Найти тему

#ПЕДСОВЕТ НА ТЕМУ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ"

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Задачи: обобщить знания педагогов о теоретических основах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, этапах, формах и методах работы; способствовать творческому поиску.

Форма проведения: клуб умных и находчивых.

Подготовительная работа:

1. Тематическая проверка работы воспитателей и ее оценка по патриотическому воспитанию дошкольников (Приложение 1).

2. Дискуссионные вопросы на тему «Патриотическое воспитание дошкольников» (Приложение 2).

План проведения педагогического совета.

I. Выступление заведующего ДОО о патриотическом воспитании дошкольников.

II. Анализ тематической проверки работы воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников и ее оценка. (Заместитель заведующего по ВР.)

III. Педагогические соревнования.

IV. Дискуссия на тему «Патриотическое воспитание дошкольников».

V. Презентация совместного проекта педагогов ДОО «Мой город».

VI. Принятие проекта решения педагогического совета.

Ход педсовета

I. Выступление заведующего ДОО.

Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач ДОО, поскольку патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

Патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно в жизни детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, близкими, сотрудниками ДОО.

Чувство родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он гуляет, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок! И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек.

Очень важны для воспитания патриотических чувств и исторические знания, необходимые для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к малой Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Каково же содержание проблемы?

Наиболее идеологически незащищенными в плане формирования патриотизма оказываются дошкольники. В силу возрастных особенностей их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться еще в древности. Педагогическая мысль на Руси Х–XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских. Важное место в народной педагогике России всегда занимали пословицы и поговорки.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачев.

Чтобы проводить патриотическую работу с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

Что же включают в себя «пути и средства патриотического воспитания русского человека»?

1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

2. Взгляды на патриотизм в летописях.

3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, своему народу, природе родного края, сказки о солдатской дружбе и т. д.

5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.

6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев.)

II. Анализ тематической проверки работы воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников и ее оценка. (Заместитель заведующего по ВР.)

Анализ работы проводится по критериям таблицы тематической проверки, в которой фиксируется уровень создания условий педагогами ДОО для формирования патриотического воспитания дошкольников (Приложение 1).

Таблица заполняется в ходе тематической проверки заместителем заведующего по воспитательной работе на каждого педагога ДОО, обобщается и анализируется.

III. Педагогические соревнования.

1) Вопросы участникам.

п/п

Вопросы 1-й команде

Вопросы 2-й команде

1

Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство.)

Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)

2

Официальная эмблема государства.
(Герб.)

Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство. (Семья.)

3

Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется
государственным суверенитетом.
(Страна.)

Что такое патриотизм? (Преданность и любовь к родине, к ее природе, культуре, народу.)

4

Кто основал Москву? (Князь Юрий Долгорукий, сын Великого князя Киевского Владимирова Всеволодовича Маномаха.)

Какой обычай существовал при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (Необходимо было снять шапку. Нарушителей наказывали, заставляя 50 раз поклониться башне.)

5

Почему Красная площадь так называется? («Красная» – красивая.)

Дата принятия Конституции РФ.
(12.12.1993.)

2) Задание: за 3 минуты назвать как можно больше пословиц о Родине.

· Золоту – старости нет, Родине – цены нет.

· Всякому мила своя сторона.

· Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

· Родина – мать, умей за нее постоять.

· Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

· Человек без Родины, что соловей без песни.

IV. Проведение дискуссии на тему «Патриотическое воспитание дошкольников».

Вопросы для дискуссии . ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

V. Презентация совместного проекта педагогов ДОО «Мой город».

VI. Проект решения педагогического совета.

1. Разработать конспекты занятий по ознакомлению детей с историей своего населенного пункта.

2. Разработать план совместных мероприятий родителей и детей к празднованию годовщины Великой Отечественной войны.

3. Создать для родителей рукописный журнал по проблеме патриотического воспитания.

Приложение 1

Тематическая проверка и оценка
работы воспитателей по патриотическому
воспитанию дошкольников

Критерии оценки

Ф. И. О. преподавателей

Создает условия для развития эмоционально положительного отношения к родному городу, культуре, традициям, символике, природе России

Предоставляет детям возможность осваивать предлагаемую в доступной форме информацию (художественная литература, иллюстрации, наглядные пособия, экскурсии и т. д.)

Создает условия для самостоятельной творческой деятельности дошкольников

Дает детям элементарные представления: об истории государства, истории быта народов России, традициях, народных праздниках, народной игрушке, истории ее возникновения

Знакомит с русским народным творчеством

Дает представления об историко-географических и природных компонентах: размерах страны и ее природных богатствах, природно-климатических зонах и условиях жизни людей в них

Формирует бережное отношение к природе

Рассказывает о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе (Земля – наш общий дом, а человек – часть природы)

Знакомит детей с символикой государства: флагами
(государственный, военно-морской, знамя Победы, и т. д.) и гербами (государственный, герб города, района), их назначением

Знакомит с историей родного города, его улицами, площадями, проспектами, достопримечательностями, зелеными зонами

Организует совместную деятельность детей и взрослых: игры, досуги и развлечения

Создает в группе соответствующую предметно-развивающую среду: дидактические игры, демонстрационный материал

Приложение 2

Дискуссионные вопросы на тему
«Патриотическое воспитание дошкольников»

1. Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

2. Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?

3. Обладаете ли вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей? Какими?

4. Считаете ли вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России? Каких именно?

5. Хорошо ли вы знаете народную культуру, традиции? Какие?

6. Достаточно ли у вас знаний о городе, в котором вы живете?

7. Позволяют ли вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

8. Можете ли вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?

9. Владеете ли вы соответствующими методиками и технологиями?

10. Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда: подобран иллюстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию? Какие?

11. Проводите ли вы досуги и развлечения по теме? Какие?

12. Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

Приложение 3

Проблема воспитания гражданина
(тезисы к докладу
)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016–2020 гг.». Вот что в ней сказано: «Патриотическое воспитание выступает основополагающим фактором укрепления российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, достижения российской идентичности населением страны, что определяет стратегию инновационного развития России. Идеалы, ценности и смыслы российского патриотизма составляют основу разработки современных моделей и механизмов формирования у современных поколений граждан России опыта служения Отечеству и, прежде всего, готовности к его защите».

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования проблему поиска средств и модернизации форм работы по воспитанию гражданственности в новых условиях.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь систематической работой, и эта работа должна проходить не только на специально организованных занятиях, но в основном вне их. На занятия же выносятся темы самые сложные, требующие объяснения, толкования.

Начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог должен сам хорошо знать этот город. Он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям (желательно рассказывать о своих любимых местах в городе с использованием иллюстраций, фотографий), особо выделить то, что характерно только для нашего города.

Условно работу по патриотическому воспитанию в ОО можно представить как работу в трех направлениях:

– с педагогами;

– с детьми;

– с родителями.

Только одновременная работа по всем трем направлениям даст положительный результат.

Проблема нравственно-патриотического воспитания актуальна для нашего детского сада и является одной из основных проблем, над которыми работают педагоги и представители всех социальных институтов нашего города. Проблеме нравственного воспитания дошкольников придавалось большое значение и при реализации раздела «Дошкольник входит в мир социальных отношений» программы «Детство».

В течение года в нашем ДОО проводилась работа по патриотическому воспитанию детей.

С этой целью проводились семинары и консультации для педагогов, организовывались: лекторий для родителей, родительские собрания, мемориальные акции, экскурсии по памятным местам города, конкурсы детского рисунка, смотр стенных газет и макетов, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, Сталинградской битвы, детьми военного Сталинграда.

Коллектив детского сада, дети и родители активно участвовали в мероприятиях, проводимых в районе и городе, в конкурсе на лучшую постановку работы по патриотическому воспитанию в ОО района.

Проблема эта остается актуальной и на перспективу.