Найти в Дзене
Дома не сидится!

Кату-Ярык - как мы преодолели самый сложный и самый легендарный перевал Горного Алтая

Можно ли заехать на машине самим? Что будет, если не сможешь? Как разъезжаться? Стоит ли ехать на Телецкое озеро со стороны Кату-Ярыка? Какие там базы отдыха? Как много вопросов задают про перевал Кату-Ярык! Постараюсь ответить) Начну сначала: Кату-Ярык - общие сведения Кату-Ярык - крутой спуск в долину реки Чулышман. Находится он в Улаганском районе, где вообще много чего интересного для туристов. Акташский ретранслятор, водопад Учар, Гейзеровое озеро, Красные ворота - это только то, что на слуху. Общая длина спуска - чуть меньше четырех километров. И на это небольшое количество километров приходится аж 9 поворотов на 180 градусов. А перепад высот составляет 892 метра - это больше 2000 этажей, если измерять в домах. Представьте себе крутизну склона - если в градусах, то их 70. Вики говорит, что средний уклон дороги составляет до 18 градусов. А если в ощущениях, то как будто вообще под прямым углом спускаешься. Никакого асфальта на спуске нет и в помине - грунт да камни. Да и вообще д
Оглавление

Можно ли заехать на машине самим? Что будет, если не сможешь? Как разъезжаться? Стоит ли ехать на Телецкое озеро со стороны Кату-Ярыка? Какие там базы отдыха?

Как много вопросов задают про перевал Кату-Ярык! Постараюсь ответить)

Начну сначала:

Кату-Ярык - общие сведения

Кату-Ярык - крутой спуск в долину реки Чулышман. Находится он в Улаганском районе, где вообще много чего интересного для туристов. Акташский ретранслятор, водопад Учар, Гейзеровое озеро, Красные ворота - это только то, что на слуху.

Общая длина спуска - чуть меньше четырех километров. И на это небольшое количество километров приходится аж 9 поворотов на 180 градусов. А перепад высот составляет 892 метра - это больше 2000 этажей, если измерять в домах. Представьте себе крутизну склона - если в градусах, то их 70. Вики говорит, что средний уклон дороги составляет до 18 градусов. А если в ощущениях, то как будто вообще под прямым углом спускаешься.

Никакого асфальта на спуске нет и в помине - грунт да камни. Да и вообще дорога в этом не самом очевидном для трассы месте появилась только в 1989 году.

Трудно ли доехать до Кату-Ярыка?

Субъективное мнение - вообще нет. До Акташа ведет прекрасный Чуйский тракт с отличным покрытием. От Акташа до Улагана - дорога "ну ничего так". От Улагана до Кату-Ярыка вообще уже все равно на то, какая дорога, ведь красоты вокруг неописуемые.

Фото сделано из машины где-то между Улаганом и Кату-Ярыком
Фото сделано из машины где-то между Улаганом и Кату-Ярыком

Если в километрах, то от поворота на Акташ до Кату-Ярыка - 100 км. Часа за три-четыре домчать можно. Вместе с остановкой у Красных ворот при этом. Пейзажи вокруг меняются. То среди елок едешь километров 30...

Вполне приличная дорога, на мой взгляд.
Вполне приличная дорога, на мой взгляд.

...то вдоль обрыва. Мы ехали на HR-V, но и на пузотерке тут проехать можно. Главное - быть внимательным. И учитывайте, что за несколько километров до перевала начинается затяжной подъем, не перегрейте двигатель.

А тут и дорога приличная, и виды отличные
А тут и дорога приличная, и виды отличные

Сам Кату-Ярык

Примерно 3/4 приехавших не спускаются вниз. Смотрят сверху на долину Чулышман и перевал, делают фото и уезжают обратно. Есть небольшие юрты/кафе. Что-то строится. Сувениры продают. Условно это место можно назвать парковкой с туристической инфраструктурой.

Фото сделано не в этом году, может уже-то изменилось
Фото сделано не в этом году, может уже-то изменилось

Дорога налево - на сам перевал. Но мы пока поднимаемся на смотровую площадку.

Позади меня - тот самый перевал. Название "Кату-Ярык" переводится как "теснина" или "ущелье" и это явно не просто так. Потому что ущелье, в которое ведет спуск и по которому течет река Чулышман - просто великолепное. Красота невероятная!

Я на фоне Кату-Ярыка. Одно из лучших фото в моей копилке.
Я на фоне Кату-Ярыка. Одно из лучших фото в моей копилке.

Близко к краю я, как видите, не подхожу) Трусиха та еще потому что)) Высота тут ого-го. Фото не передает всю крутизну спуска. Если смотреть вживую, кажется, что при падении катиться будешь колбаской до самой реки.

Тот самый склон с крутизной в 70 градусов
Тот самый склон с крутизной в 70 градусов

А это уже вид в другую сторону - в сторону южного берега Телецкого озера.

Особо отчаянные во время фотосессии садятся на камушки на краю
Особо отчаянные во время фотосессии садятся на камушки на краю

А еще со смотровой площадки виден водопад Карасу. Хотя многие называют водопад по имени перевала - Кату-Ярыком. Высота водопада - 40 метров. На фото плохо видно, вода падает с отвесной скалы, рассыпаясь веером из тысяч мельчайших капель.

Водопад Карасу
Водопад Карасу

И, конечно же, здесь много пирамидок, как и в других местах, которые считаются священными.

Пирамидки для духа перевала
Пирамидки для духа перевала

Спуск на машине с Кату-Ярыка

А давайте о самом интересном уже - спуск вниз. Хотя нет, самое интересное - подъем наверх. Но мне спускаться было страшнее, наверх когда поднимались я уже знала, что меня ждут. А вниз - ууух! Если меня попросят перечислить самые безумные вещи в моей жизни, то в первой пятерке точно будет преодоление перевала Кату-Ярык.

В начале спуска куча предупреждающих знаков, увидев которые нормальный водитель должен развернуться и поехать обратно.

Внимание, опасный спуск! Крутая дорога! Возможен камнепад!
Внимание, опасный спуск! Крутая дорога! Возможен камнепад!

Отбойников на дороге нет. Вся надежда на спуске - на хорошие тормоза и благоразумие водителя. Страшно, жуть.

Фото из прыгающей по ямкам машине в самом начале спуска
Фото из прыгающей по ямкам машине в самом начале спуска

Резкие повороты создают иллюзию, что дорога едет в небо и обрывается. Кстати, на дороге есть и кочки, и ямки. Ну чтобы остроты ощущений было больше)

Красная стрелка - это дорога уже после разворота на 180 градусов.
Красная стрелка - это дорога уже после разворота на 180 градусов.

Ощущения, конечно, непередаваемые. Груженную пятью пассажирами и вещами машину тащит вниз на смеси гравийки с пылью несмотря на тормозные усилия. Очень рекомендую проверить тормозную систему перед поездкой. Мы спускались со скоростью не более 20 км/час, но даже на этой скорости чувствовалось насколько сильно перегружены тормоза и как им тяжело.

Разъезжаться там негде. Только на площадках поворотов есть место, где один прижимается к одному краю, другой к другому. Неписанное правило - тот, кто спускается пропускает того, кто поднимается.

Но есть нюансы. Вот эта белая машина начала подъем, видя, что мы уже спускаемся. И вот куда нам деваться? Задом заезжать обратно - точно не вариант. Благо, на обочине было место, куда можно прижаться, рискуя нырнуть вниз. Вот не мог он подождать на повороте, пока мы проедем...

Неприятно было в тот момент, конечно.
Неприятно было в тот момент, конечно.

Что внизу?

Сразу после спуска - стройные ряды домиков баз отдыха. Заселяетесь и идете исследовать достопримечательности долины Чулышман - Каменные грибы, водопады Учар и Куркуре. Можно просто наслаждаться красотой горно-речных пейзажей или сходить на рыбалку.

А можно махнуть еще 70 км и доехать до южного берега Телецкого озера - так сделали мы.

На южном берегу Телецкого озера
На южном берегу Телецкого озера

Базы Кату-Ярыка

Удивительно, но в таком диком месте у туристов еще и есть выбор. Яндекс показывает несколько баз, даже еще и с рейтингом от 4.3 до 5.

Скриншот сервиса Яндекс.Карты
Скриншот сервиса Яндекс.Карты

Сколько стоит проживание - тайна под семью замками. Сайт я нашла только у одной базы, а в группах баз во ВК в лучшем случае несколько постов и фото домиков. Видимо, предполагается, что желающие должны позвонить и все узнать при личном общении.

Домики на базе, вид со смотровой площадки Кату-Ярыка
Домики на базе, вид со смотровой площадки Кату-Ярыка

Помимо стандартных летних домиков на базах еще есть зимние теплые дома и экзотические аилы. Из особенностей - электричество от генераторов, с горячей водой, естественно, проблемы. Но это все не так страшно, ведь жить вы будете в одном из самых красивых мест Горного Алтая🤩.

Эти же домики. Вблизи они не такие уж и маленькие
Эти же домики. Вблизи они не такие уж и маленькие

И обратите внимание на водопад в центре кадра. Представьте себе, утром выходите на крылечко, а там горы и водопад. Красотааа!

Можно ли подняться самим на машине на Кату-Ярык?

Интрига-интрига!

Мы заехали сами. Но не с первого раза. Сначала минут 30 постояли, посмотрели, как заезжают/пытаются заехать другие. Потом рванули. Я пыталась предложить водителю, чтобы пассажиры поднялись наверх пешком, чтобы машине было легче. На меня посмотрели оценивающим взглядом, ехидно сказав, что мои 50 кг ничего не изменят, и что уже садись на пассажирское сиденье, погнали.

Кстати, что на спуске, что на подъеме бывалые водители советуют не пристегиваться ремнем безопасности, чтобы если что успеть выпрыгнуть из машины.

С первого раза мы, конечно, не заехали. Самый сложный - первый отрезок подъема, до первого поворота. Он длинный, с затяжным подъемом, нудный такой. Мы не доехали до площадки, где можно остановиться, буквально метров пять. Пару раз сделали "вжух-вжух" двигателем, поняли, что нет, не доезжаем, и задом покатились обратно. Буксовать там страшно, может занести на пыли и мелких камушках.

На второй раз мы взяли разгон чуть больше, разогнались чуть сильнее и заскочили! Ура! Но вот эти самые последние пять метров мы продвигались чуть ли не по 10 сантиметров в минуту.

Фото с подъема у меня нет, как-то не до того было. Поэтому выкладываю фото со спуска, но вот того самого первого снизу, затяжного отрезка.

Вдали опять те же самые домики
Вдали опять те же самые домики

Уж не знаю насколько по фото понятна крутизна уклона и в чем сложность подъема на него. Это примерно треть всего отрезка, на самом верху он еще чуть круче.

Дальше - проще. После каждого отрезка, тормозили в кармашке на повороте, остужали двигатель. Весь подъем занял у нас около 30 минут.

Зато как классно было потом рассказывать, что мы сами смогли заехать на Кату-Ярык! У нашего водителя самооценка выросла на 100500 пунктов.

Мое мнение - кроссовер заберется наверх относительно легко. Пузотерки на переднем приводе - как повезет. При мне наверх сами заскочили лихие девочки на Плаце, но не смогли заехать пенсионеры на Поло. Знакомый ездил туда на шестерке - заехал наверх с первого раза.

Что будет если не сможешь подняться сам на Кату-Ярык?

Останетесь там жить😂 шучу😉 Конечно, предприимчивые местные жители не дадут пропасть туристам и вывезут наверх. Прицепят машинку к УАЗику и затянут - хоть до первой площадки, хоть до самого верха.

По ценам могу ошибаться, но вроде бы стоит эта услуга не так уж и дорого. 1000 р за подъем к первому повороту, по самому сложному отрезку. Дальше большинство машин без проблем заезжают сами. Если нужно дотянуть до второго поворота, то 2000 р. А если вообще на самый верх затащить, то 3000 р. Примерно так. Возможно цены меняются в зависимости от того, какую машину нужно тащить наверх.

Вот как раз на фото грузовик собирается тащить наверх десятку
Вот как раз на фото грузовик собирается тащить наверх десятку

Второй вариант выбраться в цивилизацию - доехать до южного берега Телецкого озера, там загрузиться на паром и доплыть до северного берега Телецкого озера. Мне кажется, проще грузовику тысячу заплатить)

А что дальше? Новая дорога по Кату-Ярыку

А дальше идут разговоры про то, чтобы сделать вместо экстремального спуска - цивилизованный. И вроде бы уже не только говорят, но и строят. Но пока не построили точно.

С одной стороны, для жителей местных сел хорошая дорога - это хорошо. И туристическая инфраструктура явно тут улучшится. С другой стороны - пока это место труднодоступно - оно сохраняет свое очарование первозданной горной природы.

Да и такое приключение пропадет! Спуск/подъем по Кату-Ярыку - это невероятные эмоции. Вон у меня какой рассказ длинный получился, а я еще старалась покороче быть.

Желаю всем невероятных эмоций в путешествиях! Не бойтесь сложностей! Чем сложнее дорога - тем красивее вокруг!

Лайки поднимают настроение автору😊
Подпишитесь на канал - не пропустите новые рассказы о наших приключениях
Комментарии открыты для обсуждений, вопросов, благодарностей, дополнений, указаний на ошибку автора и желающих поспорить🤓

Собрала видео, снятое из машины во время спуска👇👇👇

Еще про Горный Алтай👇👇👇