Найти тему
Катехон

Европа проиграла Китаю в области солнечной энергии — теперь она собирается сделать то же самое с ветром

Как европейские лидеры могут со спокойной совестью смотреть на то, что ещё одна отрасль, зародившаяся в Европе и столь значимая для глобального энергетического перехода, будет отдана Китаю?

Властные круги Европейского союза оплакивают проигрыш европейской солнечной энергетики в пользу Китая и одновременно, похоже, пребывают в блаженном неведении относительно того факта, что ветроэнергетический сектор сейчас движется по той же траектории.

Как и солнечная энергетика, ветроэнергетика зародилась в Европе. На протяжении десятилетий она кропотливо создавалась благодаря инвестициям в исследования и разработку, щедрым субсидиям и благоприятной политике. Сегодня 5 из 15 крупнейших производителей ветряных турбин являются европейскими.

В условиях, когда энергетический переход находится в самом разгаре — и усилен войной на Украине, — можно было бы ожидать, что эти компании будут вести оживлённый бизнес. И всё же все они сталкиваются с худшим кризисом в своей истории, фиксируя рекордные убытки.

Это проблемы, которые накапливались годами. Они вряд ли будут решены на уровне компаний и без всеобъемлющего решения, которое могло бы продемонстрировать, действительно ли грандиозные заявления европейских политиков о снижении рисков, стратегической автономии и реиндустриализации выдержат испытание временем.

И на данный момент, если говорить о ветряной энергетике, ответ, по-видимому, однозначен — этого не будет.

Интересно, что частью проблемы в этом секторе было слишком большое количество инноваций. Чтобы привлечь внимание операторов ветряных турбин — чаще всего коммунальных служб, — конкуренты начали постоянно превосходить друг друга новыми конструкциями, лопастями большего размера, более выгодными условиями и более дешевыми предложениями. Между тем, с другой стороны, государственный сектор работал черепашьими темпами: колоссальные 80 гигаватт ветроэнергетических проектов в настоящее время застряли в процедурах выдачи разрешений. И возникающие в результате задержки оказались губительными, поскольку они могут задержать разработку проекта на несколько лет.

На фоне всего этого разразился COVID-19, цепочки поставок были нарушены, цены на сырьевые товары резко выросли, инфляция взлетела до небес. И в результате за последние два года цены на ветряные турбины выросли на космические 40%.

В довершение всего, правительства нескольких стран, испытывающих нехватку денежных средств, в настоящее время также проводят аукционы с отрицательными ставками, что приводит к дополнительным расходам для и без того умирающей отрасли. И, несмотря на неоднократные призывы ветроиндустрии поступать с точностью до наоборот, по меньшей мере четыре страны-участницы — Германия, Дания, Нидерланды и Литва — в настоящее время предлагают оффшорные ветровые аукционы с «отрицательными ставками», что означает, что разработчики проектов должны платить этим правительствам за привилегию строительства ветропарков. Германия только что заработала таким образом 12,6 млрд евро, причем не у кого иного, как у BP и Total Energies, которые теперь наверняка переложат эти расходы на цепочку поставок — особенно на поставщиков ветроэнергетики, которые меньше всего могут себе это позволить.

Суть в том, что из-за сочетания внутренних и внешних факторов ветряки с лейблом «сделано в Европе» сейчас просто слишком дорогие, слишком медленные и слишком слабые, чтобы противостоять уже хорошо отточенной тактике Китая, которая включает в себя массовые субсидии, направленные на технологическое превосходство, а также активное вытеснение конкурентов с рынка; их правительство и бизнес работают рука об руку как на внутреннем, так и на внешнем рынках — и со скоростью, к которой западные экономики не привыкли.

И эти усилия приносят свои плоды: уже сейчас 9 из 15 крупнейших производителей ветряных турбин являются китайскими.

Итак, отчасти в ответ на это — и в качестве давно назревшего шага — ЕС в настоящее время добавляет неценовые критерии к своему Закону о промышленности с нулевым уровнем выбросов, включая, например, факторы устойчивости или системной интеграции. Однако, зная о хрупком состоянии государственных финансов, Европейская комиссия также предлагает отказаться от этого в случае, если эти критерии приведут к повышению цен более чем на 10%. Таким образом, при сравнении производственных издержек в Европе и Китае всё становится ясно как божий день.

Ещё один факт должен быть виден всем: продажи Китая в Европе растут. И хотя в самом ЕС проникновение пока невелико, глядя на периферию, кажется, что это только вопрос времени: от Сербии и Турции до Украины развёртываются ветряные турбины Китая, либо полностью установленные, либо находящиеся в стадии строительства, либо в стадии планирования.

Это означает, что в то время как ЕС и его страны-члены много говорят о соблюдении «европейских стандартов», включая строгий режим государственной помощи и обременительные правила конфиденциальности данных, у них будет всё больше соблазна отказаться от своих убеждений и покупать дешёвые субсидируемые китайские технологии с непрозрачными цепочками создания стоимости и стандартами, которые никоим образом не соответствуют действительности. Просто подумайте: действительно ли мы считаем, что 300 датчиков, установленных на каждой турбине и подключённых к критически важной инфраструктуре, каким-то образом защищены от незаконной передачи данных или потенциального саботажа?

Будь то с точки зрения экономики, безопасности или суверенитета, несоответствия слишком очевидны и результаты уже ощущаются: ползучая деиндустриализация, сокращение рабочих мест на производстве и снижение доверия инвесторов.

Эти тенденции также ускоряются благодаря вариантам «отсрочки платежа», которые китайские фирмы предлагают разработчикам, позволяя им отказаться от платежей за турбины до тех пор, пока ветроэлектростанция не будет введена в эксплуатацию, или в течение трёх лет после заказа. Для европейских производителей было бы невозможно — даже незаконно — делать такие предложения. И в результате они сталкиваются с крайне неравномерным игровым полем, которое Всемирная торговая организация, похоже, не в состоянии контролировать.

Всё это приводит к одному важному выводу: сложность и множество проблем, с которыми сталкивается ветроэнергетическая отрасль Европы, не могут и не будут решены без более активного вмешательства политики.

Те, кто отвечают за промышленную политику ЕС, должны срочно начать действовать. Это относится и к президенту Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен, которая в своей речи в Давосе в этом году заявила, что «история экономики чистых технологий будет написана в Европе», и к комиссару по внутреннему рынку Тьерри Бретону, который не устаёт призывать к усилению «стратегической автономии». Как европейские лидеры могут со спокойной совестью смотреть на то, что ещё одна отрасль, зародившаяся в Европе и столь значимая для глобального энергетического перехода, будет отдана Китаю?

Для поддержания доверия обоим лидерам следует созвать то, что немцы называют runder Tisch — круглый стол, на котором все участники, имеющие решающее значение в цепочке создания стоимости ветроэнергетики, соберутся вместе для выработки жизнеспособного решения. И они должны сделать это как можно скорее, пригласив всех — от производителей ветряных турбин из ключевых стран до коммунальных служб, разработчиков проектов, политиков ЕС и государственных финансовых институтов, таких как Европейский инвестиционный банк.

Также крайне важно, чтобы эта спасательная миссия была продолжена в текущем законодательном цикле — то есть задолго до выборов в Европейский парламент в июне 2024 года. Эта идея, что «отрасль может», не должна откладываться до 2025 года или позже, поскольку ущерб к тому времени вполне может оказаться непоправимым.

Кроме того, ветроэнергетика также должна стать основным направлением деятельности Совета ЕС-США по торговле и технологиям. GE Renewables — ведущий американский производитель ветряных турбин — находится в столь же тяжёлом положении, как и его европейские коллеги, и США являются ключевым рынком сбыта для европейских производителей. Согласованные действия между обеими сторонами Атлантики — например, с помощью зарождающихся планов создания экологически чистого трансатлантического рынка, для которого заинтересованные стороны впервые соберутся этой осенью, — может быть единственным способом гарантировать, что Китай не одержит верх в ещё одной ключевой технологии.

С солнечной энергией Европе можно простить её былое самоуспокоение по поводу быстрого роста Китая. Но с ветроэнергетикой континент теперь рискует потерять отрасль, которая имеет радужные перспективы безграничного спроса в будущем и находится в центре всех неотложных политических приоритетов ЕС — от устойчивости к изменению климата и энергии до конкурентоспособности и хороших рабочих мест. И на этот раз ему некого будет винить, кроме самого себя.