Можно ли заехать на машине самим? Что будет, если не сможешь? Как разъезжаться? Стоит ли ехать на Телецкое озеро со стороны Кату-Ярыка? Какие там базы отдыха?
Как много вопросов задают про перевал Кату-Ярык! Постараюсь ответить)
Начну сначала:
Кату-Ярык - общие сведения
Кату-Ярык - крутой спуск в долину реки Чулышман. Находится он в Улаганском районе, где вообще много чего интересного для туристов. Акташский ретранслятор, водопад Учар, Гейзеровое озеро, Красные ворота - это только то, что на слуху.
Общая длина спуска - чуть меньше четырех километров. И на это небольшое количество километров приходится аж 9 поворотов на 180 градусов. А перепад высот составляет 892 метра - это больше 2000 этажей, если измерять в домах. Представьте себе крутизну склона - если в градусах, то их 70. Вики говорит, что средний уклон дороги составляет до 18 градусов. А если в ощущениях, то как будто вообще под прямым углом спускаешься.
Никакого асфальта на спуске нет и в помине - грунт да камни. Да и вообще дорога в этом не самом очевидном для трассы месте появилась только в 1989 году.
Трудно ли доехать до Кату-Ярыка?
Субъективное мнение - вообще нет. До Акташа ведет прекрасный Чуйский тракт с отличным покрытием. От Акташа до Улагана - дорога "ну ничего так". От Улагана до Кату-Ярыка вообще уже все равно на то, какая дорога, ведь красоты вокруг неописуемые.
Если в километрах, то от поворота на Акташ до Кату-Ярыка - 100 км. Часа за три-четыре домчать можно. Вместе с остановкой у Красных ворот при этом. Пейзажи вокруг меняются. То среди елок едешь километров 30...
...то вдоль обрыва. Мы ехали на HR-V, но и на пузотерке тут проехать можно. Главное - быть внимательным. И учитывайте, что за несколько километров до перевала начинается затяжной подъем, не перегрейте двигатель.
Сам Кату-Ярык
Примерно 3/4 приехавших не спускаются вниз. Смотрят сверху на долину Чулышман и перевал, делают фото и уезжают обратно. Есть небольшие юрты/кафе. Что-то строится. Сувениры продают. Условно это место можно назвать парковкой с туристической инфраструктурой.
Дорога налево - на сам перевал. Но мы пока поднимаемся на смотровую площадку.
Позади меня - тот самый перевал. Название "Кату-Ярык" переводится как "теснина" или "ущелье" и это явно не просто так. Потому что ущелье, в которое ведет спуск и по которому течет река Чулышман - просто великолепное. Красота невероятная!
Близко к краю я, как видите, не подхожу) Трусиха та еще потому что)) Высота тут ого-го. Фото не передает всю крутизну спуска. Если смотреть вживую, кажется, что при падении катиться будешь колбаской до самой реки.
А это уже вид в другую сторону - в сторону южного берега Телецкого озера.
А еще со смотровой площадки виден водопад Карасу. Хотя многие называют водопад по имени перевала - Кату-Ярыком. Высота водопада - 40 метров. На фото плохо видно, вода падает с отвесной скалы, рассыпаясь веером из тысяч мельчайших капель.
И, конечно же, здесь много пирамидок, как и в других местах, которые считаются священными.
Спуск на машине с Кату-Ярыка
А давайте о самом интересном уже - спуск вниз. Хотя нет, самое интересное - подъем наверх. Но мне спускаться было страшнее, наверх когда поднимались я уже знала, что меня ждут. А вниз - ууух! Если меня попросят перечислить самые безумные вещи в моей жизни, то в первой пятерке точно будет преодоление перевала Кату-Ярык.
В начале спуска куча предупреждающих знаков, увидев которые нормальный водитель должен развернуться и поехать обратно.
Отбойников на дороге нет. Вся надежда на спуске - на хорошие тормоза и благоразумие водителя. Страшно, жуть.
Резкие повороты создают иллюзию, что дорога едет в небо и обрывается. Кстати, на дороге есть и кочки, и ямки. Ну чтобы остроты ощущений было больше)
Ощущения, конечно, непередаваемые. Груженную пятью пассажирами и вещами машину тащит вниз на смеси гравийки с пылью несмотря на тормозные усилия. Очень рекомендую проверить тормозную систему перед поездкой. Мы спускались со скоростью не более 20 км/час, но даже на этой скорости чувствовалось насколько сильно перегружены тормоза и как им тяжело.
Разъезжаться там негде. Только на площадках поворотов есть место, где один прижимается к одному краю, другой к другому. Неписанное правило - тот, кто спускается пропускает того, кто поднимается.
Но есть нюансы. Вот эта белая машина начала подъем, видя, что мы уже спускаемся. И вот куда нам деваться? Задом заезжать обратно - точно не вариант. Благо, на обочине было место, куда можно прижаться, рискуя нырнуть вниз. Вот не мог он подождать на повороте, пока мы проедем...
Что внизу?
Сразу после спуска - стройные ряды домиков баз отдыха. Заселяетесь и идете исследовать достопримечательности долины Чулышман - Каменные грибы, водопады Учар и Куркуре. Можно просто наслаждаться красотой горно-речных пейзажей или сходить на рыбалку.
А можно махнуть еще 70 км и доехать до южного берега Телецкого озера - так сделали мы.
Базы Кату-Ярыка
Удивительно, но в таком диком месте у туристов еще и есть выбор. Яндекс показывает несколько баз, даже еще и с рейтингом от 4.3 до 5.
Сколько стоит проживание - тайна под семью замками. Сайт я нашла только у одной базы, а в группах баз во ВК в лучшем случае несколько постов и фото домиков. Видимо, предполагается, что желающие должны позвонить и все узнать при личном общении.
Помимо стандартных летних домиков на базах еще есть зимние теплые дома и экзотические аилы. Из особенностей - электричество от генераторов, с горячей водой, естественно, проблемы. Но это все не так страшно, ведь жить вы будете в одном из самых красивых мест Горного Алтая🤩.
И обратите внимание на водопад в центре кадра. Представьте себе, утром выходите на крылечко, а там горы и водопад. Красотааа!
Можно ли подняться самим на машине на Кату-Ярык?
Интрига-интрига!
Мы заехали сами. Но не с первого раза. Сначала минут 30 постояли, посмотрели, как заезжают/пытаются заехать другие. Потом рванули. Я пыталась предложить водителю, чтобы пассажиры поднялись наверх пешком, чтобы машине было легче. На меня посмотрели оценивающим взглядом, ехидно сказав, что мои 50 кг ничего не изменят, и что уже садись на пассажирское сиденье, погнали.
Кстати, что на спуске, что на подъеме бывалые водители советуют не пристегиваться ремнем безопасности, чтобы если что успеть выпрыгнуть из машины.
С первого раза мы, конечно, не заехали. Самый сложный - первый отрезок подъема, до первого поворота. Он длинный, с затяжным подъемом, нудный такой. Мы не доехали до площадки, где можно остановиться, буквально метров пять. Пару раз сделали "вжух-вжух" двигателем, поняли, что нет, не доезжаем, и задом покатились обратно. Буксовать там страшно, может занести на пыли и мелких камушках.
На второй раз мы взяли разгон чуть больше, разогнались чуть сильнее и заскочили! Ура! Но вот эти самые последние пять метров мы продвигались чуть ли не по 10 сантиметров в минуту.
Фото с подъема у меня нет, как-то не до того было. Поэтому выкладываю фото со спуска, но вот того самого первого снизу, затяжного отрезка.
Уж не знаю насколько по фото понятна крутизна уклона и в чем сложность подъема на него. Это примерно треть всего отрезка, на самом верху он еще чуть круче.
Дальше - проще. После каждого отрезка, тормозили в кармашке на повороте, остужали двигатель. Весь подъем занял у нас около 30 минут.
Зато как классно было потом рассказывать, что мы сами смогли заехать на Кату-Ярык! У нашего водителя самооценка выросла на 100500 пунктов.
Мое мнение - кроссовер заберется наверх относительно легко. Пузотерки на переднем приводе - как повезет. При мне наверх сами заскочили лихие девочки на Плаце, но не смогли заехать пенсионеры на Поло. Знакомый ездил туда на шестерке - заехал наверх с первого раза.
Что будет если не сможешь подняться сам на Кату-Ярык?
Останетесь там жить😂 шучу😉 Конечно, предприимчивые местные жители не дадут пропасть туристам и вывезут наверх. Прицепят машинку к УАЗику и затянут - хоть до первой площадки, хоть до самого верха.
По ценам могу ошибаться, но вроде бы стоит эта услуга не так уж и дорого. 1000 р за подъем к первому повороту, по самому сложному отрезку. Дальше большинство машин без проблем заезжают сами. Если нужно дотянуть до второго поворота, то 2000 р. А если вообще на самый верх затащить, то 3000 р. Примерно так. Возможно цены меняются в зависимости от того, какую машину нужно тащить наверх.
Второй вариант выбраться в цивилизацию - доехать до южного берега Телецкого озера, там загрузиться на паром и доплыть до северного берега Телецкого озера. Мне кажется, проще грузовику тысячу заплатить)
А что дальше? Новая дорога по Кату-Ярыку
А дальше идут разговоры про то, чтобы сделать вместо экстремального спуска - цивилизованный. И вроде бы уже не только говорят, но и строят. Но пока не построили точно.
С одной стороны, для жителей местных сел хорошая дорога - это хорошо. И туристическая инфраструктура явно тут улучшится. С другой стороны - пока это место труднодоступно - оно сохраняет свое очарование первозданной горной природы.
Да и такое приключение пропадет! Спуск/подъем по Кату-Ярыку - это невероятные эмоции. Вон у меня какой рассказ длинный получился, а я еще старалась покороче быть.
Желаю всем невероятных эмоций в путешествиях! Не бойтесь сложностей! Чем сложнее дорога - тем красивее вокруг!
Лайки поднимают настроение автору😊
Подпишитесь на канал - не пропустите новые рассказы о наших приключениях
Комментарии открыты для обсуждений, вопросов, благодарностей, дополнений, указаний на ошибку автора и желающих поспорить🤓
Собрала видео, снятое из машины во время спуска👇👇👇
Еще про Горный Алтай👇👇👇