Найти тему

Тишайший акварельный гербарий Анны Голубкиной.

Продолжим начатую здесь и здесь тему внезапных букетов. Точка нашего внимания сегодня - тишайший акварельный гербарий скульптора Анны Голубкиной.

Наверняка вы видели что-то из ее могутных и очень живых работ.

Может быть бюст Льва Толстого, который Анна ваяла уже в довольно пожилом возрасте, спустя двадцать четыре года после встречи с писателем и принципиально по памяти.

-2

Или модерновый горельеф "Волна" (1902), украшающий вход в Московский Художественный театр.

-3

Или нежную, но чувственную вазу «Туман».

Смотришь на эти скульптуры и возникает образ единения творчества с природной стихией, когда сильные руки человека рождают из мягкой глины, читай земли, что-то новое.

-4

Давайте посмотрим на фотографию художницы. Сильная, устремленная женщина. В воспоминаниях о своем детстве Анна Семеновна пишет, что родилась она ночью во время пожара, поэтому характер – пожарный.

Воспитывалась дедом-старообрядцем в большой трудолюбивой семье: занимались огородничеством, держали постоялый двор. Денег на то, чтобы выучить всех детей в семье не было, в итоге образование смогли дать только одному ребёнку.

Анна покинула свой Зарайск только когда ей исполнилось 25 лет, отправилась учиться в Москву. Много тревог и страстей было в жизни: учеба, покорение Москвы и Парижа, несчастная любовь, которая чуть не довела до самоубийства, участие в революционном движении и заключение в крепость, лабильная психика несколько раз доводила до больницы. Была ученицей Родена. Даже скупые штрихи биографии говорят о мятущейся натуре.

И вдруг на фоне страстей и энергичных скульптур – тишайший «травник»: зарисовки лесных, садовых, сорных растений. Им Анна занялась в 1910 году, когда ей было 46 лет.

-5

Это было отдохновение для себя, для души, поэтому о нем мало кто знал, только родные, которые вспоминали, как приезжая в Зарайск, Анна ходила по окрестным лугам, собирала цветы, а потом их зарисовывала.

-6

Конечно ей, выросшей на природе, растения были милы и понятны. «…Хотела я сделать несколько этюдов, но, положительно, не нахожу ни дня, ни часа – даже подумать. Можно сказать, что у огородников все лето продолжается рабочая пора, и я не могу выбрать время для своей работы, хотя в лес могу ходить и хожу все-таки…». (из письма Анны Голубкиной писателю Георгию Чулкову.

-7

Всего до нас дошло почти 300 листов с изображениями более 400 растений. Впервые широкой публике гербарий был представлен в 1944 году к 80-и летию скульптора.

-8

Вот как писал об этом художник Александр Герасимов: «… Как-то ко мне в мастерскую пришла племянница Голубкиной, принесла папку с рисунками и просила моего совета – стоит ли обнародовать... Когда я просмотрел их, я был поражен тем, что около 250 листов бумаги было исписано акварелью с наших полевых листов и разных травок... Вот какая беспредельная любовь к русской природе была у этой замечательной художницы».

-9

Акварели кажутся простыми, но сколько в них любовного, скульптурного исследования натуры. Это не ботаническая живопись, сделанная так, что каждая прожилка на любом листе читается. Здесь скупыми средствами, ещё чуть-чуть и абстрактно, передаётся характер растения.

-10

Иногда здесь, в блоге, мои читательницы оставляют комментарии: "хочется начать, но страшно". Мне кажется, такой вот исследовательский гербарий может быть прекрасной идеей для начала: принести травинку, положить ее на белый лист бумаги и попытаться изобразить в несколько прикосновений кисти. Чем не арт-терапия?

Все изображения скульптур и акварелей Анны Голубкиной взяты автором из отрытых источников в сети Интернет.