К новостям о стремительном росте продаж на нашем рынке китайских тяжелых грузовиков зачастую проскакивают комментарии о потерянных полимерах, о том, что Камаз не чешется, о том, что правительство сдало рынок китайцам и "нувотивсе".
Вот данные за первые полгода 2023 года.
В свое время, когда играли в глобализацию, рынок был отдан западным производителям. Сегодня ехал на работу в Питер и за 20 минут на Киевском шоссе насчитал навстречу 90 европейских грузовиков, 30 наших (Камаз, Маз), 12 китайцев. Выборка, конечно, не научная, но думаю отражает примерные пропорции.
Казалось бы, после ухода большой европейской семерки рынок освободился и клепай грузовики, захватывай рынок, в компьютерных стратегиях всегда так делают. Так рассуждают наши диванные промышленники.
Но если завод рассчитан на выпуск, условно, 100 000 автомобилей в год, то можно за счет оптимизации процессов превысить эту величину на проценты. А если хочешь делать 200 000, то строй новый завод, нанимай работников, обучай их. Та же история уходит по цепочке к производителям комплектующих. Кто-то сможет нарастить производство, а кто-то даже и не станет.
Читал историю, что когда SONY выходило после войны на американский рынок, то им удалось заинтересовать своими радиоприемниками одну торговую сеть и те взяли попробовать 10000 шт. На удивление те оказались недорогими, но хорошего качества и быстро разошлись. Хозяин сети решил закупить 100 000 шт и с удивлением увидел, что цена выросла. В ответ на утверждение, что бОльшая партия должна стоить дешевле японец объяснил, что новую партию в 10000 он может продать по старой цене и даже дать скидку, но чтобы выпустить 100 000шт ему придется расширить производство, нанять новых сотрудников и есть риск, что такая заявка будет разовой, поэтому новая цена учитывает эти риски. Американец согласился с аргументацией.
Так же могут рассуждать и производители комплектующих.
А если 100 000й завод делает в последние годы по 50000 грузовиков, то хоть новый завод строить и не надо, но проблемы с работниками, оборудованием, складами, логистикой, поставщиками быстро все равно не решаются и не стоит ждать удвоения производства через год.
И это мы еще не берем в расчет санкционный удар, смену поставщиков, логистических цепочек.
И увеличение в 18 раз поставок в армию, как утверждает Шойгу
https://vz.ru/news/2023/8/14/1225716.html
Китайскому же заводу при условной производительности в 300 000 грузовиков не составляет труда выпустить для российского рынка 10000 шт, и таких заводов не один.
Важно учитывать, что китайцы зачастую заполняют ниши, для которых у нас просто не производилось.
Поэтому пусть продают, они продают свое вместо европейского, стране нужно строить, возить грузы, дефицит транспортных средств больно ударит по всей экономике. А когда свои производители будут готовы нарастить производство, то нужно плавно китайцев приземлять и принуждать к локализации пошлинами, утилизационными сборами и пр.
Автор - vlad78