Найти в Дзене

Культурный подъем Франции - «Каролингское возрождение»

Карл Великий жестоко покоряет соседей
Простаки против глюков14 августа 2023

На протяжении долгого времени Средневековье, особенно до 1000 года считалось Тёмными веками, но в 1830-е годы французский историк Жан-Жак Ампер ввёл понятие «каролингское возрождение». В ХХ веке французский историк Пьер Рише подразделяет «каролингское возрождение» на три периода: 1) время правления Карла Великого, 2) при его наследниках, 3) «оттоновское» возрождение, как называют в историографии время правление Оттоновской династии в Германии – культурный подъем. Советский и российский историк и культуролог А. Я. Гуревич утверждает, что «каролингское возрождение» - это попытка применения классического латинского языка и возрождение Римской империи.

Службы в церквях шли на латинском языке, религиозная литература и стихи писали тоже на латинском языке.

В 780-е годы при своём дворце в Ахене Карл организовал школу Schola Palatina – Дворцовая школа, где независимо от этнической принадлежности учились и трудились разные талантливые люди: вестготы, англосаксы, франки, итальянцы, ирландцы и т д. Карл тоже был членом этой Школы. И хотел, чтобы эта организация стала дружеским союзом учёных и культа мудрости. Первым научным руководителем Школы назначен Алкуин – англосакс, родом из Нортумбрии, высокообразованный монах, богослов, философ, поэт, писатель.

Рабан Мавр (слева) и Алкуин (в центре) подносят свои книги епископу Отгару Майнцскому. Яндекс: картинки
Рабан Мавр (слева) и Алкуин (в центре) подносят свои книги епископу Отгару Майнцскому. Яндекс: картинки

В 782 году Алкуин по приглашению Карла Великого прибыл в Ахен и старался в Дворцовой школе соединить античную форму с христианским духом.

Статуя Алкуина в Музее истории искусств в Вене. Яндекс: картинки
Статуя Алкуина в Музее истории искусств в Вене. Яндекс: картинки

В 796 году назначен аббатом в Сен-Мартен-де-Тур (аббатство святого Мартина в Туре), где основал школу и скрипторий, который стал самой крупной мастерской по переписке рукописей.

Монах в скриптории. Яндекс: картинки
Монах в скриптории. Яндекс: картинки

Карл Великий хотел, чтобы Schola Palatina существовала по образцу Платоновской академии в Афинах, и члены Школы назывались академиками и, пытаясь сохранить античную и библейскую традиции, брали себе псевдонимы: Карл Великий - царь Давид, Алкуин — Флакк (когномен (часть полного имени или прозвище) древнеримского поэта Горация), Теодульф — Пиндар, Ангильберт — Гомер.

"Афинская школа". Худ. Рафаэль, 1511 г.
"Афинская школа". Худ. Рафаэль, 1511 г.

Академики Дворцовой школы стремились переосмыслить античные знания через познание Бога. В библиотеке Школы собирали труды античных и раннехристианских авторов. К большому сожалению, библиотека не сохранилась. Занятия в Школе велись в форме дружеских бесед и богословских диспутов. Изучали тривий (грамматику, логику, риторику) и квадривий (арифметику, геометрию, астрономию и музыку в смысле гармонии звуков). Благодаря Школе многие церковные служители и должностные лица в правление Карла Великого получили хорошее образование. По всей территории империи происходил процесс «исправления» и «обновления» античного наследия через «христинизацию». Именно в Schola Palatina прозвучала идея о культурном единстве Европы.

В походах на территории Италии Карл и его люди познакомились с местной архитектурой, с базиликами, декоративными деталями, колоннами и даже выработали свой франкский архитектурный элемент вестверк (нем. Westwerk) — монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Старейший из сохранившихся вестверков - вестверк церкви в аббатстве Сен-Рикье возле Амьена во Франции.

Руины базилики Максенция-Константина на Римском форуме, нач. IV в. Яндекс: картинки
Руины базилики Максенция-Константина на Римском форуме, нач. IV в. Яндекс: картинки
План базилики Максенция-Константина. Яндекс: картинки
План базилики Максенция-Константина. Яндекс: картинки
Главный неф пятинефной Латеранской базилики в Риме. Яндекс: картинки
Главный неф пятинефной Латеранской базилики в Риме. Яндекс: картинки
Вестверк Мюнстерского собора. Яндекс: картинки
Вестверк Мюнстерского собора. Яндекс: картинки
Фасад монастырской церкви в Сен-Рикье. Яндекс: картинки
Фасад монастырской церкви в Сен-Рикье. Яндекс: картинки

Своего рода изобретением эпохи Карла Великого считаются пфальцы, своеобразные дворцы для временного проживания императора, эти здания тоже унаследовали древнеримские традиции.

"Дворцовая (Палатинская) капелла в Ахене (нем. Pfalzkapelle) — единственное сохранившееся относительно неприкосновенным здание, входившее в комплекс знаменитого Ахенского дворца". Уникальный памятник архитектуры правления Карла Великого, здесь же император и захоронен в 814 году. В течении шести сотен лет часовня являлась местом коронации императоров Священной Римской империи.

Капелла Карла Великого, (788—805) . Яндекс: картинки
Капелла Карла Великого, (788—805) . Яндекс: картинки

Письменность на латинском языке претерпела несколько видов своего развития. Римский маюскул, или капитальный шрифт (лат. capitalis; VII в. до н.э. — V в. н.э.) в 4-х видах: - Capitalis monumentalis, монументальная надпись, высеченная в камне;

- Capitalis quadrata, рукописный вариант Monumentalis, который использовался преимущественно в книжных рукописях;

- Capitalis rustica (также канонизированный Capitalis), более миниатюрный вариант Quadrata;

- старый римский курсив, курсивный вариант для повседневного использования.

Унциа́л (от лат. uncialis — равный по длине одной унции) — вид письма преимущественно маюскульного типа, распространённый в латинских и греческих рукописях IV-IX вв.

Готический маюскул (XIII-XIV вв.).

Мину́скул, мину́скульное письмо (от лат. minusculus — маленький) — алфавитное письмо, состоящее из строчных букв, то есть из букв, начертание которых мысленно укладывается в четыре горизонтальные линии (две внутренние линии ограничивают «тело» буквы, две внешние — её оси и «хвосты»).

Минускульное письмо возникло во II в. в латинском рукописном письме, с III в. получило широкое распространение, вытеснив маюскульное письмо.

Эволюции первоначального минускула привела к образованию каролингского минускула. Эпитет «каролингский» получил в связи с тем, что широкое внедрение этого вида письма пришлось на эпоху «каролингского возрождения». Каролингский минускул удобочитаем при небольших размерах букв. Любая буква состоит из круга или его части и коротких или длинных вертикалей. Ширина буквы и её высота примерно одинаковы. Каролингский минускул разработан во 2-й половине VIII века и усовершенствован в IX веке в Аббатстве св. Петра в Корби.

Один из каролингских минускулов. Яндекс: картинки
Один из каролингских минускулов. Яндекс: картинки
Фрейзингенские отрывки из Словении - один из первых славянских письменных источников, выполнен каролингским минускулом. Яндекс: картинки
Фрейзингенские отрывки из Словении - один из первых славянских письменных источников, выполнен каролингским минускулом. Яндекс: картинки

"Каролингское возрождение" длилось примерно сотню лет с 800 по 900 год. В соответствии с развитием письменности, роста числа храмов, увеличивалось и количество необходимых для богослужения книг. В связи с этим развивалась книжная миниатюра, фрески, мозаика, скульптура. Для создания миниатюр в Ахене, Реймсе и Туре открыли книгописные мастерские.

Евангелие Годескалька. Иллюминированная рукопись, созданная между 781 и 783 годами в королевском дворце в Ахене, самое раннее произведение «придворной школы Карла Великого». Книга названа в честь Годескалька, монаха, переписавшего Евангелие. Заказчиками манускрипта были Карл Великий и его жена Хильдегарда. Евангелие содержит шесть полностраничных миниатюр (изображения четырёх евангелистов, «Христос на троне», «Фонтан жизни»), орнаментами украшены инициалы и поля рукописи. Текст выполнен золотыми и серебряными чернилами на окрашенном пурпуром пергамене. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Евангелие_Годескалька
Евангелие Годескалька. Иллюминированная рукопись, созданная между 781 и 783 годами в королевском дворце в Ахене, самое раннее произведение «придворной школы Карла Великого». Книга названа в честь Годескалька, монаха, переписавшего Евангелие. Заказчиками манускрипта были Карл Великий и его жена Хильдегарда. Евангелие содержит шесть полностраничных миниатюр (изображения четырёх евангелистов, «Христос на троне», «Фонтан жизни»), орнаментами украшены инициалы и поля рукописи. Текст выполнен золотыми и серебряными чернилами на окрашенном пурпуром пергамене. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Евангелие_Годескалька
Карл II Лысый, сын Людовика Благочестивого, внук Карла Великого. Миниатюра из Псалтыри Карла Лысого, 842-869 гг. Яндекс: картинки
Карл II Лысый, сын Людовика Благочестивого, внук Карла Великого. Миниатюра из Псалтыри Карла Лысого, 842-869 гг. Яндекс: картинки
Карл Лысый. Фрагмент миниатюры из Библии Карла Лысого, 845 г. Яндекс: картинки
Карл Лысый. Фрагмент миниатюры из Библии Карла Лысого, 845 г. Яндекс: картинки
Четыре Евангелиста. книжная миниатюра. Яндекс: картинки
Четыре Евангелиста. книжная миниатюра. Яндекс: картинки

Кроме религиозной литературы в скрипториях переписывали и произведения античных авторов. В Дворцовой школе преподавали (скорее обсуждали) стихосложение. И были талантливые поэты. Писали поэмы, эпиграммы. Алкуин писал загадки в стихотворной и прозаической форме, а также учебники по различным гуманитарным направлениям. Рабан Мавр создал энциклопедию «О природе вещей» (De rerum naturis). Участники Дворцовой школы описывали своих современников, писали жития, биографии, исторические труды (деяния, хроники), переводили Библию на латынь.

Кроме Дворцовой школы в Ахене существовала «группа Ады», сестры Карла, где также сосредоточились талантливые люди той эпохи. Миниатюристы Дворцовой школы в своих работах использовали различные традиции: гиберно-саксонскую, византийскую и итальянскую. На каролингское искусство с IX века всё большее влияние оказывала франко-саксонская традиция, что привело к изменению в оформлении книг в период династии Оттонов с X века. Создаются иллюминированные рукописи (от лат. illumino — освещаю, делаю ярким, украшаю) - рукописные средневековые книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами.

Золотой кодекс из Лорша. Лист 72 оборот кодекса с иллюминированной миниатюрой Спаса Вседержителя. Иллюминированый евангелистарий, созданный между 778—820 годами. Инициалы и первые буквы абзацев выполнены капитальным письмом, а капитулярий написан каролингским минускулом. Характерным является постоянное использование золотых чернил. Колонки текста окружены разнообразными орнаментами в виде вьющихся растений, инициалы частично выполнены пурпуром на золотом фоне. Миниатюрные портреты четырёх евангелистов и деисусный образ выполнены серебряными и золотыми красками. Рукопись включает четыре евангелия, два отрывка из прологов Иеронима, двенадцать таблиц канонов, четыре предисловия к Евангелиям и капитулярий. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Золотой_кодекс_из_Лорша
Золотой кодекс из Лорша. Лист 72 оборот кодекса с иллюминированной миниатюрой Спаса Вседержителя. Иллюминированый евангелистарий, созданный между 778—820 годами. Инициалы и первые буквы абзацев выполнены капитальным письмом, а капитулярий написан каролингским минускулом. Характерным является постоянное использование золотых чернил. Колонки текста окружены разнообразными орнаментами в виде вьющихся растений, инициалы частично выполнены пурпуром на золотом фоне. Миниатюрные портреты четырёх евангелистов и деисусный образ выполнены серебряными и золотыми красками. Рукопись включает четыре евангелия, два отрывка из прологов Иеронима, двенадцать таблиц канонов, четыре предисловия к Евангелиям и капитулярий. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Золотой_кодекс_из_Лорша

Карл и его приближённые способствовали развитию музыки, которая к тому времени пришла в упадок. Были заимствованы элементы итальянских обрядов, впоследствии это заложило основу для повсеместного распространения григорианского пения. Создали единую систему записи музыки, стали обучать музыкальной (звуковой) гармонии.

Карл Великий издал 65 законов и указов (капитуляриев), которые явились основой средневекового права. При Карле Великом проведены финансовая и административная реформы.

Раздел владений в 855 г.
Раздел владений в 855 г.

Каролингская империя в 843-888 гг. Яндекс: картинки
Каролингская империя в 843-888 гг. Яндекс: картинки

«Каролингское возрождение» стало предтечей романского стиля.

Спасибо за внимание.