Тротуарная плитка – это доступный и популярный материал для мощения. В настоящее время это не предмет роскоши, а доступный способ благоустройства. Тротуарной плитке свойственны эстетичность, практичность, прочность. К тому же существует богатое разнообразие, позволяющее выбрать вариант на свой вкус и финансовые возможности. Изделия этого типа универсальны. Повсеместно можно встретить парковки, тропинки и площадки из тротуарной плитки.
❗️Хотите больше полезных советов? Ставьте лайки и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы ничего не пропустить! В конце статьи ПРОМОКОД.
Виды тротуарной плитки
Производство тротуарной плитки регламентируется ГОСТ 17608-2017. Она может быть:
✅1. вибропрессованная;
✅2. вибролитая;
✅3. полимерпесчаная плитка.
Также в отдельную группу выделяется гранитная брусчатка, изготовленная из цельного камня. Ее тоже считают тротуарной плиткой. Она может быть колотая, колото-пиленая и пиленая.
В группу премиальных материалов входит клинкер для улицы, но в наших широтах такой плиткой пользуются довольно редко.
Плитка может иметь разную форму: квадратная, прямоугольная, шестиугольная, катушка, чешуя, ригель, волна и т.д. Брусчатка является классической тротуарной плиткой, как правило, прямоугольной, реже квадратной формы.
Производители выпускают изделия в широкой цветовой палитре. При этом окрашивание может быть поверхностным или полнотелым. В первом случае окрашена только верхняя лицевая поверхность. Полнотелое окрашивание подразумевает наличие цвета по всей толще плитки.
Размеры отдельных плиток могут варьироваться, но различают:
✅1. крупноформатную;
✅2. мелкую;
✅3. среднюю.
На крупноформатной и среднеформатной плитке может быть нанесен рисунок (тучка, паутинка, кирпич и т.д.). Производители четко определяют толщину плитки в зависимости от планируемой нагрузки на покрытие. Для дорожек и тротуаров предназначена плитка тротуарная толщиной 4 см. Универсальный вариант – плитка толщиной 6 см. Обустройство парковки и мощение в местах движения легкового автотранспорта осуществляется тротуарной плиткой толщиной 8 см. Изделия толщиной 10 см используются для дорог и стоянки грузового транспорта.
Наибольшей популярностью пользуется мелкоформатная плитка типа брусчатка и различная фигурная плитка.
Материалы и инструменты
Укладка плитки подразумевает использование следующих материалов:
✅1. геоткань;
✅2. песок;
✅3. щебень (желательно двух фракций);
✅4. ЦПС – цементно-песчаная смесь;
✅5. бортовой камень, бордюр или пластиковый уголок;
✅6. непосредственно сама плитка.
Также возможен монтаж плитки на жесткое основание, которое представляет собой армированный железобетон. Этот слой может присутствовать в «пироге» между щебнем и гарцовкой.
Для работы с плиткой потребуются следующие инструменты и оборудование:
✅1. болгарка с алмазным диском для распиловки отдельных плиток;
✅2. тачки и лопаты для перемещения сыпучих материалов;
✅3. маяки – металлическая профильная труба;
✅4. киянка – резиновый молоток для уплотнения отдельных элементов;
✅5. виброплита с резиновой накладкой для уплотнения слоев.
Укладка плитки производится вручную. В целом можно на даче выполнить мощение тротуарной плиткой своими руками, взяв виброплиту в аренду. Однако профессионалы сделают все намного быстрее и точнее. К тому же это залог соблюдения технологии и отсутствия ошибок.
❗️Хотите больше полезных советов? Ставьте лайки и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы ничего не пропустить!
Пошаговая технология укладки тротуарной плитки
Работы осуществляются в соответствии с СП 82.13330.2016.
Мощение тротуарной плиткой, как и любой другой процесс благоустройства, подразумевает подготовку. Она включает доставку всех необходимых материалов и оборудования на участок и проектирование.
При проектировании нужно учесть уклон, наличие ступеней. Важно позаботиться о дренаже, ливневой системе, если это необходимо. В зависимости от конкретных условий и параметров подбирается оптимальная глубина корыта под будущее мощение.
Подготовка места
Для начала необходимо произвести разметку. Для этого по периметру вбиваются колышки и натягивается шнурка. При этом учитываются высотные отметки. Далее выкапывается корыто под будущее мощение. Имейте в виду мягкого грунта будет по итогу на 30% больше и если это суглинки или глина, то их желательно вывезти с участка. На слой грунта укладывается геоткань. С этого начинается подготовка основания.
Выравнивающий слой
Следующий слой – выравнивающий. Он представляет собой уплотненный песок. Толщина слоя варьируется от 10 до 15 см. Желательно сразу задавать нужный уклон в ту или иную сторону, предусмотренную проектом.
Дренирующий слой
На песчаную подушку укладывается слой щебня. Рекомендуется использовать две фракции щебня, чтобы применить метод расклинцовки: 5 см щебня фракции 20-40 и 5 см мелкого фракции 5-20. Этот слой также будет играть несущую функцию. Если возможности использовать щебень двух фракций нет, то используется одна – 5-20. Для работ лучше выбирать материал высокой плотности. В идеале это должен быть гранит. С целью экономии допускается использование гравийного щебня. Нельзя обустраивать основание с использованием доломитового или вторичного щебня.
Прежде чем положить тротуарную плитку выполняется контрольная проверка каждого слоя на соответствие всем высотным отметкам. Замеры проводят, когда будет завершена тщательная трамбовка основания.
Установка бортового камня
Существуют варианты мощения плиткой и без бортового камня. В последнее время часто используется специальная пластиковая планка, которая стоит дешевле и монтируется скрытно. Но стандартное и наиболее популярное решение – использование бордюра.
Бортовой камень устанавливается на бетон марки М200-М300, который чаще всего приготавливается на месте по пропорции 1х3х2 (цемент, песок, мелкий щебень). При этом нужно, чтобы бортовой камень встал ровно по уровню, направлению и высоте в соответствии с проектом.
Ширина дорожки в проектах может указываться как с учетом бордюра, так и без него. Второй вариант встречается чаще, так как позволяет точно рассчитать расход плитки. Таким образом, если вы планируете дорожку шириной 1 м, то по факту это будет 1 м тротуарной плитки плюс два бордюра.
Есть небольшие хитрости, которые позволят облегчить работу с плиткой и сделать мощение более цельным и эстетичным. Нужно установить бортовой камень таким образом, чтобы он не только повторял проектную геометрию, но и внутри пространства, ограниченного бордюрами, помещалось ровное количество плиток. Это позволит избежать лишних распилов материала или неровных швов. При этом следует учитывать погрешности в размерах, свойственные плитке. Для этого каменщики делают выборку из разных партий и осуществляют раскладку. К примеру, заказчик хочет дорожку шириной 1 м. Но по факту, сделав раскладку, каменщики видят, что плитка ложится в среднем шириной не 1 м, а 98 см. Именно с учетом этой величины устанавливается бортовой камень, чтобы не было неэстетичных щелей и число подрезов при укладке было меньше.
Так как бортовой камень устанавливается на обойму из бетона, то ему нужны минимум сутки, чтобы схватиться.
ЦПС
На подготовленное уплотненное основание, ограниченное бортовыми камнями, укладываются маяки. Обычно это профильная труба. Укладку осуществляют на цементно-песчаную смесь. ЦПС может быть приготовлена вручную на месте в соответствии с определенными пропорциями песка и цемента, но специалисты рекомендуют пользоваться готовой сухой смесью заводского изготовления. Готовая ЦПС более равномерная и лучше уплотняется.
Чаще всего толщина слоя ЦПС составляет 4 см. Таким образом маяки также должны иметь толщину 4 см – профильная труба 40х40. По этим лежащим маякам осуществляется отсыпка и трамбовка ЦПС. Процесс выравнивания и уплотнения повторяется несколько раз, пока не будет достигнуто значение отклонения не более 3 мм.
Укладка плитки
Маяки вынимаются и на их место досыпается слой ЦПС. На уплотненный и выровненный слой раскладывается плитка в соответствии с выбранным рисунком. При необходимости плитка может обрезаться при помощи болгарки, чтобы мощение было монолитным и однородным. Если мощение сложное, то проект всегда должен предполагать лист, где указан порядок и процесс укладки.
Уплотнение
После монтажа плитка должна быть тщательно уплотнена. Делать это лучше виброплитой с накладкой - специальный демпфирующий слой резины, который защищает плитку от повреждения. Уплотнение выполняют в 3-5 проходов. Количество определяет мастер на основании своего опыта. Как правило, заводской ЦПС садится быстрее, вполне достаточным бывает 2-х проходов.
Пролив
Завершив укладку, плитку проливают водой. Это мероприятие позволяет зафиксировать слой ЦПС. Многие считают, что ЦПС из-за воды превращается в своеобразный клей, который жестко фиксирует плитку. Это заблуждение!
На самом деле ЦПС – это финишный выравнивающий слой. А проливание позволяет превратить смесь в однородную массу с одинаковой структурой, чтобы избежать в будущем неравномерного вымывания песка под плиткой, проседания и прочих негативных последствий.
Заполнение швов между плитками
Швы заполняются просеянным речным песком. Он насыпается поверх тротуарной плитки. При помощи жесткой щетки сухой песок распределяется. После плитку проливают водой, что песок в швах хорошо просел. Далее операция повторяется столько раз, сколько это потребуется.
Со временем песок может просесть. Поэтому спустя неделю или после дождя процедуру заполнения швов можно повторить.
Ошибки при укладке плитки
Одной из ошибок укладки тротуарной плитки является неправильная работа с ней на жестком бетонном основании. В таком случае плитка все равно должна укладываться на слой гарцовки. Нельзя использовать клеевые составы, тем более бетон. В наших условиях это решение практически всегда приводит к негативным последствиям: пучение, трещины и т.д. Есть случае использование дорогостоящих специальных клеевых составов. Как правило, они применяются с не менее дорогой клинкерной плиткой. В таких случаях швы заполняются специальными затирками и мощение в целом обходится очень дорого.
Наиболее целесообразное решение – укладка тротуарной плитки на ЦПС. При этом желательно, чтобы все работы выполняли специалисты под ключ. Во-первых, это экономит время – мощение будет сделано максимально быстро. Во-вторых, вы соблюдаете требования технологии укладки. В-третьих, вы защищаете себя от некачественных материалов. Это правильная экономия, которая гарантированно даст качественный результат!
Назовите промокод "ДЗЕН" и получите бесплатный выезд инженера на участок!
+7 (499) 955-39-38
Смотрите нас на Youtube, Вконтакте, Одноклассники
💙💚🤎Землечист — не только блог на Дзене, но и команда профессионалов, которая выполняет полный комплекс услуг по благоустройству загородных участков в Москве и Московской области.
Столкнулись с проблемой, или ищите новые идеи, получите бесплатно консультацию эксперта удобным для Вас способом:
Наши контакты
Сайт: https://землечист.рф
Телефон: +7 (499) 955-39-38
Whatsapp: https://wa.me/79685964151
Telegram: https://t.me/Zemlechat_bot
Еще статьи и видео по теме: