Следующим важным периодом в живописи после Античности является Средневековье.
Когда начинается и когда заканчивается Средневековье? И что такое «средневековое искусство»?
В качестве начала эпохи большинство исследователей считают падение Западной Римской империи, конкретнее — отстранение от власти правителя Флавия Ромула Августа (Ромула Августула) и переход фактической власти в руки «варварских» военачальников. Произошло это в 476 году, во второй половине V века.
Условная дата окончания Средних веков, то здесь в качестве вариантов предлагали: год падения Византийской империи (середина XV века), открытие Америки Колумбом (1492 год) и даже конец XVIII века!
Каковы основные особенности искусства этого периода? Оно прочно основано на религиозной идее. Кроме того, помимо христианских традиций, оно сохранило отголоски культурного наследия могучей Римской империи, элементов «варварской» культуры, которая, несмотря на свое кажущееся нелицеприятным название, была богата и интересна.
Творчество художников было направлено на иконопись и другие мелодии религии. Основными важными моментами, которые должен был передать художник, было не точное отображение реальности, а передача духовности даже в самых различных живописных произведениях. Живопись Средневековья кажется нам плоскостной. Все персонажи художников того времени находятся на одной линии. И поэтому многие произведения кажутся нам несколько стилизованными.
В данной статье мы рассмотрим живопись в период Раннего Средневековья.
После распада Великой Римской империи восточная ее часть — Византия — процветала, а западная пребывала в упадке. Начиная с V в. Рим регулярно подвергался набегам и разграблениям варваров.
Не знавшая поражений империя была раздавлена и унижена племенами вандалов. Чтобы противостоять нашествию гуннов, во главе которых стоял неустрашимый Аттила, римлянам пришлось вступить в союз с вестготами, франками и бургундами. В 451 г. Аттила был остановлен, но Римская империя уже не могла оправиться от разрухи и потрясений. Ее западная часть закончила свое существование в 476 г.
Таким образом, начало средневековой истории связано с разрушением и почти полным уничтожением предшествующей культуры. Именно этим и объясняется грубый примитивизм раннеевропейского искусства. Но нельзя сказать, что Античные традиции абсолютно не повлияли на творчество варварских мастеров. Широкое распространение получил римский орнамент, а также формы римских культовых сооружений. Это связано, прежде всего, с тем, что завоеватели переняли у побежденных римлян христианскую религию.
Варвары значительно обогатили тематику художественных произведений римских мастеров, привнеся в их искусство мифологическое мышление и самобытные национальные мотивы. Их племена пришли из далекой Монголии, где в результате раскопок, проведенных в урочище Ноин-Ула (1924-1925) были обнаружены захоронения гуннской знати, предположительно относящиеся к началу нашей эры. Исследования найденных там предметов быта и изделий прикладного характера выявили прекрасные образцы живописных изображений. Обнаруженные в кургане ковры со сценами борьбы фантастических животных и фигурами лошадей и людей поражают своей реалистичностью и тонкостью исполнения.
Именно от степных народов произошел знаменитый звериный или тетралогический стиль, несколько столетий занимавший достойное место в европейском искусстве.
Раннехристианская живопись
Как таковой живописи в эту эпоху не существовало, но с принятием христианства можно говорить о книжной миниатюре, которая зародилась и развивалась в монастырях, ставших центрами духовной жизни Западной Европы. В монастырских мастерских — скрипториях — создавались и украшались рукописи. Материалом для них служил пергамент — выделанные шкуры ягнят и козлят.
Процесс создания одной книги был очень длительным и занимал порой несколько десятилетий, а иногда на это уходила целая человеческая жизнь. Монахи старательно переписывали Библию и другие книги религиозного содержания. Для написания использовалась красная краска, от названия которой — миниум — и произошло слово «миниатюра».
Для христианина книга была особой ценностью, символом Божественного завета. Книги бережно хранились в монастырях, поэтому большинство из них дошло до нас в своем первозданном виде. Рукописи богато украшались, при этом широко использовался абстрактный звериный орнамент — сплошное переплетение линий, сопровождавшееся изображением птиц и зверей.
Варварские племена постоянно вели между собой захватнические войны, в результате которых распадались старые королевства и создавались новые. Наиболее устойчивым к потрясениям оказалось крупное Франкское государство, которое просуществовало около пяти столетий (с V в. до середины X в.).
Искусство этого периода условно можно разделить на эпоху Меровингов в V-VIII вв. (так назывались франкские короли, считавшие своим предком легендарного вождя Меровея) и эпоху Каролингов в VIII-IX вв. (по имени императора Карла Великого)
Живопись меровингского периода
В эпоху Меровингов широкое распространение получила англо-ирландская книжная миниатюра, представленная дошедшими до нас памятниками раннехристианской живописи. В монастырях Ирландии, которая в то время являлась одной из наиболее культурно развитых областей Европы, создавались евангелия, украшенные чудесным орнаментом. Используя перо, ирландские мастера писали динамичные рисунки, изображающие людей и животных.
Большое внимание уделялось начертанию букв, их так обильно украшали всевозможными завитками, что сама строка приобретала вид орнамента. Разукрашенная заглавная буква — инициал — иногда занимала целую страницу.
Но техника написания миниатюры V-VIII вв. еще не достигла того совершенства, которое присуще работам каролингских мастеров. Отсутствие перспективы и объема, стилизация и примитивизм образов — характерные черты меровингской живописи.
Живопись каролингского периода
На конец VIII — начало IХ в. приходится период расцвета государства франков, что связано с деятельностью правителя Карла Великого. Его держава объединила территории современных Франции, Южной и Западной Германии, Северной и Средней Италии, Северной Испании, Голландии и Бельгии.
В хрониках, а также капитуляриях Карла Великого появились причудливые изображения, которые дают современным исследователям возможность поближе познакомиться с представлениями о мире прошлого. Лоршские анналы, анналы Королевства франков, а также «Жизнь Карла Великого» под авторством Эйнхарда в дальнейшем были украшены миниатюрами. Также нельзя забывать об иконописи, которая пышным цветом расцвела в раннесредневековой Византии, но из-за возникновения иконоборческой ереси в 8-м веке сильно пострадала.
Как и подобает династии, столь сильно сосредоточенной на христианстве и грамотности, иллюминированные религиозные рукописи являются одними из самых значительных пережитков каролингского искусства. Известные примеры рукописей, сделанных для Карла Великого, его сына Людовика Благочестивого и внука Карла Лысого, включают Евангелия Годескалька , Евангелия Эббо , Евангелие Карла Великого и Утрехтскую Псалтирь . Они были щедро украшены обильным сусальным золотом, окрашенными в фиолетовый цвет страницами, яркими красками, драгоценными переплетами и полностраничными иллюстрациями.
Рукописи Каролингского Возрождения сочетают в себе натуралистическую фигуративную иллюстрацию в античном стиле с германскими, островными и византийскими влияниями. Каролингское покровительство привело к развитию придворных стилей искусства и освещения, таких как неистовый стиль рисования, характерный для рукописей, написанных в некоторых каролингских скрипториях.
Стремись сделать из своей страны второй Рим и объявив принадлежавшие ему земли Священной Римской империей, Карл способствовал приобщению народа к искусству поздней античности, поэтому его эпоху нередко называют «Каролингским возрождением».
Особое значение при Карле Великом придавалось храмовой живописи, она являлась своеобразной библией для неграмотных, ведь зачастую именно любопытство влекло простой народ в церкви. В указах короля можно прочитать, что «живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг».
Во времена правления Каролингов активно развивается монументальная живопись. Фресками и мозаиками украшали не только культовые, но и светские помещения. Но до наших дней дошли лишь немногие образцы времен первой Западноевропейской империи.
Судя по немногочисленным, сохранившимся памятникам изобразительного искусства, можно выделить следующие особенности данного периода:
- В монументальной живописи на второй план отходят декоративные начала.
- В произведениях времен Каролингов четко виден повествовательный сюжет, несвойственный до этого художникам.
- Как и в искусстве ранних христиан, каролингские изображения лишены объема. Пространственные планы помещаются друг за другом
В каролингский период развивается книжная миниатюра. Тексты иллюстрируются по византийскому и англо-ирландскому образцу. Появляется несколько школ, отличающихся друг от друга техникой исполнения, композиционным решением и тематикой. Но существуют общие черты, присущие всем школам без исключения. Это стремление к ясности и четкости в построении композиции, к реалистичному изображению и использованию архитектурных орнаментов в качестве живописного фона.
Главными объектами изображения в миниатюрах школы Ады (другие названия — школа аббатисы Ады, школа рукописи Ады, школа Годескалька, школа Карла Великого) стали евангелисты. Отличительные черты произведений, созданных художниками этой школы, — наличие орнамента, позолота и пурпурная окраска бумаги. Почти везде фоном служат строения времен античности. Символы Марка, Матфея, Иоанна и Луки — лев, ангел, телец и орел — расположены над головами евангелистов. Убедительная достоверность изображаемого достигается с помощью объемности форм и умелого использования света и тени.
Заказчиками книг, созданных мастерами этой школы, нередко являлись члены королевской семьи (по некоторым источникам, аббатиса Ада была сестрой Карла Великого).
Миниатюры реймсской школы выполнены в графической манере с использованием коричневой туши. Стиль реймсской книжной графики проявился уже в миниатюрах Евангелия Эбо, заказанного архиепископом в близлежащем монастыре между 816 и серединой 820-х годов (Эперне, Городская библиотека, Signatur Ms. 1). Зыбкие, как будто вибрирующие контуры делают фигуры удивительно живыми и динамичными.
Полагали, что иллюстратор Евангелия Эбо был учеником мастера Коронационного Евангелия. Во всяком случае, он, несомненно, использовал в качестве образца композиции своего старшего собрата. Об этом свидетельствует, например, изображение евангелиста Матфея. Как и в Коронационном Евангелии Карла Великого, Матфей сидит под открытым небом за пюпитром в профиль к зрителю и пишет в лежащей перед ним книге. Однако манера исполнения решительно изменилась. Прежде всего она стала более графичной. Живописное пятно вытесняется теперь беспокойной, вибрирующей линией.
Самый выдающийся памятник изобразительного искусства данного направления и каролингской миниатюры в целом — Утрехтская псалтырь (названа так по месту хранения — в университетской библиотеке в Утрехте). Она содержит 165 рисунков со сценами пиров, охоты, битв, бытовых сюжетов, а также пейзажи. Автор миниатюр придает значение даже самым мелким деталям. В окне маленького домика можно разглядеть отдернутую занавеску, в храме — слегка приоткрытую дверь.
Самая ранняя из дошедших до нас иллюстрированных Библий турской школы — рукопись из монастыря Мутье-Гранвалль (MS 10546), сделанная при аббате Адельхарде (834—843) и хранящаяся теперь в Лондонской библиотеке Национального музея. Книга эта украшена четырьмя страничными иллюстрациями, четырьмя таблицами канонов и большим числом орнаментальных инициалов.
В миниатюрах турской школы можно видеть стилизованные изображения монархов. Для этих произведений характерно непропорциональное соотношение фигур: король всегда значительно выше остальных персонажей. Иллюстрирование библий было непосредственной специальностью турсуих мастеров, которые исполнили миниатюоы к Библии Алкунина, Библии Карла Лысого и Евангелию Лотаря.
В 845—846 годах в турском скриптории был изготовлен особенно роскошно оформленный экземпляр Библии, который, как гласит посвятительная надпись, был поднесен аббатом Вивиеном (844—851) Карлу Лысому (Париж, Национальная библиотека, MS lat. 1). В рукописи насчитывают тридцать семь инициалов, расписанных золотом и серебром, ряд страниц окружен декоративными рамками, четыре таблицы канонов помещены в архитектурные обрамления.
Будучи выдающейся личностью, Карл способствовал распространению просвещения на подвластных ему землях. Он основал школу, в которой его сыновья вместе с детьми знати овладевали основами риторики, поэзии, астрономии и других наук. Сам Карл, прекрасно знавший греческий и латинский языки, не получил образования в молодости, поэтому пытался овладеть грамотой уже в зрелом возрасте, хотя это плохо ему удавалось.
Как человек Карл Великий заботился о своих детях и старался дать им хорошее образование, которое должно было стать основой их будущего могущества.
Из его 20 детей 18 были дочерьми. По данным историков, Карл Великий был заботливым отцом. Он внимательно следил за судьбой каждого своего ребенка и, как указывалось ранее, дал им лучшее образование. Но было одно спорное обстоятельство - он запретил всем своим 18 дочерям выходить замуж. От большой любви, видимо.
Во многих источниках утверждается, что Карл Великий не позволял своим дочерям выходить замуж, так как не находил для них достойной партии. Впрочем, у некоторых из его дочерей всё же были стабильные отношения и дети.
При этом во второй половине источников указывается на дипломатический расчёт в этой стороне жизни императора. Утверждается, что таким образом Карл пытался контролировать количество претендентов на престол.
Итак, Карл Великий не разрешал дочерям выходить замуж. Есть 2 версии по этому поводу:
1. Не видел достойных женихов.
2. Не хотел, чтобы было много внуков и, соответственно, претендентов на престол. А как думаете вы?
В конце X века прервалась последняя ветвь дома Каролингов, пережив угасание той блестящей культуры, которая получила в истории название каролингского Ренессанса.
А теперь вопрос на сообразительность.. Оставьте ваши догадки в комментариях. Не стесняйтесь предположить свою версию :)
В комментариях будет опубликован ответ.
В Средневековье люди не придавали большого значения развитию зоопарков, телевидения и урокам природоведения. А художники, которые львов и орлов ни разу не видели, изображали животных по рассказам очевидцев и по своему представлению.
Сейчас вы увидите часть изображения, на котором старинный живописец изобразил животное так, как его себе представлял. Здесь нет мифического существа, животное реальное, которое и сейчас водится в природе. Ваша задача — понять, кто на рисунке.
Надеемся, тест внесет нотку новизны в ваши ночные кошмары.
Вопрос: Какое животное изображено на картине Средневекового художника?
Не стесняйтесь оставить свой ответ в комментариях! :)
Подписывайтесь на наш канал Farfallino Art!
Лайки помогают развитию канала!