Водитель: «Ах, я чем виноват?» ПДД: — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Традиционно перед статьёй:
Кроме этой статьи, есть много интересного в других статьях канала SafeRoad. Читайте вдумчиво и не торопясь! Есть вопросы запишите и шлите их мне. Не забываем подписаться на мои каналы – они под статьёй. Вам может быть интересно, а мне стимул что-то писать для Вас. Рекомендуйте канал ДЗЕН знакомым, и Вам воздастся в виде новых интересных и м.б. полезных материалов!
Внимание!
В этой статье будет и физика, и формулы, и небольшое видео. Кому читать и смотреть на формулы надоело еще в школе просто пропустите их и поверьте «на слово» или посмотрите небольшое видео.. Но я все же постараюсь все рассказать на языке понятном человеку, знающего физику начальной школы на «3 с минусом» по пятибалльной системе оценок!
Что удивительный мир ПДД нам готовит?
Или о том, как определяют «тормозной путь» ПДД?
Будете удивлены – НИКАК!!!
Если найдете в официальном тексте ПДД место, где формулируется этот термин – пришлите пожалуйста ссылку! Это ещё одна особенность наших ПДД, которые так «помогают водителю» в его нелегком труде! За «тормозной путь» чаще наказывают по п.10.1? Это легко! Этот пункт при ДТП вообще привязывают к любому случаю – ВОДИТЕЛЬ НЕ ПРЕДУСМОТРЕЛ, ЗНАЧИТ ВИНОВАТ. Такое ощущение, что ПДД «сочиняли» большие любители басен Ивана Андреевича Крылова:
Водитель: «Ах, я чем виноват?» ПДД: — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Итак, что же такое «тормозной путь»?
Тормозной путь отсчитывается с момента, когда тормозные колодки коснулись тормозных дисков/барабанов и начали замедлять автомобиль до момента его полной остановки.
Визуально на картинке это выглядит примерно так:
Постараюсь не забираться в дебри! Великие Ньютон и Эйнштейн доказали, что существует два типа массы тела (в нашем случае - автомобиля) - инертная и гравитационная. Причем эти массы равны, т.е.
Что всё это значит для нас простых водителей?
Инертная масса – напрямую связана со скоростью движения, гравитационная – это то, на сколько автомобиль тяжелый. Чем тяжелее автомобиль, тем сильнее он прижимается к дороге и обеспечивает лучшее сцепление колес с дорогой, и таким образом… компенсирует инертную массу. Это не что иное как Закон сохранения энергии в чистом виде. Т.е. при расчетах массой автомобиля можно пренебречь? Да!
Все это верно, когда шины (давление, износ), дорога, тормозные механизмы (колодки, диски) находятся в состоянии, рекомендованном заводом изготовителем. Как только мы начинаем вносить свои изменения в конструкцию тормозных механизмов – это утверждение может нарушаться. Так же все будет сильно зависеть о того, КАК водитель использует тормозную систему.
Всегда помните, что автомобиль снижает скорость за счет трения шин о дорогу, а не за счет трения колодок о диски/барабаны!
Главное(!)
Аксиома: максимально эффективное торможение происходит на грани блокировки колёс, когда ещё не срабатывает ABS и колеса не скользят (не идут «на юз»).
Если есть ABS, то она включится в работу и будет периодически растормаживать колесо, при этом увеличивая тормозной путь. Смею утверждать при правильной работе обученный водитель на автомобиле без ABS не проигрывает автомобилю с этой системой. А если и проигрывает, то на уровне статистической погрешности.
Сначала о заблуждениях и понятиях.
Заблуждение главное: чем тяжелее автомобиль, тем больше его «тормозной путь»
Утверждаю: ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ НЕ ЗАВИСИТ ОТ МАССЫ АВТОМОБИЛЯ!
Огромная, если не подавляющая часть водителей считает, что чем более груженная или тяжёлая машина, тем сложнее её остановить (впрочем, как и разогнать) и, именно поэтому, у неё длиннее тормозной путь. Но это всего лишь ощущения водителя от действия инертной массы автомобиля или кинетической энергии. А вот то, что есть еще одна сила – гравитационная масса, прижимающая тот же автомобиль к дороге сильнее, водители её, эту массу, не ощущают! И именно эта гравитационная масса, которая чем сильнее она давит на колеса, тем лучше прижимает их к дороге и тем лучше сцепление шин с дорогой, и поэтому тормозам сложнее заблокировать колеса и пустить машину в скольжение или «на юз». А по закону Ньютона/Эйнштейна, и многочисленным экспериментам, эти две массы полностью компенсируют друг друга!! Вот так!
А теперь «нестандартное доказательство» того, что «тормозной путь» не зависит от массы автомобиля на примере решения типовой задачи из школьной программы:
Про формулу, обведённую в красном квадратике, я уже писал в моей статье «АВТОДОР провоцирует водителей к тяжёлым ДТП!!» там много интересного!
Вывод?
Можно утверждать, что тормозной путь не зависит от массы машины, если она соответствует заводским условиям эксплуатации: машина двигается с загрузкой, не превышающей допустимую производителем, штатные тормоза оборудованы заводскими тормозными механизмами, а сам автомобиль двигается на правильно накачанных шинах, рекомендованных заводом-изготовителем, по дороге с хорошим сцеплением.
Внимание!
Все вопросы по поводу Вашего личного несогласия со всем, что я написал, обращайте к теории относительности Эйнштейна и второму закону Ньютона. Если Вам удастся их опровергнуть, Вы станете более известным, чем они оба вместе взятые! Ну и конечно, какая-то денежная премия типа нобелевки Вам будет гарантирована. 😊
Круто! Что тебе тяжеленная фура, что легкая Ока, должны тормозить одинаково?
Должны! Но всегда ли будут? При ВСЕХ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ одинаковых условиях – ДА!
Но, тогда, когда НЕТ?
Суровые будни.
Очень сильно все будет зависеть от конструкции тормозных механизмов и сравнивать тормозные пути можно только на автомобилях с одинаковой тормозной системой по скорости срабатывания и другим параметрам. Поэтому «гаражный тюнинг» часто может приводить к непредсказуемым последствиям. Поставили тормозные машинки Brembo, а резина из далекой деревни в тьмутаракани. Машинки мгновенно остановят колесо, и оно начнёт скользить. Естественно, тормозной путь увеличится… В автоспорте инженеры уделяют немало времени настройке тормозной системы.
И в конце статьи небольшое видео, которое подтверждает все мои высказывания. Это для тех, кто ничему написанному не поверил. Т.к. видео скачано «миллион лет назад», то чье авторство сказать не могу, но при обращении автора с удовольствием его упомяну.
У кого есть вопросы, и кто посчитает все прочитанное полезным рекомендуйте знакомым и друзьям и поставьте в ДЗЕНЕ «лайк».
А для объяснения того, что н, можете «похвалить» меня на любую сумму через ЮМани https://yoomoney.ru/to/4100118098522272. Пообщаемся с Вами о тонкостях «интимно».
Мои каналы:
https://vk.com/alexeynkolontai
https://www.youtube.com/@Safe_Road
ВОКОМ® - зарегистрированная марка "Центра контраварийной подготовки водителей МастерКласс". Ссылка на методику и статьи при обучении и описании в любых средствах информации обязательна.
С уважением к моим Читателям и Ученикам, руководитель "Центра контраварийной подготовки водителей МастерКласс" Алексей Н. Колонтай