Найти тему
21,6K подписчиков

Приманки и погода для ловли предосеннего голавля

182 прочитали

В статье под названием «Поиск голавля со спиннингом в преддверии осени» я рассказывал о том, что в это время года только изменив подход к тактике поиска и ловли удалось добиться успеха. В какой-то степени то же самое можно сказать и об используемых технических приёмах: чтобы добиться успеха в конце лета, тоже пришлось существенным образом перестраиваться.

В статье под названием «Поиск голавля со спиннингом в преддверии осени» я рассказывал о том, что в это время года только изменив подход к тактике поиска и ловли удалось добиться успеха.

Большую часть сезона я использую активную тактику ловли, больше надеясь на первые проводки воблеров. Соответственно, меняю их не так часто: подобрал наиболее подходящий вариант под теперешнее настроение голавля и иду с ним по реке. Сейчас же, проводя на точке гораздо больше времени, происходит уже не «снятие» активных рыб, а зачастую уговаривание их на поклёвку. Соответственно, на первое место выходит работа с приманкой, которой следует голавля заинтересовать.

Метод «плюха» и проплыва

Прежде чем начинаю экспериментировать непосредственно с моделями, размером и цветами воблеров, уделяю внимание их подаче. Один из основных приёмов, способных раззадорить голавля – это плюхание. Сперва хотел взять данное слово в кавычки, но подумал, что никакого аналогичного и более литературного аналога я не придумаю. Всё так и есть: плюхая воблером по поверхности воды, имитируя упавшего жука, стараемся тем самым или привлечь рыбу, или сразу же заставить схватить приманку.

В статье под названием «Поиск голавля со спиннингом в преддверии осени» я рассказывал о том, что в это время года только изменив подход к тактике поиска и ловли удалось добиться успеха.-2

После приводнения воблера делаю некоторую паузу, всегда максимально продолжительную, какую позволяет течение в месте заброса. После этого можно выполнить и традиционную проводку. Как поступать с ней дальше, уже смотрю по настроению рыбы. А варианты тут могут быть различные. Например, в конце августа этого года на одной реке ни одного хорошего голавля я не поймал на привычном движении воблера при подмотке катушкой – все крупные экземпляры «снимали» только неподвижную приманку с поверхности. Правда, если в точке заброса был затишок, и воблер не плыл после долгой паузы по течению, то всё равно для перезаброса приходилось его подматывать, что старался делать максимально натурально, если бы, например, это был какой-то жук.

Когда же приманка начинала уноситься течением, просто старался ей не мешать, манипулируя плетёным шнуром, чтобы не создавалась натяжка. Такую проводку я называю проплывом воблера, а поклёвку, соответственно, «на проплыв».

В статье под названием «Поиск голавля со спиннингом в преддверии осени» я рассказывал о том, что в это время года только изменив подход к тактике поиска и ловли удалось добиться успеха.-3

В каком-то смысле это напоминает ловлю нахлыстом. Как туту не вспомнить, что именно в конце лета у нахлыстовиков получалось хорошо ловить в тех местах, где у меня со спиннингом ранее не удавалось ничего. Понадобилось время понять, что в это время года подобную нетрадиционную подачу приманки для спиннинга нужно делать приоритетной.

Раньше я думал, что ловля на всплеск актуальна в первую очередь по время вылета майских жуков. В принципе основания для этого имелись не только логические – голавль и сам таким образом ловился тогда неплохо. Потом же, в течение лета, я уже чаще использовал традиционную проводку. Так вот, в преддверие осени, считаю, снова стоит вспомнить о таких приёмах, как «плюх» и «проплыв». Тем более, что эффективны они могут быть не только непосредственно для поимки рыбы, но и для её заинтересовывания. Не раз я наблюдал, как, посидев некоторое время в перспективном месте и не видя поначалу рыбы или же её интереса к приманке, через пяток-другой «плюхов» и количество наблюдаемого голавля, и его настроение менялось.

В статье под названием «Поиск голавля со спиннингом в преддверии осени» я рассказывал о том, что в это время года только изменив подход к тактике поиска и ловли удалось добиться успеха.-4

В этой связи вспомнился и ещё один пример, кроме опыта знакомых нахлыстовиков: до поздней осени живущий по соседству рыболов ловит на нашей речке снастью с резинкой, которую мы называем «на перетяжку», именно таким образом: подолгу шлёпая по воде насаженным на крючок насекомым. И лучшим вариантом такой естественной приманки является замороженный майский жук.

Воблеры для всплеска

Я уже раньше не раз писал о ловле на всплеск и подходящих для этого воблеров, вес которых, на мой взгляд, должен составлять 2-3,5 г. В этих параметрах я и использую приманки в конце лета, именно сейчас много экспериментируя с весом. Ведь даже полграмма уже меняют звук падающего воблера.

В статье под названием «Поиск голавля со спиннингом в преддверии осени» я рассказывал о том, что в это время года только изменив подход к тактике поиска и ловли удалось добиться успеха.-5

Бывает, что голавля больше интересует именно громкий «плюх», и тогда лучше срабатывают «лакиджоновские» Haira Tiny 33 F и Chubby 40 F. Первый воблер у меня оказался лучшим в конце нынешнего августа – во многом благодаря ему и удалось понять, как в это время ловить голавля на моих реках.

Довольно тяжёленькая Haira Tiny (3,3 г) хорошо голавля привлекает, но доловить его иногда получалось более лёгкими воблерами, например, таким как Salmo Tiny 3 F весом 2 г. Бывало и наоборот, что, видя только интерес или вообще безразличие к лёгким воблерам, поклёвку получал, утяжеляясь. То есть один из основных приёмов подачи приманки – это смена воблеров с разным звуком приводнения.

Если идёт целенаправленная ловля на всплеск с проплывом, то все используемые воблеры являются только плавающими. Однако возможны варианты и для тонущих моделей. Например, когда поклёвки следуют, так сказать, без раздумий и с первых забросов на точке с сильным течением, то лучше срабатывать могут и воблеры типа «sinking» или же просто пригруженные плавающие.

В статье под названием «Поиск голавля со спиннингом в преддверии осени» я рассказывал о том, что в это время года только изменив подход к тактике поиска и ловли удалось добиться успеха.-6

Находится таким приманкам применение и в другой ловле, уже не на всплеск или проплыв. Речь о традиционной ловле с проводкой. Хоть она и редко срабатывала лично у меня в преддверии осени, но бывало, что «плюх» работать переставал. Так происходило после смены погоды на более холодную. Это может быть не только температурное падение, но и, например, смена ветра. Так, на одной из последних рыбалок, когда при несущественном похолодании подул северо-западный ветер, голавль совсем не стал реагировать на поверхностную подачу воблера. После смены его типа на тонущий сразу же получил несколько решительный поклёвок на той же точке.

Про ветер и солнце

Но это уже была, так сказать, вынужденная мера, подстраивание под ситуацию. Обычно я стараюсь подобрать наиболее подходящую погоду для голавлёвых рыбалок. Считаю, что именно в конце лета и начале осени это как никогда важно. Отчасти и потому, что лучше всего получается голавля ловить с поверхности. А такая рыбалка возможно только при гладкой поверхности воды – без ветра или, если получится, в затишных местах.

Кроме того, нужно солнце. Укрываясь в основное время в завалах и под крутыми берегами, предосенний голавль не упустит возможности «принять солнечные ванны», подымаясь к поверхности или выходя на мелководье.

В статье под названием «Поиск голавля со спиннингом в преддверии осени» я рассказывал о том, что в это время года только изменив подход к тактике поиска и ловли удалось добиться успеха.-7

Последние два августа дарили в конце месяца неделю по-настоящему жаркой погоды с температурой больше 30 градусов. Именно эти периоды и стали у меня лучшими в голавлёвой рыбалке во второй половине лета. Причём по крупной рыбе работала именно середина дня. Утро и так у меня никогда не было голавлёвым – считаю, что эта рыба долго «просыпается». А вот то, что «молчали» вечера, или, в крайнем случае, давали поклёвки мелких рыб, это стало неожиданностью. Теперь считаю это особенностью именно конца лета – привычно на вечер сейчас рассчитывать не стоит.

Так, в этом году самые крупные экземпляры плюс пару сходов, были пойманы в промежутке между 13 и 15 часами, когда точки ловли максимально освещались солнцем. Если плохо переносите зной, можно попробовать вариант забродной рыбалки – вода будет охлаждать.

В статье под названием «Поиск голавля со спиннингом в преддверии осени» я рассказывал о том, что в это время года только изменив подход к тактике поиска и ловли удалось добиться успеха.-8

Температурный вопрос

Кстати, о воде, точнее – о её температуре. Здесь тоже есть интересные наблюдения. В этом августе длительный период жаркой погоды совпал и с максимальным прогреванием воды на тех реках, где я рыбачу – 23 градуса (а так бывает не всегда). Получается, для голавля, как любителя тепла, всё сошлось.

В прошлом же году пик клёва пришёлся уже на день похолодания воздуха. Но когда вода стала максимально тёплой. Найти рыбу тогда удалось возле сброса ГЭС ниже водохранилища, в котором вода была на 2-3 градуса теплее, чем в реке. Считаю, что именно температурный фактор привлёк туда рыбу, тогда как сам участок находился в тени.

В статье под названием «Поиск голавля со спиннингом в преддверии осени» я рассказывал о том, что в это время года только изменив подход к тактике поиска и ловли удалось добиться успеха.-9

На другой же реке лучшим в августе прошлого года по голавлю стал день 25-го числа – на нём как раз закончились тёплые ночи, а вода была максимально прогретой. Может я и сильно скрупулёзно вдаюсь в температурные вопросы, но считаю голавля самой метеозависимой рыбой из тех, что я ловлю. Как следствие – измерение температуры и анализ её изменения помогает добиваться успехов в такой рыбалке.

Ну и, повторюсь, играет свою роль работа с приманками, когда не боишься практиковать нестандартные подходы, а также тщательный поиск нужного в это время года места с анализом привлекающих голавля особенностей. Все аспекты в совокупности и являются составляющими успеха. Так можно сказать о любой спиннинговой рыбе, но именно к голавлю, как мне кажется, нужен более скрупулёзный, и, в то же время, гибкий подход.

В статье под названием «Поиск голавля со спиннингом в преддверии осени» я рассказывал о том, что в это время года только изменив подход к тактике поиска и ловли удалось добиться успеха.-10

Автор: Валерий Сикиржицкий.

Первоисточник: Salmo Belarus.