Без сомнений, Китай является самым крупным авторынком мира. Цифры продающихся там машин просто поражают. За последние 4 года в Китае реализовано чуть более 100 млн новых авто, а в пиковый 2017 год удалось реализовать почти 29 млн новых авто. Помимо этого, Китай - самая густонаселенная страна. На секундочку, число живущих человек в поднебесной приближается к 1,5 млрд. Как следствие, чем больше людей, тем больше машин.
При этом китайские производители развиваются "семимильными шагами", выпуская все более новые и продвинутые модели. Сами понимаете, что если не контролировать наличие машин на дорогах, то вся страна в какой-то момент может превратиться в одну огромную пробку. Именно поэтому государство сдерживает спрос на авто различными бюрократическими препонами. О которых мы сегодня поговорим.
Популяризация "электричек"
На конец 2022 года китайский авторынок насчитывает около 417 млн машин. Прирост за год - почти 6%. Для примера: в России зарегистрированно чуть более 50 млн машин. Помимо этого, в Китае огромными темпами идет развитие "электричек". Плюс 5,3 млн или 80% только за 2021 год. В 2022 году продано 5,67 млн электромобилей. Но почему в Китае так резко стали покупать электромобили? Далее вы поймете, в чем причина.
Авто стали в два раза доступнее
В китае можно купить автомобиль в кредит по ставке 4-6% на большой срок. Вплоть до 10-15 лет. И даже автомобили за последние 10 лет сильно подешевели. Например, Audi Q7 10 лет назад стоил 1,2 млн юаней. Если переводить на рубли по сегодняшнему курсу, то это 16 млн. Сейчас такой авто в Китае стоит в 2 раза дешевле. Вообще все авто сильно подешевели из-за высокой конкуренции производителей, которые выпускают все больше и больше машин.
Нельзя просто взять и купить авто
Несмотря на все это, в Китае нельзя просто взять и купить автомобиль. Касается это самых крупных мегаполисов. Не каждый человек захочет столкнуться с проблемами, которые вдобавок лишат его не малых денег. После покупки авто человек должен получить госномер. И вот здесь начинается самое интересное. Номера разыгрываются в лотерею и продаются на аукционах по сумасшедшим ценам.
Бесконечные лотереи
Чтобы участвовать в лотереи, надо подать заявление в дорожную полицию: мол, хочу зарегистрировать авто и получить госномера. Далее раз в месяц разыгрывают около 10 тысяч госномеров среди сотни тысяч людей, число которых постоянно растет, а шанс выиграть номер снижается. Поэтому некоторые люди могут ждать даже год и более. Начиная с 2011 года, когда начала действовать подобная схема, вероятность выигрыша постоянно снижается.
Аукцион для богатых
Но есть более быстрый вариант - получить госномера. Участвовать в аукционе, где стартовая цена для физлица примерно от 80 тысяч юаней (1 млн рублей). Для юрлица - 150 тысяч юаней. Само собой, желающих много, поэтому цена может вырастать до неадекватных значений. Самый дорогой номер за всю историю стоил 1 млн юаней (13 млн рублей). Это был так называемый "блатной" номер с правильными цифрами.
"Зеленые привелегии"
А теперь о том, почему в Китае так сильно выросли продажи электромобилей. Дело в том, что до 2023 года госномера на электромобили раздавали абсолютно бесплатно. Но с этого года в некоторых мегаполисах и зеленые номера стоят денег. На дороге машины отличаются цветом номеров. "Электрички" - зеленые, ДВС - синие.
Конечно, людям крупных городов такое не нравится, поэтому кто-то едет в регионы для регистрации авто. Но и здесь не все так просто. Есть ряд правил, которые надо выполнить. К тому же такие номера в мегаполисах имеют некоторые ограничения. Также в Китае появилось много фирм, которые продают помощь в выигрыше лотереи. Такая услуга стоит около 10 тысяч юаней, и с помощью неё можно увеличить шанс на выигрыш номера.
Пропасть между бедными и богатыми
Такая ситуация породила пропасть между богатыми и бедными. Те, у кого есть деньги ездят на машине. У кого нет денег ездят на скутерах и электромопедах. Для них не надо покупать номера, да и стоят они сильно дешевле авто. Поэтому в китае так много различного двухколесного транспорта на дороге.
Без парковки никак
Ещё одно условие для жителей крупных мегаполисов, которое необходимо выполнить для регистрации автомобиля - это наличие парковочного места. Если его нет, то поставить на учет авто не получится. Но здесь можно сэкономить, взяв его в аренду на длительное время. Если покупать, то в среднем парковочные места могут стоить 100-200 тысяч юаней.
В общем, государство делает все, чтобы малообеспеченные люди не смогли ездить на собственном авто. Но другого варианта нет. Если каждому китайцу позволить без проблем покупать авто и ездить на нем, то на дорогах случится коллапс.