Найти тему

Задание 2 (синтаксический анализ) из ОГЭ-2025 по русскому языку: теория, алгоритмы решения, подвохи

Оглавление

Приветствую! В этой статье речь пойдет о задании 2 ОГЭ по русскому языку: о том, как его выполнять, что для этого нужно знать и на какие подвохи стоит обратить внимание.

Несмотря на все изменения, это задание было в работе и раньше. Однако до 2024 года выпускникам нужно было выполнить одну из версий этого задания (на поиск основ или на знание характеристик предложения). Теперь же оба типа этого задания разбили на 2 и 3 номера тестовой части ОГЭ.

Это сложное задание, но в нем можно разобраться. Начнем!

Как выглядит задание 2 ОГЭ по русскому языку?

Все примеры беру из своих уроков по подготовке к ОГЭ
Все примеры беру из своих уроков по подготовке к ОГЭ

  • Формулировка задания:

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

Сразу обращаем внимание: основа может быть выделена в одной из частей сложного предложения.

  • Нужно знать:

- подлежащее;
- однородные члены предложения;
- сказуемое и его виды.

Теория. Подлежащее и способы его выражения

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».

 Галочками отмечено то, на что стоит обратить внимание в первую очередь.
Галочками отмечено то, на что стоит обратить внимание в первую очередь.

Обратите внимание: подлежащее может быть выражено словосочетанием:

-3

Важно: слова мне, ей, ему, тебе (и другие, отвечающие на вопрос кому?) - дополнения, а не подлежащие. Они отвечают на вопрос косвенного падежа. А подлежащее может быть только в форме Именительного падежа (т.е. отвечать только на вопросы кто? что?).

Практика. Найдите подлежащие в следующих предложениях. Чем выражены эти подлежащие?

1) Двое уехали в столицу. 2) Путешествие   — это тяжёлое испытание духа. 3) Домашние Настю к себе не требовали и не беспокоили. 4) Несколько стульев стояло у стены, окрашенной белой краской.

______________________________________________________________________

Ответы: двое (числ.), путешествие (сущ.), домашние (прил в знач. сущ.), несколько стульев (словосоч.)

______________________________________________________________________

Сказуемое. Виды сказуемых

Сказуемое - главный член предложения, обозначающий признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечающий на вопросы: что делает? предмет речи? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое?

От подлежащего всегда можно задать вопрос к сказуемому. Например, море (что делало?) блестело.

Главная сложность задания в том, что нужно уметь правильно выделять сказуемое (всех трех видов).

Прикрепляю шпаргалку по всем видам сказуемых. Если нужна отдельная статья на эту тему, пишите в комментариях.

Сказуемые бывают трех видов: простое глагольное (ПГС), составное глагольное (СГС), составное именное (СИС).
Сказуемые бывают трех видов: простое глагольное (ПГС), составное глагольное (СГС), составное именное (СИС).

Практика. Подчеркните основы. Определите вид сказуемых.

1) Старик вздохнул и побрел дальше. 2) Грузчики начали разгружать состав, загнанный по ветке в тупик. 3) Диктор закончил читать постановление. 4) Мать была огорчена звонком сына. 5) Мне не спится сегодня.

________________________________________________________________________

Ответы: старик вздохнул (сказ., ПГС) и побрел (сказ., ПГС); грузчики начали разгружать (сказ., СГС); диктор закончил читать (сказ., СГС); мать была огорчена (сказ., СИС); не спится (сказ., ПГС).


ВАЖНО: слово "мне" не может быть подлежащим, так как отвечает на вопрос кому?. Это дополнение.

__________________________________________________________________________

Алгоритм выполнения задания

1. Внимательно прочтите текст задания.

2. Подчеркните грамматические основы в каждом предложении.

3. Подумайте, простые перед вами предложения или сложные. Все ли однородные подлежащие и сказуемые вы нашли?

4. Сравните выделенные основы с вариантами ответов. Проверьте, все ли однородные члены выписаны в ответе.

Помним: нужно выбирать только те ответы, в которых основа выписана верно (без лишних слов). Это может быть только одна из основ сложного предложения.

5. Выписываем цифры правильных ответов (помним, что в бланк ответ записывается без запятых и пробелов).

Практика в формате ОГЭ

Задание из открытого банка заданий ОГЭ по русскому языку
Задание из открытого банка заданий ОГЭ по русскому языку

Разбираем!

Подчеркиваем основы в каждом предложении.

  • (1) Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека.

Ищем подлежащее. Кто или что является главным действующим лицом? Положение! Что оно делает? Положение позволяет (считать).

Есть ли здесь еще основы? Есть, (что?) эмоции (что сделали?) сформировались.

Это предложение сложное (так как оно с двумя основами), вторая основа соответствует варианту ответа 1. Значит, цифра 1 нам подходит.

  • (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы (сказуемое составное именное) в работе «Выражение эмоций у человека и животных».

Еще одно сложное предложение с двумя основами. Вторая основа соответствует варианту ответа 2. Значит, цифра 2 нам подходит.

  • (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих.

Предложение простое. Однако основа предложения не соответствует варианту ответа 3, потому что "ученым" - дополнение (отвечает на вопрос кем?), а не подлежащее. Ответ неверный, не выписываем.

  • (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов.

В ответе сказано, что основа звучит так: реакции рассматривал. Давайте подумаем. Разве действие в этом предложении выполняют реакции? Разве это они кого-то или что-то рассматривали? Конечно, нет. Подлежащее здесь - Ч. Дарвин. Значит, ответ неверный.

  • (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах,  — результат эволюционного процесса.

В ответе сказано, что основа звучит так: исследования - результат. Однако исследования - подлежащее первой основы, а результат - сказуемое второй основы. Это очередная ловушка от составителей ОГЭ. Нельзя смешивать две основы в одну! Значит, ответ неверный.

Получается, правильными были утверждения 1 и 2. Их и выписываем в ответ таким образом: 12.

Что скажете? Сложное задание?

Сначала кажется, что да. Но если подробно разобрать всю теорию и все возможные ловушки, то ребята начинают быстро справляться с этим номером. Проверено моими учениками!

_____________________________________________________________________________

Не забудьте изучить информацию и о других заданиях:

Маргарита Сергеевна, репетитор по русскому языку.
Контакты для связи, дополнительные материалы размещены на
личном сайте