________
2. Планировать в образовательном процессе игры, способствующие сохранению и укреплению физического и психического здоровья.
Сроки исполнения: _____________________
Ответственные: ___________________________________________
3. Планировать эффективные формы с родителями по формированию у детей навыков здорового образа жизни.
Сроки исполнения: _____________________
Ответственные: ___________________________________________
4. Пополнить спортивные уголки в группах и физкультурном зале пособиями для физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Сроки исполнения: _____________________
Ответственные: ___________________________________________
Газета для педагогов Приложение № 1
«Я здоровым быть могу – сам себе я помогу»
Содержание.
1. Здоровье педагога.
2. Советы педагогам.
3. Упражнения для снятия стресса.
4. Самомассаж на работе – снимаем усталость и напряжение.
5. Пословицы о здоровье.
6. О здоровье с юмором.
1. Здоровье педагога.
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса. Статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания нервной системы, костно-мышечной, сердечно-сосудистые заболевания.
По показателям, 54 % педагогов имеют нарушения массы тела, 70 % – нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:
· после 10 лет работы – более 35 % педагогов;
· после 15 лет стажа – 40 %;
· после 20 лет – более 50 % педагогов.
Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:
· миопия (близорукость);
· ларингит;
· синдром хронической усталости;
· гиподинамия;
· остеохондроз.
Причинами заболеваний являются:
· отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
· сниженная двигательная активность; эмоциональное перенапряжение;
· большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
· отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
· использование авторитарного стиля руководства.
2. Советы педагогам.
– Смейтесь хотя бы 10 минут в день, тогда ваш сон станет спокойным, бодрствование – рассудительным и энергичным, а риск инфаркта снизится на 50 %.
– Ежедневно съедайте 30 граммов рыбы – это снижает уровень холестерина в крови и способствует профилактике болезней сердца и кровеносных сосудов.
– Не подавляйте в себе негативные эмоции, вы рискуете приобрести невроз или какую-нибудь болезнь.
– Больше ходите пешком.
– Если любите петь, то делайте это каждый день.
– Бойтесь попасть в плен к врачам.
– Живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не сожалейте о прошлом и не беспокойтесь о том, что будет завтра.
– Думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, ибо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем».
– Не держите злобу на своих оппонентов. «Ни минуты не думать о людях, которых мы не любим».
– Считайте свои удачи, а не несчастья.
– Старайтесь приносить радость другим, так как, делая добро окружающим, вы делаете его прежде всего самому себе.
– Активно ищите способы превращения минусов в плюсы.
– Отдыхайте до того, как пришло чувство усталости.
– Умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение.
– Не задерживайте внимание на недостатках других.
– Профилактикой от стресса является чувство юмора.
– Помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.
3. Упражнения для снятия стресса.
1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
2. Крепко зажмурьтесь, напрягая веки на 10 секунд, затем расслабьте, тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьте. Повторите быстрее.
6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте. Повторите быстрее.
7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте их. Повторите быстрее.
4. Самомассаж на работе, снимаем стресс и напряжение.
На работе мы постоянно испытываем дефицит времени и находимся в напряжении. Как быстро освободиться от накопившейся усталости, зарядиться энергией на работе? Вам поможет знание простейших упражнений для самомассажа.
1. Быстро потрите пальцем по ладони – 5 секунд.
2. Теперь быстро потрите разогретыми руками щеки вверх-вниз – 5 секунд.
3. Часто постучите барабанной дробью по макушке головы – 5 секунд.
4. Сожмите руки в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья – 3 раза.
5. Найдите на шее пульсацию сонной артерии, осторожно нажмите на артерию, сосчитайте до 5. Освободите. Дышите глубже. Снова нажмите и перейдите на другую сторону.
6. Большим пальцем нащупайте впадину в основании черепа. Нажмите, сосчитав до 3, отпустите. Повторите 3 раза.
7. Массаж рефлекторных зон ног:
– сожмите кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли;
– плотно захватите большим и указательным пальцами рук ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите. Повторите 3 раза на каждой ноге;
– быстро потрите верх ступни рукой (или, что более удобно, пяткой другой ноги).
8. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха (если у Вас нет варикозного расширения вен).
Если Вы чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота – цель достигнута: всего за одну минуту Вы включили основные системы организма на полные обороты.
5. Пословицы о здоровье.
· Больной – лечись, а здоровый – болезни берегись.
· Больной себе поможет – врач скорее вылечит.
· Больному и золотая кровать не поможет.
· Двигайся больше – проживешь дольше.
· Держи голову в холоде, живот – в голоде, а ноги – в тепле.
· Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.
· Здоровье дороже золота.
· Здоровье и счастье не живут друг без друга.
· Беспричинная усталость – предвестник болезни.
· Бог дал жизнь, Бог даст и здоровье.
· Здоровье не купишь – его разум дарит.
6. О здоровье с юмором.
· Здоровье – это единственное благо, которое каждый отнимает у себя сам.
· Как правило, здоровый образ жизни обретается вместе с болезнями.
· Что бы ни наболело у начальника, принимать таблетки придется подчиненным.
· Если каждую нервную клетку оценить в доллар, то меня только что лишили состояния!
· Пациент так быстро пошел на поправку, что стало больно смотреть на врача.
Приложение 2
Музыкотерапия в детском саду
Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее (кто классическую, кто народную, кто современную), петь, танцевать, иногда даже просто насвистывать. Но, наверное, мало кто из нас задумывается о ее пользе. А ведь с давних времен известно, что музыка оказывает умственный и физический эффект на любой организм.
Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.
«Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому Мyдpецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни» (Аpмстpонг «Кельтские поэты»). Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку. Тайну музыки знали и древние египтяне. Большинство древних египтян кyльтивиpовало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух.
В эпоху Средневековья метод музыкотерапии применялся для лечения эпидемии болезни – так называемой пляски Святого Витта. Тогда же в Италии получило широкое распространение лечение музыкой тарентизма (тяжелого психического заболевания, вызванного укусом ядовитого паука – тарантула).
Первые попытки научного объяснения этого феномена относятся к XVII в., а широкие экспериментальные исследования – к XIX в. Большое значение музыке в системе лечения психически больных придавали С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев и другие известные русские ученые.
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Выделяют 4 основных направления лечебного действия музыкотерапии:
· эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
· развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);
· регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
· повышение эстетических потребностей.
Музыка влияет на дыхание. Неторопливый темп музыкального произведения замедляет дыхание, делает его более глубоким. Быстрая и ритмичная пульсация танца подчиняет дыхание своему темпу, заставляя нас дышать чаще. То же и с сердцебиением: чем быстрее и громче музыка, тем быстрее бьется сердце; чем медленнее и тише – тем спокойнее ритм сердечных сокращений.
Музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно, сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибраций.
В Норвегии в середине 1980-х годов преподаватель Олав Скилле начал использовать музыку в качестве терапевтического средства при лечении детей с серьезными физическими и умственными недостатками. Он разработал так называемую «музыкальную ванну» – специальную среду, где дети, как в воду, погружались в звук. Ученый сделал вывод, что современные оркестровки, народная, классическая и популярная музыка могут снижать мышечную напряженность и успокаивать детей. Метод Скилле, который получил название «виброакустическая терапия», был использован во многих странах Европы. При исследовании пациентов, страдающих от сильных судорог, исследователи обнаружили, что виброакустические упражнения способствовали большей подвижности спины, рук, бедер и ног пациентов. Как правило, музыка на низких частотах – между 40 и 66 герцами – вызывает резонанс в нижнем отделе спины, бедрах и конечностях. По мере повышения частоты музыкального фрагмента эффекты начинают сильнее ощущаться в верхней части тела (груди, шее и голове).
Музыка влияет на температуру тела. Резкий скрип двери, завывания ветра и звуки выстрелов могут вызвать испуг. Голливудские фильмы ужасов используют эти эффекты, усиливают их раздражающей диссонансной музыкой в сценах неопределенности, опасности и насилия, которые появляются на экране.
Музыка влияет на температуру нашего тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру тела на несколько градусов, в то время как мягкая музыка со слабовыраженными ритмами способна снизить ее. По словам И. Стравинского, «…ударные и басы… действуют как система центрального отопления». В холодный зимний день теплая музыка (особенно с сильным ритмом) помогает согреться, в то время в летнюю жару абстрактная отвлеченная музыка может «охладить» нас.
Кто может избежать стресса? Возможно, тот, кто будет регулярно слушать спокойную, расслабляющую музыку. Такие звуки регулируют выделение гормонов, снижающих стресс. Поэтому педагогам, постоянно находящимся в напряжении, просто необходимо уделять пару минут слушанию приятных мелодий.
Музыка может улучшать память и обучаемость. Использование произведений средневековых композиторов в качестве фона на занятиях помогает детям концентрироваться, лучше воспринимать новый учебный материал, запоминать стихи. Лозанов обнаружил, что «музыка барокко приводит мозг в состояние гармонии. В частности, она дает эмоциональный ключ к суперпамяти: открывает лимбическую систему мозга. Эта система не только обрабатывает эмоции, но и является соединительным звеном между сознательным и подсознательным отделами мозга». В книге «Ускоренное обучение с музыкой: руководство для учителя» Т. Уайлер и У. Дуглас говорят: «Музыка – это ускоренное шоссе к памяти».
У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Нас окружает огромное количество различных жанров, стилей, направлений. Как же разобраться в этом обилии музыкального материала, выделить наиболее полезное для собственного организма?
Музыкальные произведения
Влияние музыки на организм человека
Григорианские песнопения
Снижают стресс, расслабляют и успокаивают
Маршевая музыка
Повышает мышечную работоспособность
Произведения В. Моцарта и Й. Гайдна
Улучшаются память, внимание, создается благоприятная атмосфера, поднимается настроение
Музыка композиторов-романтиков (Р. Шуман, Ф. Шо-пен, Ф. Лист, Ф. Шуберт)
Активизирует чувство любви, страсти, увлеченности
«Юморески» А. Дворжака и Дж. Гершвина, «Весенняя песня» Ф. Мендельсона
Помогают при мигрени
Симфоническая музыка русских композиторов XIX века (П. Чайковский, М. Глинка)
Воздействует на сердце. Струнные инструменты, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания
Вокальная музыка
Влияет на весь организм, но больше всего на горло
Музыка композиторов-импрессионистов (К. Дебюсси, М. Равель)
Вызывает приятные образы, как в сновидениях, пробуждает творческие импульсы. Хорошо сочетается с упражнениями на растягивание мышц
Танцевальные ритмы
Поднимают настроение, вдохновляют, рассеивают печаль, обостряют чувство радости, повышают коммуникабельность человека
Рок-музыка
Стимулирует двигательную активность, ослабляет боль; вместе с тем создает напряжение, может вызвать стресс
М. Лазарев, врач-педиатр, директор детского центра восстановительного лечения, изучил влияние музыки на беременных женщин. Классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода. Исследования центра под руководством М. Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм: костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Слушая отдельные музыкальные произведения, беременные женщины излечиваются от сердечно-сосудистых заболеваний, различных нервных расстройств, то же самое происходит и с плодом. Особенно рекомендуется слушать будущим мамам произведения В. Моцарта.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную, мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Ведь каждый день ребенку наносится пусть незаметная, но травма – ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОО должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом – детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.
Элементы музыкотерапии используются на музыкальных и логоритмических занятиях. Цель занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.
Музыкотерапия на занятиях включает прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности. Педагогам следует придерживаться следующих правил:
1) использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;
2) лучше слушать музыкальные пьесы, которые знакомы детям;
3) продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Следующим моментом, заслуживающим внимание педагогов, является методика музыкально-рефлекторного пробуждения малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя: «Подъем!» Последний вариант подъема малышей наносит определенную психическую травму ребенку, особенно замедленного типа нервной системы. Для пробуждения надо использовать тихую, нежную, легкую, радостную музыку. Десятиминутная композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малыши будут легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.
Однако следует помнить, что музыкотерапия противопоказана:
· детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма;
· больным отитом;
· детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление;
· младенцам с предрасположенностью к судорогам.
Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
Педагогам детских садов просто необходимо более широко использовать в своей работе те огромные положительные потенциальные возможности, которые заключает в себе музыка.
Справка по организации
оздоровительной работы в детском саду ___________
от ______________________________
Проверку осуществлял ____________________________________
Цель проверки: оценить условия, созданные для проведения оздоровительной работы в группах, систематичность и качество проводимых мероприятий по формированию здорового образа жизни дошкольников.
В ходе контроля изучались следующие направления работы:
1. Систематичность проведения здоровьесберегающих мероприятий с учетом реализации образовательной области «Физическое развитие».
2. Выполнение требований к структуре и содержанию прогулки (выход детей на прогулку, проведение подвижных, спортивных, динамических игр), их рациональность в режиме дня с учетом температуры воздуха, специфики образовательной деятельности.
3. Эффективность физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
В ходе проверки установлено следующее:
Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с реализуемой основной общеобразовательной программой ___________________________________________, дополнительными программами _______________________________________________________
___________________________________________________________.
Во время проведения контроля выявлено, что в детском саду созданы необходимые условия для оздоровления детей дошкольного возраста:
– Все помещения соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, которые поддерживаются в удовлетворительном состоянии.
– Регулярно проходит медицинский осмотр, ведется ежедневный контроль за здоровьем детей.
– Все дети перед поступлением в детский сад проходят углубленный медицинский осмотр, на них заводятся медицинские карты, которые хранятся в детском саду.
– Со всеми воспитателями и обслуживающим персоналом периодически проводятся инструктажи по соблюдению правил безопасности во всех режимных моментах.
– В целях пропаганды здорового образа жизни детский сад работает по парциальной программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
– Ежедневно воспитатели проводят беседы по здоровьесбережению и безопасному поведению детей.
– Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:
1. Утренняя гимнастика (ежедневно в течение года).
2. Гимнастика после сна (ежедневно в течение года).
3. Дыхательная гимнастика: ст. группа (2 раза в неделю).
4. Точечный массаж: ст. гр. (в период подъема ОРЗ).
5. Физкультурные занятия (3 раза в неделю).
6. Витаминизация: соки, напитки, витамины (ежедневно).
7. Профилактика плоскостопия (ежедневно).
8. Профилактика осанки детей (ежедневно).
9. Физкультминутки (ежедневно).
10. Подвижные игры (ежедневно).
11. Прогулки (ежедневно).
12. Проводится работа с родителями по профилактике оздоровительных мероприятий в течение года.
– Основной формой организованной двигательной активности являются непосредственная образовательная деятельность по физической культуре. Два занятия проводят в помещении, одно – на прогулке. Формы проведения НОД самые разнообразные: игровые, сюжетные и т. д.
– В каждой приемной комнате оформлен уголок для родителей воспитанников в рамках санитарно-просветительской деятельности: советы медицинской сестры, воспитателя, логопеда.
– В каждой группе создана предметная развивающая среда: спортивный уголок, сухой бассейн, мягкие модули, нетрадиционное оборудование.
– В детском саду имеется спортивный зал.
– Дети получают сбалансированное питание.
Обязательно проводится витаминизация 3 блюд, используются в питании фитонциды.
Исходя из вышеизложенного предложено:
1. Инструктору по физической культуре ________________ проводить все спортивные мероприятия согласно составленной циклограмме по проведению оздоровительных мероприятий.
2. Воспитателям _____________________________________ решить вопрос с изготовлением оборудования, всем воспитателям изготовить нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия: коробка с крышками от 1,5-литровых бутылок.
3. Медицинской сестре ______________ взять на контроль проведение закаливающих мероприятий и выполнение гимнастики после сна, потому что не все воспитатели выполняют гимнастику с детьми в спальне (если соответствует тепловой режим).
4. Проводить Неделю здоровья – как форму активного отдыха детей, когда режим дня наполняется различными играми и упражнениями, увеличивается время пребывания на свежем воздухе в холодное время года.
В течение этой недели особое внимание должно уделяться формированию у ребенка элементарных представлений об особенностях строения и функционирования своего тела, психологической готовности к активной оздоровительной деятельности.
5. При организации активного отдыха с целью повышения эмоционального фона рекомендуется красочное оформление физкультурного зала, групповой комнаты, в соответствии с содержанием мероприятий, а также использование музыкального сопровождения и соблюдение определенных моментов (приветствие команд, зрителей, вручение наград).
6. Ежедневно проводить прогулку с детьми (если соответствует тепловой режим).
По итогам контроля комиссия рекомендует:
1. Инструктору по физической культуре _________________ составить циклограмму по проведению оздоровительных мероприятий.
Срок: __________________
2. Разработать план проведения Недели спорта (здоровья).
Срок: __________________
Ответственные: ___________________________________________
3. Воспитателям изготовить нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия.
Срок: __________________
Ответственные: ___________________________________________
Справку подготовил: ______________________ Ф. И. О., должность
Дата составления:_______________________
Справка заслушана на педагогическом совете
протокол № _____ от ____________
Ознакомлены:_____________________________________________