Я пошла в школу в девяносто седьмом. Школа эта была обычная, средняя общеобразовательная. К статусу гимназии или лицея она не стремилась, и все там было простенько, по-домашнему. Никакой школьной формы, понятное дело, тоже не было. На первое сентября девочки приходили в юбочках и блузочках, мальчики - в костюмчиках; этот наряд надевался еще раз за учебный год, на последний звонок, в остальное же время каждый носил то, что хотел.
Помню, как мы с мамой в августе закупались к школе – конечно же, на рынке: блузка и юбка, которые я заранее терпеть не могла; новые джинсы, потому что из старых я выросла; пара футболок, тонкий свитерок и свитерок потеплее; спортивная форма и кеды к ней; пара туфелек… У меня есть фотоальбом, по которому можно отследить изменения моих вкусовых предпочтений. Например, во втором классе у меня был шикарный фиолетовый свитер с Томом и Джерри! В пятом классе, ровно на границе тысячелетия, в моду вошли чокеры из плетенной черной проволоки – вы их помните? – и джинсовые комбинезоны. В шестом классе все девочки поголовно носили заколки-бабочки на пружинках! Такие носила героиня Лина из сериала «Дикий ангел», за что ее прозвали бабочкой… В седьмом классе, аккурат в тринадцать, меня нагнал переходный возраст; я жаждала носить лишь черную одежду, но у мамы были на этот счет свои мысли, ведь она была уверена, что мне идет только голубой цвет…
Начиная с восьмого класса я не могла носить джинсы без ремня, потому что их низкая талия все время норовила оголить моё попэ, а мне в четырнадцать лет как-то этого не хотелось. Две тысячи пятый – здравствуй, танкетка! В девятом классе я уломала маму купить мне на выпускной совершенно потрясающие замшевые бордовые мюли – хотя тогда я называла их сабо – с острым носом на высоченной танкетке! Ходить в них было абсолютно невозможно, но выглядело это чертовски эффектно.
И тут грянул гром. Школьная администрация выкатила заявление о том, что у нас теперь будет форма. Родители выпускников учинили скандал – зачем, мол, нам покупать целый костюм, который будет носиться всего год? В результате от старших классов отстали. Нам было разрешено носить любой темный низ и светлый верх без рисунков, узоров, вырезов, дыр и вышивки на штанах – не забывайте, что на дворе была середина нулевых, и практически вся одежда была в дырах и узорах. А вот ученики младших классов должны были ходить в костюмах аля пиджак-юбка-брюки.
Моя младшая сестра всю школу отходила в блузке и юбке. Когда я спрашивала у нее, как она относится к форме, сестра ответила, что абсолютно нормально. Что в семь лет, что в семнадцать форма не вызывала у нее отторжения, она просто привыкла к ней. У меня же в семнадцать лет сама мысль о том, что я буду носить форму, вызывал лишь негатив. И не только у меня. Все мои одноклассники изворачивались как могли. Носили майки с узорами, а когда мимо шел завуч, накидывали однотонный свитер. Кололи уши. Красили волосы - вроде никто не запрещал, да и макияж девочкам не смывали. Носили джинсы несмотря на запрет носить джинсы. Учителя смирились - нет дырок, и ладно. Я просто купила черные джинсы; правда, талия у них была вышита бирюзовыми паетками, но я просто натягивала майку пониже, проходя мимо особо въедливых блюстителей порядке. Если учителя думали, что форма научит нас дисциплинированности, то они просчитались: я и мои ровесники благодаря форме научились лишь изворотливости и маскировке.
Из всего этого можно сделать простой вывод: тот, кто носил фиолетовый свитер с Томом и Джерри и заколки-бабочки, вряд ли захочет переодеться в белую блузку с черной юбкой! Конечно, можно много рассуждать о том, что с формой жизнь становится проще, но я не уверена в этом. Далеко не всем идет классическая одежда – говорю это как человек, которому приходилось в свое время носить форму на работе, которая кому-то шла, а на кого-то в ней было просто жалко смотреть.
К тому же обычная хлопковая футболка дешевле и куда практичнее белой блузки, разве нет? Среднестатистический школьник уделает новую рубашку в короткие сроки; прибавьте к этому необходимость отстирывать с белых рукавов протекшую ручку, брызги краски, я уже молчу про глажку мятой после стирки рубашки… О какой практичности может идти речь?
Слышала я также и мнение о том, что форма может позволить избежать булинга тех, кто не может позволить себе хорошую одежду. Да, возможно, такой подход может сработать – но лишь при условии, что форма в конкретной школе будет универсальной, то есть одинаковой у всех! Если же каждый из учеников покупает то, что хочет, лишь бы темный низ и светлый верх, то о каком равенстве может идти речь? Что мешает захейтить ученицу в дешевенькой блузке или ученика с туфлях от старшего брата? Если в классе сложилась настолько негативная обстановка, что имеет место булинг по принципу внешнего вида, то введение ограничений по форме явно не тот метод, которым нужно решать такую проблему.
И в заключение о тех, кто умиляется при виде школьников в белых рубашечках. «Сразу видно, ученик идет!» – восклицают они обычно. Так вот, господа любители порядка во всем, форма в принципе имеет смысл только в том случае, если она универсальна для учебного заведения. Например, школа номер один имеет формой костюмчик из темно-синей ткани и белых рубашек, а школа номер два - серые костюмы с голубыми рубашками… Когда же ученики в рамках одной школы одеты кто во что горазд, это вовсе не выглядит гармонично – это просто разнопестрый балаган!
Конечно, вышеизложенный крик души – всего лишь мое личное мнение. Огромное количество людей вовсе не против формы, и их вкусы тоже стоит уважать. Но ровно столько же людей форму не любят, и я в их числе.
А вы на чьей стороне?