«Тинькофф Банк» начал возвращать деньги, отправленные мошенникам – вне зависимости от того, в какой банк они были переведены. Обычно банки такие переводы не возвращают, потому что деньги переводятся добровольно, да и доказать, что получателем были именно мошенники, а не ваш знакомый.
Кроме того, вернут деньги при компрометации реквизитов карты и списаний средств за покупки на дропов, снятие наличных и т.п. – главное, чтобы это произошло под воздействием социальной инженерии, так что обмануть банк в данном случае не получится.
Однако в большинстве случаев возвращать деньги и не придётся: заявление о возврате средств банк сделал для того, чтобы подчеркнуть эффективность своей эшелонированной защиты от мошенников, которая реализована за счёт синергии между банком и виртуальным сотовым оператором «Тинькофф Мобайл».
Работает она следующим образом. Для начала определитель номера в приложении «Тинькофф» покажет, кто звонит с неизвестного номера – полезный это звонок от какой-либо организации или, допустим, курьера – либо вами интересуется мошенник или спамер. База данных пополняется в режиме реального времени, так что вероятность принятия звонка от мошенника невелика.
При этом для абонентов «Тинькофф Мобайла» включена защита от подозрительных звонков – и условием возврата денег в случае чего является установка такого номера в качестве контактного в банке. Тут звонок анализируется в режиме реального времени и при совпадении паттернов с мошенническими звонками искусственный интеллект просто прерывает разговор.
Кроме того, реализована дополнительная защита переводов: для того, чтобы перевести больше определённой суммы (банк рекомендует установить порог 100 тыс. рублей), нужно подтвердить личность дополнительным фактором – селфи, SMS или звонком из колл-центра.
Наконец, система фрод-мониторинга, усиленная технологиями искусственного интеллекта, автоматически анализирует операции и в случае подозрения на мошенничество подает сигнал для блокировки операции. Проверка работает по умолчанию для всех клиентов Тинькофф и оценивает операции более чем по 1000 факторов, таких как нетипичный вход в мобильное приложение банка, нестандартное для клиента устройство, отклонение от привычных платежных привычек и так далее.
Защита пока не работает при звонках через мессенджеры, а также при игнорировании клиентом предупреждений о мошенничестве.