Найти в Дзене

Что лучше: фокус-стекинг или одиночный снимок?

Глубина резкости — это главная тема в макро, из-за неё куча баталий и споров, кто-то пишет, что лучше иметь большую ГРИП и делать одиночные фото, кто-то пишет, что ему без разницы и он стекает фотографии. Давайте разбираться, кто прав, а кто виноват. Фокус-стекинг Фокус-стекинг — это когда несколько снимков с разной точкой фокусировки объединяют в один, в итоге глубина резкости становится больше. Обычно применяется там где очень маленькая ГРИП, например, в нашем любимом макро, чтобы какая-то часть насекомого или всё насекомое были в фокусе. Одиночный снимок Это самый привычный способ съемки, им владеют все макро фотографы😀. Думаю тут всё понятно, увидели насекомое, навели камеру, сделали несколько фото, убедились, что насекомое в фокусе, пошли дальше. Дома остается только обработать фото и всё готово. Эстетическая сторона Зрение Когда мы делаем одиночный снимок с маленькой ГРИП, в неё попадает какая-то часть нашей букашки, а всё что не в фокусе уходит в боке. Это самая привычная карти
Оглавление

Глубина резкости — это главная тема в макро, из-за неё куча баталий и споров, кто-то пишет, что лучше иметь большую ГРИП и делать одиночные фото, кто-то пишет, что ему без разницы и он стекает фотографии.

Давайте разбираться, кто прав, а кто виноват.

Фокус-стекинг

Фокус-стекинг это когда несколько снимков с разной точкой фокусировки объединяют в один, в итоге глубина резкости становится больше. Обычно применяется там где очень маленькая ГРИП, например, в нашем любимом макро, чтобы какая-то часть насекомого или всё насекомое были в фокусе.

Несколько снимков с разной точкой фокусировки. На 1 фото фокус на носике клопа, 2 верхушка панциря, 3 голова. В итоге получилось, что весь клоп у нас резкий и очень красивый.
Несколько снимков с разной точкой фокусировки. На 1 фото фокус на носике клопа, 2 верхушка панциря, 3 голова. В итоге получилось, что весь клоп у нас резкий и очень красивый.
Детализации много не бывает
Детализации много не бывает

Одиночный снимок

Это самый привычный способ съемки, им владеют все макро фотографы😀. Думаю тут всё понятно, увидели насекомое, навели камеру, сделали несколько фото, убедились, что насекомое в фокусе, пошли дальше. Дома остается только обработать фото и всё готово.

Милая нимфа клопа-солдатика
Милая нимфа клопа-солдатика

Эстетическая сторона

Зрение

Когда мы делаем одиночный снимок с маленькой ГРИП, в неё попадает какая-то часть нашей букашки, а всё что не в фокусе уходит в боке. Это самая привычная картина для нашего глаза.

Зрение так устроено, что мы постоянно на чем-то фокусируемся, а всё что не в фокусе — размыто, просто мы к этому привыкли и не замечаем.

Из этого вытекает, что фотографии с полностью резкими объектами могут смотреться не всегда хорошо, иногда возникает чувство неестественности, будто что-то не так.

Проблема резкого перехода

В одиночном снимке нет резкого перехода к боке. Зона резкости плавно перетекает в зону нерезкости, поэтому фото выглядит естественно и всё воспринимается как само собой разумеющееся.

Клещи-паразиты на большеголовке. Thecophora atra.
Клещи-паразиты на большеголовке. Thecophora atra.

В большом стеке всё наоборот, появляется сильный контраст между двумя зонами. Особенно сильно это заметно, если объект находится на какой-то поверхности и создаётся линейная перспектива.

Вроде бы всё симпатично, но переход очень резкий, надо было мне уменьшить количество фото и сделать более плавный переход ближе к заднему плану, но пускай будет как пример. Ложнослоник беловатый.
Вроде бы всё симпатично, но переход очень резкий, надо было мне уменьшить количество фото и сделать более плавный переход ближе к заднему плану, но пускай будет как пример. Ложнослоник беловатый.

Композиция

Боке это сильный инструмент для создания хорошей композиции, оно позволяет направлять взгляд зрителя на нужную нам точку. Разумеется, легче всего строить композицию делая одиночные снимки, боке сделает всё за нас и отсечёт всё не нужное.

Грустно вспоминать весенние фото, когда за окном осень 😥
Грустно вспоминать весенние фото, когда за окном осень 😥

С фокус-стекингом в этом плане сложнее, особенно если вы решили сделать весь кадр резким, придётся прибегать к другим способам как направить внимание зрителя на нужную точку.

Ну и самое банальное. Полностью резкая фотография может выглядеть очень плоско, я думаю это понятно, боке важная часть любого жанра фото.

Техническая сторона

С одиночными снимками всё просто и понятно. Они обрабатываются легко и быстро, уходит время только на то, чтобы выбрать хороший кадр.

Никакого доп. оборудования не надо, нет никаких проблем, чтобы с рук сделать хороший кадр, хотя, конечно, всегда можно усложнить и таскать с собой штатив.

С фокус-стекингом опять же всё сложнее.

Во-первых, сначала надо выбрать подходящие фото, определить первую точку резкости и конечную. Убедиться, что они идеально стыкуются и нет зебры из резкости и нерезкости.

Во-вторых, надо обработать все эти фото. Однако Helicon Focus и Zerene Stacker позволяют стекать в DNG, в этом случае можно обработать только итоговое фото. Если стекаем в Adobe Photoshop, то так не получится т.к. итоговый файл будет в TIFF, а он редактируется гораздо хуже чем RAW/DNG.

Также не забывайте, что фокус-стекинг сложнее провернуть если у вас картофельный ПК, всё-таки этот процесс требует приличное кол-во оперативной памяти, приемлимый процессор и желательно более менее свежую видеокарту.

В-третьих, на это всё требуется много времени. Неважно насколько идеальный стек, это всё равно будет дольше и рутиннее, чем одиночная фотография. Независимо от того, в какой программе вы делали стек, она может ошибаться, иногда появляются какие-то артефакты, иногда неверно накладывается фото. В этом всём приходиться копаться, ретушировать, править, в общем затраты времени приличные.

В-четвертых, если вы фанат полностью резкой картинки, то придется делать огромный стек. С рук такое сделать возможно только при наличии фокус-брекетинга и автофокусного объектива, а если этого нет, то придется покупать штатив, рельсы, гибкие зажимы и прочее, иначе никак.

Жизнь не ждет

Членистоногие бегают, прыгают, летают, ползают. Они не будут ждать пока вы сделаете нужное количество фото для вашего стека, более того у них постоянно двигаются антенны и прочие части тела, например у ос часто двигается брюшко, а мухи постоянно чистят крылья, лапки и глаза.

Муравей вас точно ждать не будет, а они лучшие генераторы сюжетов, всегда чем-то заняты
Муравей вас точно ждать не будет, а они лучшие генераторы сюжетов, всегда чем-то заняты

Некоторые макро фотографы имеют дома маленькую студию, они приносят насекомое и ждут пока оно успокоится, а потом фотографируют. Лично мне такое абсолютно не интересно и максимально скучно, дома не будет никаких сюжетов, например дома вы никак не заставите ктыря поймать муху.

Различные издевательства по типу заморозки или травли парализующей химией я даже не обсуждаю, это бесчеловечно и неэтично по отношению к объекту съемки. Надеюсь такие фотографы будут порицаться на всех конкурсах, а их работы будут в черном списке.

Кратко о плюсах и минусах двух способов

Одиночный снимок

Плюсы:

  • Привычная картинка для глаз
  • Легко управлять вниманием зрителя
  • Легко строить композицию и добавлять объём
  • Мало рутины при обработке
  • Не критично если объект двигается
  • Никаких артефактов и резких переходов

Минусы:

  • Маленькая зона резкости
  • Некоторым насекомым/паукам нужен фокус-стекинг
Листоед ольховый
Листоед ольховый

Фокус-стекинг

Плюсы:

  • Зона резкости на любой вкус
  • Можно добиться «звенящей» детализации

Минусы:

  • Иногда фото могут выглядеть неестественно
  • В большом стеке нет точки внимания
  • Очень, очень много рутины и обработки
  • Может получиться плоское фото
  • Без доп. оборудования могут возникнуть сложности
  • Нужен максимально спокойный объект
  • Желательно иметь приемлимый ПК
Вечерняя макросъемка даёт свои плоды. Многие насекомые устраиваются на цветах и спят. Стек из 5 фото. Восковик перевязанный.
Вечерняя макросъемка даёт свои плоды. Многие насекомые устраиваются на цветах и спят. Стек из 5 фото. Восковик перевязанный.

Один технический момент

Напоминаю, что в этом году, я делаю макро на полный кадр, так что уже предвижу комментарии в духе мизерной ГРИП из-за сенсора, мол лучше на олимпус фоткать с микро 4/3 и иметь огромную ГРИП.

Ну во-первых, на диафрагме f/11 ГРИП примерно такая же как на f/8 у кроп-камеры, так что я никаких проблем не испытываю уже давно. Конечно, это не то же самое, что у микро 4/3, но более чем достаточно. Заметная дифракция наступает только на f/16, но даже с ней вполне реально сделать хороший снимок, просто потом нужно будет засунуть фото в Topaz Denoise AI или подобные программы, которые увеличивают резкость с помощью ИИ.

Уж очень хотелось сфотографировать пестокрылку на этом цветке, не сказать, что фото получилось супер-пупер, но для моей коллекции видов этого достаточно
Уж очень хотелось сфотографировать пестокрылку на этом цветке, не сказать, что фото получилось супер-пупер, но для моей коллекции видов этого достаточно

Во-вторых, как бы это странно не звучало мне не нужна большая ГРИП. Насекомые бывают разных размеров, если мы фотографируем стрекозу, то масштаб может быть до 1:2, при таком масштабе у кроп-сенсора и микро 4/3 будет огромная ГРИП, в итоге часть заднего плана может быть резкой, а это очень не очень. Конечно, можно открывать диафрагму сильнее, но не все макрообъективы резкие на открытой диафрагме, а резкость в макро превыше всего.

На полном кадре мне нравится, что я могу фотографировать довольно крупных насекомых и при этом задний план максимально размыт, мне этого не хватало на моей старенькой кроп-камере.

Кто в итоге прав?

Всё как всегда, никто, это дело вкуса.

На первый взгляд может показаться, что я против фокус-стекинга, но на самом деле нет, я считаю, что важен баланс. В какой-то период я старался делать большие стеки, но по итогу мне это очень надоело и началась рутина.

Последнее место где я хочу, чтобы была рутина — это хобби, рутины мне достаточно в обычных делах или работе. Поэтому я вернулся к тому с чего начинал, к одиночным фотографиям и небольшим стекам. Оптимальный для меня размер стека это 3-5 фото. Может быть конечно больше, это всё зависит от объекта, но среднее число такое.

Такой размер стека сочетает в себе плюсы двух способов съемки и практически лишён минусов. Более того, в большинстве случаев достаточно, чтобы какая-то одна часть насекомого/паука была в фокусе, обычно это голова или что-то на неё похожее. Всё конечно зависит от ракурса, но в большинстве случаев такая формула хорошо работает.

Всё та же фотография с превью. Классическая фотография паука-волка это примерно вот такой портрет, это выглядит всегда классно, здесь совершенно не нужен глубокий стек.
Всё та же фотография с превью. Классическая фотография паука-волка это примерно вот такой портрет, это выглядит всегда классно, здесь совершенно не нужен глубокий стек.

Также важно не забывать, что это всё вкусовщина, кому-то нравится когда абсолютно всё в фокусе, а кто-то как я, любит боке и не стесняется делать одиночные снимки. Это всё очень индивидуально, в финалы конкурсов попадают одинаково часто как обычные, одиночные снимки(либо небольшой стек), так и с фокус-стекингом.

В общем, как обычно единственно верного способа нет, вроде бы это логично и многим понятно, но некоторые люди действительно считают, что только фото с фокус-стекингом достойны жизни, а остальные это шлак, и такое бывает, меня это забавит.

Итог

Не загоняйте себя в рамки и не слушайте тех, чьё мнение категорично, фотография тем и хороша, что вы вольны творить то, что хотите.

Тактика всегда должна меняться в зависимости от ситуации. Вы должны понимать, когда лучше сделать стек, а когда достаточно одного снимка. Будет неправильно использовать только один способ, так как вы теряете приемущества другого.

Подписывайтесь на канал, комментируйте, фотографируйте, всё таки скоро зима и наступит уныние для макрофотографов, поэтому успевайте побольше найти насекомышей и всех сфотографировать!

Моя милейшая фотография уховёртки. Кстати приличный фокус-стекинг из ~7 фото.
Моя милейшая фотография уховёртки. Кстати приличный фокус-стекинг из ~7 фото.

* * *

Подписывайтесь на мой канал, здесь будет много насекомышей, пауков и прочей живности! Если я вам чем-то помог, то вы можете отблагодарить меня копеечкой. Все донаты пойдут на развитие канала и покупку разных интересностей для съемки. Спасибо за поддержку!

СберЧаевые