Найти в Дзене

Агдам – традиционное место бакинских провокаций

Последние события с попыткой азеро-нацистского режима тихой сапой провести две фуры с «гуманитарной помощью для жителей Карабахского региона» ничего, кроме омерзения у здорового психически человека вызвать не может.

Ибо очевидно, что блокируя вот уже 8 месяцев Лачинский коридор вопреки не только Трёхстороннему заявлению от 9 ноября 2020 года, но и всем нормам международного гуманитарного права, алиевский режим хочет цинично заставить подвергаемых голодной блокаде со стороны Баку карабахцев «принять помощь» из рук самих преступников.

-2

Арцахцам известны и старые традиции ещё советского Азербайджана: например, травить хлором истоки и верхние течения карабахских рек, что резко повысило в 1970-80 гг. уровень онкологических заболеваний среди жителей армянских населённых пунктов вдоль этих рек.

Но обратимся и к другой стороне этой «монеты». Попытка внедрения азербайджанских грузовиков и их сопровождения (наивно полагать, что это простые шофёры) на территорию, контролируемую властями Нагорно-Карабахской Республики и российским миротворческим контингентом, представляет непосредственную опасность для миротворческой операции. Так как чревата осуществлением азеронацистами провокаций с человеческим жертвами для «обоснования» военного вторжения.

Если вспомнить события 1988-91 гг., то есть последних лет советского периода, когда началось Арцахское национально-освободительное движение, можно убедиться, что зона Акны-Агдама в период её контроля азербайджанцами была зоной перманентных провокаций и нападений на армянский Нагорный Карабах.

-3

Та же картина имела и на заре возникновения азербайджано-карабахского (нагорно-карабахского) конфликта в начале XX века, накануне и при распаде Российской Империи.

Мы уже проводили параллели между событиями «вокруг Нагорного Карабаха» последних лет существования СССР и днём сегодняшним в наших предыдущих материалах: «Две блокады - одинаковые последствия», (http://russia-artsakh.ru/node/16088; «Дорога в никуда», http://russia-artsakh.ru/node/16111, «Ты помнишь, Алёша, дороги Агдамщины?», http://russia-artsakh.ru/index.php/node/16123).

В свете последних провокационных попыток азеронацистов продвинуться по дороге Акна (Агдам) – Аскеран в «гуманитарных» целях, мы вновь обращаемся к книге Арсена Мелик-Шахназарова «Нагорный Карабах: факты против лжи». А именно к главе (глава 6 «Первая кровь), в которой подробно рассказывалось о провокациях, исходивших из бывшего Агдама бывшей АзССР.

«…Удивительным образом, читая публикации современников о событиях 1905-1906 годов, ловишь себя на мысли, что в 1988-1991 годах в Советском Союзе происходило продолжение тех же самых событий, как будто и не было между ними перерыва лет этак в восемьдесят с лишком.

«В десятых числах августа Арешский, Джеванширский и другие уезды взбудоражил страшный слух: армяне у села Ванк напали на мирных кочевников и вырезали множество женщин и детей. 300 вооружённых всадников из Агдама двинлись на место происшествия и там удостоверились, что вышла перестрелка из-за 7 украденных баранов, убито 2 татарина, ранено несколько армян. Подобные ссоры случались ежегодно, и гораздо более кровопролитные. Но повод был найден. Вооружённые шайки стали останавливать дилижансы; таким образом «взяли в плен», предварительно ограбив, 100 пассажиров-армян» («Тифлисский листок», 21.08.1905 г.) 15 августа Агдам был окружен полчищами вооруженных татар».

22-го февраля 1988 года началось. После митинга в приграничном с НКАО азербайджанском городе Агдаме (родина знаменитого на весь Союз одноименного пойла-портвейна) забурлило.

Как помним, в августе 1905 году «Тифлисский листок» сообщал, что «300 вооружённых всадников из Агдама двинулись на место происшествия», чтобы удостовериться, в чем дело. В соответствии со старым сценарием, но со скидкой на перестроечное советское время, многотысячная толпа (пешая), двинулась из Агдама по направлению к расположенному километрах в пяти-шести по шоссе, на территории НКАО армянскому райцентру Аскеран. По разным данным, толпа насчитывала от 2 до 3 тысяч азербайджанцев, преимущественно молодых мужчин.

На пути эта толпа громила объекты хозяйственного назначения, торговые павильоны, автотранспорт и сельхозтехнику близлежащих армянских сел.

Одновременно в самом Агдаме был остановлен и подвергся нападению рейсовый автобус, следовавший из карабахского райцентра Мартуни в Ереван; пассажирам были нанесены телесные повреждения; сам автобус был изрядно разбит.

Вновь кстати пришлось бы сообщение «Тифлисского листка» от августа 1905-го: «Вооружённые шайки стали останавливать дилижансы; таким образом «взяли в плен», предварительно ограбив, 100 пассажиров-армян».

Между тем, двигаясь к райцентру, поселку городского типа Аскеран, толпа из Агдама крушила все на своем пути, останавливала встречные автомобили, громила их, избивала водителей и пассажиров. Около полусотни раненых в результате этого жителей НКАО были доставлены в больницы. Лишь на окраине Аскерана агдамская толпа была остановлена силами двадцати (!) отрядов милиции, в том числе и собственно агдамской, т.е. азербайджанской.

Сотни молодых жителей Степанакерта, прибывшие на подмогу аскеранцам, стояли в ожидании, готовые отразить натиск толпы, если бы ее не сдержали милиционеры. Водители КАМазов и КрАЗов местного автотранспортного объединения уже заводили моторы своих грузовиков и были готовы таранить толпу, если она прорвется сквозь милицейские кордоны.

В этой сумятице и прозвучали выстрелы, оборвавшие жизнь двух молодых азербайджанцев. Кажется удивительным, что последовавшие официальные расследования так и не установили, кто стрелял, хотя данные об этом были.

Публицист Александр Василевский, побывавший позже в НКАО, писал в своем очерке «Туча в горах» в № 10 за 1988 год ленинградского журнала «Аврора» об этом странном двойном убийстве.

«Несомненно, по крайней мере, что к убийству одного из них, двадцатидвухлетнего Али Гаджиева, фрезеровщика агдамского станкостроительного завода, армяне Нагорного Карабаха отношения не имеют. Вот что рассказал мне об обстоятельствах гибели Али его родной брат, двадцатидевятилетний инженер-строитель Ариф Гаджиев:

«В Али стрелял милиционер-азербайджанец. Брат умер мгновенно: выстрел был в упор, пуля прошла насквозь, попала в сердце. Между ним и офицером произошел спор. Потом Али схватился за Ульви Вахрамова, своего приятеля, и сказал: «Держи меня, в меня стреляли». И упал. Ульви видел милиционера, который стрелял. Он его не знает, но он хорошо знает другого офицера – агдамского, который сразу посадил стрелявшего в машину и уехал. Недавно подполковник из Москвы Николаев сказал, что сейчас началось новое следствие. Дано объявление в газете с просьбой свидетелей убийства прийти в милицию…»[1]

О смерти второго азербайджанского молодого человека вообще было мало что известно. По ходу следствия были временно задержаны некоторые жители Аскерана, имевшие официально зарегистрированное охотничье оружие, но причастность кого-либо из них к загадочному убийству так и не была установлена. Наконец, в советских СМИ так и не прозвучала информация о том, что, по крайней мере, один из двух застреленных близ Аскерана азербайджанцев был убит пулей из пистолета, в упор.

Далее события развивались следующим образом: в последующие дни азербайджанское телеграфное агентство Азеринформ, а вслед за ним – ТАСС, всесоюзное радио и телевидение передали информационное сообщение об убийстве двух азербайджанцев в результате столкновения между жителями Агдама и Аскерана. В Азербайджане вновь на митингах зазвучали возгласы об «убийстве армянами азербайджанцев». К тому же на этот раз, в отличие от мифических «кафанских событий», наличествовали два трупа.

-4

Совершенно очевидно, что 22-го февраля 1988-го у Аскерана была разыграна заранее и тщательно спланированная спецоперация КГБ АзССР, в составе которой с 1970-х полугласно существовал целый отдел по борьбе с «армянским национализмом». Вряд ли стрелявший в агдамского фрезеровщика «милиционер» на деле являлся таковым: вероятнее всего это был переодетый в милицейскую форму оперативный сотрудник КГБ АзССР. Вероятнее всего также и то, что второго агдамца также убили бакинские спецслужбисты. Безрезультатность всех последующих расследований, полное отсутствие какой-либо информации о них лишь свидетельствуют о справедливости подобного вывода.

Подтверждает уверенность в этом и быстро состряпанная в «нужном ключе» информация Азеринформа, ставшая основой и для сообщений всесоюзных СМИ.

Информацию о гибели двух молодых азербайджанцев близ Аскерана, - без упоминания обстоятельств, при которых это случилось, и в отсутствие хотя бы подозреваемых в убийстве, - озвучил и заместитель Генерального прокурора СССР Александр Катусев. И это также прозвучало на всю страну - по Всесоюзным радио и телевидению.

Как пишет в вышеупомянутой статье «Туча в горах» Александр Василевский, «представитель прокуратуры СССР Валерий Василенко, временно исполняющий обязанности прокурора НКАО, согласился со мной, что информация в прессе об убийстве двух азербайджанцев… без дополнительных пояснений была в той взрывоопасной ситуации неуместной»[2].

Напомним, что после разыгранной бакинскими спецслужбами провокации на дороге Акна (Агдам) – Аскеран 22 февраля 1988 года последовали погромы армян в Сумгаите 26-28 февраля.

Сегодня существует большая возможность вооружённой провокации с последующей эскалацией военных действий со стороны алиевского нацистского режима.

Власти Армении и Арцаха должны немедленно предупредить миротворцев и заинтересованные страны о возможности подобного развития ситуации.

Александр АНДРЕАСЯН

[1] А.Василевский. «Туча в горах», «Советский Карабах», 11.11.1988 г.

[2] Там же