Книга «Непонятное искусство: от Моне до Бэнкси» — это популярное издание о современном искусстве, в которой автор рассказывает про все «измы» и не только про них. Творение Уилла Гомперца критиковалось некоторыми профессионалами арт-сферы, но продажи говорят за себя: «Непонятное искусство» полюбилось читателям. И мне, признаюсь, книга тоже понравилась. Рассказываю почему.
Об авторе
Книга What Are You Looking At?: 150 Years of Modern Art in the Blink of an Eye или, как её адаптировали для русскоязычной аудитории, «Непонятное искусство: от Моне до Бэнкси» (кстати, адаптация на мой взгляд очень удачная) написана человеком, которого включили в список 50 самых креативно мыслящих людей мира.
На данный момент Уилл Гомперц — художественный руководитель центра исполнительных искусств Барбикан в Лондоне. До этого он около 12 лет был редактором отдела искусства BBC. А до BBC, в течение семи лет работал директором по медиатехнологиям в одном из самых известных музеев мира — в галерее Тейт.
Совсем недавно, 4 августа 2023 года было объявлено, что Уилл Гомперц с января 2024 года займет пост директора расположившегося в центре Лондона дома-музея архитектора-неоклассициста сэра Джона Соуна. В общем, послужной список у автора книги, на мой взгляд, солидный. Мир искусства ему однозначно не чужд.
О чём книга
При написании «Непонятного искусства» Гомперц опирался, в первую очередь, именно на свой опыт работы в галерее Тейт. В книге он упоминает, что начиная свою деятельность там, не знал о современном искусстве ничего. Но в процессе работы он посетил величайшие музеи мира, увидел редкие коллекции, побывал в гостях у многих действующих художников и наблюдал за многомиллионными аукционами. Гомперц признается, что современное искусство стало для него одним из самых больших удовольствий в жизни, и эта его симпатия очень заразительно передается через текст.
Книга не претендует на академичность: Гомперц, хоть и проработал много лет в сфере искусства, но не является ученым, историком, философом или искусствоведом, о чем и заявляет в предисловии. Автор говорит, что хочет создать легкую для восприятия хронологическую историю современного искусства, изложенную с точки зрения сегодняшнего дня.
Автор хочет объяснить широкой аудитории, которая часто скептически относится к современному искусству, «правила игры» и логику эволюции от классических полотен до заформалиненных акул. Гомперц отмечает, что все художественные течения плотно переплетены между собой, но у каждого при этом есть собственный канон и творческий метод, который он раскрывает в книге.
Плюсы
Может Гомперцу и не хватает академических знаний, но талант журналиста, на мой взгляд, его не подвел — пишет он замечательно. Книга читается очень легко и увлекательно, особенно первые главы. Чем дальше, тем становится сложнее. Но это не пробел в работе автора, просто само искусство с ходом истории тоже усложняется, обрастает идеями и смыслами.
Помимо того, что книгу просто интересно читать (а ещё в ней присутствуют довольно забавные иллюстрации), она также весьма информативна. Гомперцу действительно удается провести единую линию развития искусства, показать, как один стиль вытекает из другого, как идеи передаются между людьми и странами, развиваясь во что-то новое. Автор не просто описывает стиль и рассказывает о его представителях. Он погружает в исторический контекст, представляет «измы» как нечто логично вытекающее из художественных, политических, технологических и философских обстоятельств.
Об истории искусства Гомперц пишет хорошо. Но в книге есть и обращение к его личному опыту. Автор делится историями о работе в галерее Тейт (например, рассказывает о том, как придумываются названия для новых выставок, или описывает реакцию посетителей на особенно экстравагантные работы). Он также пишет о современном арт-рынке, проведении аукционов, о работе с действующими художниками и т.п. Всё это, пусть такой информации в книге немного, слегка приоткрывает завесу тайны над миром арт-бизнеса, что очень интересно узнать, особенно из первых рук.
Николас Серота, председатель Художественного совета Англии, бывший руководитель Тейт (и, соответственно, автора книги) назвал Уилла Гомперца блестящим рассказчиком, а его книгу — яркой и талантливой. Associated Press отмечает, что рассказ живой и полон потрясающих деталей. А Telegraph пишет, что книга умная, увлекательная и информативная.
«Непонятное искусство» получало похвалы за свой доступный стиль письма, который делает сложные искусствоведческие концепции и исторические контексты более понятными для широкой аудитории. Также была отмечена широкая культурная перспектива, которая помогает читателям увидеть искусство как важную часть истории, социального контекста и человеческого опыта. Ещё Гомперца хвалили за соблюдение идеального баланса: он не покровительствует читателю, но и не бомбардирует его сложными терминами.
Минусы
Но, конечно, есть и негативные мнения по поводу этой книги. В основном, именно от профессионального сообщества. Например, художественный критик Бен Льюис считает, что такая книга держит читателя за дурака; что она отлично подойдет подростку, который заинтересован в искусстве, но пока не очень осведомлен, но никак не сведущему в теме человеку.
Льюис отмечает, что автор любит использовать шаблонные выражения для описания художников, которые могут подойти сотне разных живописцев. А известных людей, по его словам, Гомперц описывает как карикатуры: гениальный алкоголик Поллок, похотливая коллекционерка Гуггенхайм и т.п.
Вывод
В целом, можно сказать, что книга заслужила признание читателей. Она написана очень приятным языком, с немалой долей юмора, при этом действительно очень информативна и доходчива.
Думаю, я буду одной из тех, кто ещё не раз вернется к этому изданию на полке домашней библиотеки. Пусть книга далека от чего-то академичного, но простой язык и яркие образы помогают упорядочить всё в голове, выстроить наглядную схему, на которую впоследствии можно нанизывать более глубокие знания.
Смело могу рекомендовать книгу тем, кто интересуется искусством в целом. Даже если современное творчество вас не впечатляет, оно, если не полюбится вам, то будет намного понятнее. Ведь даже за акулой в формалине и бананом на стене есть своя философия.