Улица Марата, одна из скромных артерий Петербурга, окутана неброской изысканностью. В прошлой статье мы рассказывали вам об истории самой улицы, о том какой она была в разные времена. Каждый дом на этой улице - либо архитектурный памятник, либо пристанище знаменитых исторических фигур. Ниже, мы хотим рассказать вам о некоторых зданиях, которые понравились и заинтересовали нас самих.
Особняк Радищева
В 1775 году, Радищев обосновался в доме, принадлежавшем его тестю Рубановскому. Этот дом, который сейчас находится на улице Марата, 14, был впоследствии перестроен несколько раз. Архитекторы, такие как К. К. Андерсон, А. Е. Соколов и И. С. Богомолов, придали ему современный облик. Жена Радищева, Анна Васильевна, была племянницей его друга Александра Рубановского, с которым он учился в лейпцигском университете. Земельный участок Рубановских был обширным, простиравшимся от Грязной улицы практически до Лиговки. Сегодня сохранились лишь фрагменты флигеля, где сейчас находится ЖЭК.
В начале 1780-х годов Радищев построил собственный двухэтажный каменный дом с видом на Грязную улицу. Во дворе этого дома находился фруктовый сад и даже небольшой пруд (сейчас на месте Пушкинской улицы). Этот дом стал местом рождения детей Радищева. В его стенах гостили такие личности, как Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков и А. М. Кутузов. Здесь же были созданы такие произведения, как "Житие Фёдора Васильевича Ушакова", "Письмо к другу...", ода "Вольность", содержащая угрозы в адрес царей, и, конечно же, книга "Путешествие из Петербурга в Москву". Работая над ней в период с 1780 года в течение десяти лет, Радищев напечатал её на собственной типографии (наборщик Е. Богомолов, печатник Путный и другие) в мае 1790 года без указания авторства. Тем не менее, вскоре его авторство было раскрыто, и Александра Николаевича арестовали на его даче на Петровском острове (набережная реки Ждановки), которая к сожалению, не сохранилась. Радищева отправили в Петропавловскую крепость, а затем в Илимский острог в Сибири.
Доходный дом Николаевской единоверческой церкви
Церковные организации также занимались возведением прибыльных домов на своих владениях, как и училища. На перекрестке улицы Марата и Кузнечного переулка в Петербурге можно было увидеть Николаевскую церковь (ныне музей Арктики и Антарктиды), построенную в стиле классицизма в 1838 году, и рядом с этим храмом огромный дом, который был построен в 1902 году. Этот дом был создан для старообрядцев и является одним из ранних проектов архитектора Ивана Петровича Володихина. Этот дом в стиле модерн имел пять этажей с мансардами и обилием декоративных элементов на фасаде. Кроме квартиросъемщиков, в доме раньше жили и духовные лица, включая настоятеля Никольской церкви Симеона Шлеева, который позже погиб в эпоху Гражданской войны от рук бандитов. В то время многие священнослужители оставались здесь даже после русской революции, но к концу 1931 года храм был закрыт, а все проживающие были сосланы в лагери ГУЛАГа.
Сейчас уже ничего не осталось в этом доме, напоминающего о его прошлом как пристанище старообрядцев.
Николаевская единоверческая церковь, а точнее музей Арктики и Антарктиды
Архитектор позднего ампира А. И. Мельников разработал проект здания, в котором была осуществлена закладка храма 20 августа 1820 года. Строительство храма заняло 18 лет из-за недостатка финансовых средств. В 1910 году возникла мысль превратить церковь в единоверческий собор, поскольку тогда в Петрограде насчитывалось несколько тысяч единоверцев, а настоятелем церкви был протоиерей Симеон Шлеёв, а старостой - профессор Алексей Ухтомский.
Приход в 1927 году влился в иосифлянское движение, а затем храм был закрыт в 1931 году по причине обнаружения ОГПУ замурованных в стенах ценностей. В результате приход церкви попал в ГУЛАГ, а все храмы этого направления в Ленинграде были снесены, так что православные единоверцы проводили тайные богослужения в частных квартирах.
В 1934 году после реконструкции здание церкви было преобразовано в Музей Арктики, который впоследствии получил новое название – Музей Арктики и Антарктики.
Наконец, в 1992 году начался процесс возвращения церкви единоверческим верующим. Сначала была возвращена южная часовня, а затем в 2013 году городские власти передали помещения приходской школы, где будут проводиться службы и организованы занятия в воскресной школе. В настоящее время ведутся переговоры по возвращению всего здания церкви.
Доходный дом М. П. Беляева
В середине XIX века на участке, где позднее появился знаменитый доходный дом, был пустырь. Однако, вскоре после покупки земли купцами Беляевыми, архитектор В. Ф. фон Геккер построил величественный особняк в стиле эклектика.. В 1884 году один из членов семьи М. П. Беляев, переехал в дом и начал устраивать музыкальные вечера каждую пятницу. Квартетные вечера стали местом встречи и обсуждения творческих находок Бородина, Глазунова, Лядова, Римского-Корсакова, а также молодых композиторов, среди которых были Чайковский, Танеев и Скрябин. В то время появилась традиция: композиторы должны были принести свои новые произведения на вечер, а если они забывали об этом, то писали новое сочинение в течение вечера.
Кроме того, Беляев организовал музыкальное издательство, организовывал концерты и учредил престижную Глинкинскую премию в области музыки. В доме также жил танцовщик Мариинского театра Павел Гердт и великий изобретатель Лев Термен, создатель первого электронного музыкального инструмента - терменвокса, который преобразовывал движение руки в звуки.
Доходный дом Э. С. Манделя
В 1849 году был построен доходный каменный дом на два этажа, который принадлежал адвокату и промышленнику Эммануилу Семеновичу Манделю с конца XIX века до революционных времен. Он был успешным директором Сибирского торгового банка и Русского страхового от огня общества, а также был членом многих правлений, включая Калашниковский пиво- и медоваренный завод и многое другое. В доме жил сам Мандель. В 1879 году дом был модернизирован и перестроен архитектором Ивановым Александром Васильевичем, как описано в книге "Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века" (под общей редакцией Б.М. Кирикова, Пилигрим, 1996). После революции дом использовался только в качестве жилого. В 1984 году был проведен капитальный ремонт дома.
История улицы Марата отражает множество изменений и переименований, связанных с историческими событиями и культурными трансформациями города. От Преображенской до Марата, через Грязную и Николаевскую, эта улица сохраняет в себе следы прошлого и настоящего Санкт-Петербурга.
Если вы не хотите пропустить удивительные истории других зданий на улице Марата и других улицах Санкт-Петербурга, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и обязательно прочитайте другие статьи из серии про этот удивительный и прекрасный город на Неве. Мы будем продолжать рассказывать обо всем, что делает истории улиц и зданий Санкт-Петербурга уникальными и неповторимыми. Не пропустите новые статьи и продолжайте читать наши увлекательные истории!
Также советуем прочитать еще одну статью про улицу Марата: